Автор: Николай Сергеевич Пряжников
Введение. Профессиональная ориентация молодежи является важной составной частью более глобальной системы управления человеческими ресурсами общества. Уровень развития профориентации во многом определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность любой страны. При этом сама система профориентации должна быть гибкой, быстро реагировать на различные изменения в экономике, политике, в научно-технологической сфере, в культуре. Если профориентация, даже если она была эффективной в какие-то периоды, не учитывает эти изменения, то ее эффективность резко снижается. Соответственно, можно выделять основные проблемы, понимаемые как нарастающее несоответствие уже сложившейся системы профориентации тем внешним и внутренним факторам, которые требуют изменения это системы. Но есть и проблема более широкого плана, которую можно выразить в вопросе: всегда ли профориентация должна только реагировать на различные изменения, т.е. быть «зависимой» от этих изменений, или же она обладает потенциалом для того, чтобы и самой влиять на ситуацию? В частности, мы можем предположить, что грамотно организованная система профориентации может улучшать ситуацию в экономике, на рынке труда, и даже в науке, образовании и культуре, если важным эффектом такой профориентации станет более продуманная кадровая политика на уровне конкретных организаций, регионов и всей страны. И тогда профориентация, включенная в грамотно построенную систему управления человеческими ресурсами, могла бы претендовать на роль важнейшего фактора развития российского общества, и для этого есть серьезные основания (Пряжников, 2014, с. 103-110).
Общая логика развития мировой и отечественной профориентации. На основе анализа мирового и отечественного опыта развития профориентации можно определить следующих логику ее развития: 1) акцент на трудоустройстве, без научно обоснованного учета особенностей претендентов на те или иные работы; 2) попытки учета психологических особенностей претендентов (преимущественно с помощью тестирования); 3) перенесение акцента на индивидуальные профконсультации, когда с претендентом уже можно выстраивать диалогичные отношения и повышать его осознанность в карьерных выборах; 4) обучение клиентов навыкам решения отдельных профориентационных задач (в основном через «профессиональные пробы», тренинги карьерного роста, тренинги успешности, профориентационные игры и т.п.); 5) перенесение акцента на личностные аспекты самоопределения, связанные с ценностно-смысловым поиском; 6) перенесение акцента на осмысление социума и перспектив его развития с целью более осознанного поиска места в этом социуме; 7) органичное включение профориентации в систему кадровой политики государства (в систему управления человеческими ресурсами или человеческим капиталом…) (Михайлов, 1977; Пряжников, 2016).
Также можно обозначить интересную закономерность: профориентация более развита в тех социальных системах, где более выражена реальная свобода выбора. Сама свобода в этом контексте определяется следующими моментами (условиями): 1) наличием альтернатив выбора; 2) относительной привлекательностью этих альтернатив для самоопределяющейся личности; 3) относительной доступностью для личности этих альтернатив; 4) готовностью личности выделять и реализовывать эти альтернативы; 5) системой подготовки личности к самоопределению в условиях свободы. Заметим, что именно пятое условие (система подготовки личности к самоопределению в условиях свободы) является решающим для самого понимания свободы самоопределения, т.к. если свобода реально существует, а личность не готова ею пользоваться, то реально для такой личности свободы и нет (Пряжников, 2016. с. 31).
На примере опыта России, СССР и Российской Федерации можно проиллюстрировать, как уровень развития свободы (см. выше) соотносится с уровнем развития самой профориентации: (Пряжников, 2016, с. 30-39):
1. При не очень развитых свободах и слабой экономике России начала ХIХ века плохо была развита и профориентация, хотя в Западной Европе и Северной Америке с ее более выраженной свободой и развитой экономикой наблюдается бурное развитие и профориентации.
2. В советский период (20-х гг. прошлого века) можно говорить об относительной свободе и бурном развитии экономики, наблюдается очень интенсивное развитие профориентации и близкой к ней педологии, когда активно начали использоваться тесты, по результатам молодые люди распределялись по уровням и профилям обучения.
3. В 30-50-е годы, в условиях сильного ограничения свобод, но продолжающегося развития экономики, прежняя профориентация запрещается (знаменитое «Постановление ВКПб о Педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 04.07.1936 г.). При этом новая профориентация становится директивной, хотя и эффективной, и даже во многом адекватной изменившимся условиям подготовки к войне и послевоенного строительства (по принципу, «куда комсомол, или куда партия пошлет, там и будем работать или учиться»).
4. В хрущевскую «оттепель» 60-х годов вновь наблюдается расширение свобод, хотя и возникают некоторые экономические сложности, что не мешает определенному возрождению профориентации, т.е. постепенного перехода от «директивной» к более «демократичной», в чем-то даже соответствующей современным представлениям.
5. В период неоднозначно оцениваемого современными историками брежневского «застоя» многие свободы, на наш взгляд, сохраняются, но нарастают сложности в экономике, и на этом фоне профориентация сохраняется, но больше ориентирована на «латание дыр» в экономике и кадровой политике (когда молодежь массово агитировали на непрестижные профессии и т.п.);
6. В горбачевскую «перестройку» 80-х гг. свобод становится слишком много, а экономика начинает деградировать, но при этом профориентация начинает интенсивно и качественно развиваться, что может быть объяснено и субъективным фактором, когда это развитие во многом было обеспечено эффективным руководством со стороны О.П.Апостолова (Апостолов, 2011), который отвечал тогда за всю профориентацию в СССР, и при активном участии которого решались не только управленческие задачи, но и задачи научного развития профориентации, вплоть до стажировок наших отечественных профконсультантов за рубежом и приезда в СССР многих ведущих зарубежных специалистов по профориентации (Дж. Холланд, С. Фукуяма и др.), которые отмечали успешное развитие профориентации в нашей стране.
7. В период «демократических преобразований» 90-х годов экономика оказывается в глубоком кризисе и, к сожалению, сильно деградирует общественная мораль, когда девальвируется ценность труда и на первый план выходят те, кто зарабатывает деньги нечестно. Условно можно назвать это «экономической несвободой» (при высокой безработице во многих регионах, от которой особенно пострадали высокотехнологичные специалисты, т.к. были развалены многие оборонные предприятия). Но к парадоксам этой ситуации, связанным со свободой уже в самой профориентации, можно отнести то, что, во-первых, развивается система служб занятости населения, построенная во многом на основе внедрения передового зарубежного опыта, и, во-вторых, не только сохраняются, но и расширяются возможности для теоретического поиска и практической профориентационной работы. Правда, при почти урезанном финансировании, т.е. эти работы либо выполнялись на коммерческой основе, либо на энтузиазме тех, кто продолжал работать в профориентации.
8. В так называемые «нулевые» годы наблюдается некоторое оздоровление экономики, во многом связанное и с повышением цен на энергоносители на мировом рынке, а также возрастание степени свобод в обществе, и даже некоторое возрождение трудовой морали, когда все больше стали цениться не сомнительные «дельцы», а настоящие высококвалифицированные специалисты. В этих условиях внимание к профориентации со стороны власти вновь повышается, что выражается в развитии таких проектов, как, например, «предпрофильная подготовка и профильное обучение», «профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья» и др. К сожалению, идеи системной профориентации популярными не стали, и работы часто ограничивались отдельными грантами, проектами и соответствующими массовыми мероприятиями (с грандиозными «форумами», куда все чаще стали приезжать важные начальники и т.п.). Но все же, следует признать, что профориентационная жизнь оживилась.
9. Двадцатые годы ХХI века, т.е. современная ситуация в целом характеризуется более быстрым ростом экономики, соответствующим расширением свобод (в плане поиска работы и трудоустройства) и дальнейшим укреплением трудовой морали. Правда, сильно повлияло на профориентацию и внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), к которому в среде специалистов очень неоднозначное отношение. Заметим, что в качестве одной из востребованных у школьников и их родителей профориентационных услуг во многих центрах профориентации предлагается и «подготовка к ЕГЭ»… Расширяется участие России в Международном конкурсе профессионального мастерства ВорлдСкилз (WorldSkills International). Развивается проект для школьников «Билет в будущее», где делаются попытки расширить профориентационную практику и даже попытки обогащения профориентационной теории. На базе ФИРО разработана новая версия Концепции профессионального самоопределения..» (Ключевые тезисы Концепции…, 2019) и др. К этому можно добавить и более интенсивное внедрение в экономику цифровых технологий, что заметно повлияло на предпочтения молодежи при выборе профессии (взлет популярности IT-специалистов), а также — расширило возможности для самой профориентационной работы (использование «удаленных» форм оказания помощи, различных веб-семинаров и т.п.). К сожалению, эти новые возможности, связанные с цифровыми технологиями, часто не используются в полной мере (например, почти нет интересных профориентационных компьютерных игр, моделирующих сам процесс самоопределения или деятельность по каким-то профессиям и т.п.). Еще хуже, когда эти цифровые технологии используются для неоправданной бюрократизации профориентационной работы, примерно так же, как во многих «инновационных» вузах цифровые форматы отчетности и планирования давно уже стали для преподавателей настоящим наказанием (когда, например, написание отчета в цифровом виде может занять несколько дней вместо прежних нескольких часов, когда отчеты были обычными, «бумажными»)… В целом можно отметить заметное оживление профориентационной работы в последние десятилетия, особенно если сравнивать этот период с 90-ми годами. Но, как уже отмечалось, изменения в экономике, в социальной жизни, и даже в мировой политике требуют нового осмысления состояния современной российской профориентации.
Основные проблемы современного этапа развития российской профориентации. Продолжая анализировать уже современную ситуацию в отечественной профориентации, можно выделить следующие проблемные моменты ее развития, которые при должном осмыслении, можно одновременно рассматривать и как некоторые основания для перспектив развития профориентации, как ее «точки роста»:
1. Относительная свобода и «избирательность» для профориентационного творчества. Здесь возникает некоторая парадоксальность и даже «избирательность» творческого процессе. В частности, профконсультанты-практики (педагоги-психологи, которые тоже иногда занимаются профориентационной работой) редко испытывают на себе давление в плане выбора теоретических моделей работы. Это объясняется тем, что на безе школ не так много специалистов, разбирающихся в этих теоретических моделях и подходах профориентационной работы. Это позволяет практикам, по возможности, не только импровизировать в своем научном поиске, но иногда, даже и даже проектировать новые профориентационные методы и сразу же апробировать их. Но при этом в организационном плане профконсультанты-практики (педагоги-психологи) имеют очень мало свободного времени, т.к. в школах масса мероприятий и другой «неотложной» работы, а то и просто господствуют директивные требования начальства «находиться в школе весь рабочий день». Таким образом, в работе профориентаторов-практиков часто наблюдается свобода теоретическая, но несвобода организационная.
По нашим многочисленным наблюдениям, для ученых и преподавателей, связанных с профориентационной проблематикой, картина противоположная. Часто наблюдается некоторое теоретическое давление, ограничение творческого теоретического поиска, особенно в ходе публичных выступлений, при написании отчетов и т.п. Но зато у ученых и преподавателей обычно больше свободного времени и возможностей для развития альтернативных взглядов, чем у профориентаторов-практиков. Правда, выражение альтернативных взглядов менее рискованно проходит в «параллельном» (или — в «полуподпольном») режиме — так, чтобы «не сказать лишнего» и чтобы «коллеги не осудили» (Пряжников, 2012, с. 232-233)… Особенно следует быть осторожным, когда ученые и преподаватели пытаются осмыслить и озвучить свое понимание проблем в экономике и политике. Также пока не особо приветствуются попытки включать в профориентационную работу элементы патриотического и гражданского воспитания школьников, даже в контексте профессионального и личностного самоопределения. Хотя реальная ситуация в России (включая и отстаивание права страны на независимость и самоуважение) этому не только способствует, но и делает необходимым… Таким образом, для преподавателей и ученых больше характерна относительная несвобода в теоретическом и методологическом поиске (парализующий страх сказать что-то новое по сравнению с прежними авторитетами-«классиками»), но при этом относительная свобода организационная, когда возможность по-своему организовывать свой рабочий график позволяет концентрироваться на альтернативных идеях, правда, при условии, когда выполняются работы, которые считаются «адекватными» существующим в данной профессиональной среде взглядам.
2. Пока еще в профориентационной работе доминирует «мероприятийный» подход и идеи конкуренции, соревновательности. Это проявляется в популярности многочисленных конкурсов, в которых победители или призеры могут получать определенные льготы и преимущества в решении своих последующих карьерных задач. Нередко в выигрыше оказываются и научные руководители таких школьников и студентов, и даже целые образовательные учреждения, если их воспитанник стал победителем на каких-то важных соревнованиях… К сожалению, часто это сопровождается повышенной нервозностью, стрессами (дистрессами — по Г. Селье), а нередко и срывами, и последующим отчаянием. Кроме того, наблюдается также и некоторое мотивационное истощение участников и даже победителя, когда на последующие достижения уже не остается сил, особенно, если эти достижения связаны не с конкурсами, а с какой-то реальной деятельностью, которая может сильно отличаться от того, что делалось в условиях конкурса… Естественно, мы не против такой конкуренции и самой идеи соревновательности, но, во-первых, следовало бы снизить накал страстей и не превращать это в моральное издевательство для участников и их руководителей, и, во-вторых, следует подумать о том, как приблизить эти конкурсы к реальной жизни, чтобы сам формат конкурса в большей степени моделировал то, с чем встретятся участники в реальности.
3. В регионах набирает силу энтузиазм рядовых работников на фоне развития частнопрактикующих вариантов помощи и слабости научного направления. Конечно, все это можно только приветствовать, но если энтузиасты редко общаются с коллегами-практиками из других учреждений и регионов, а также не сотрудничают с учеными (теоретиками и методологами), то у них возникает самомнение, и их активность нередко становится, либо бессмысленной, либо деструктивной… Правда, в последние годы в стране все больше организуется конференций, круглых столов и веб-семинаров, где возможности для творческого взаимообогащения заметно расширились. Но и здесь возникает проблема: как эффективнее организовать такое общение и обмен опытом. К сожалению, часто многие конференции и другие подобные мероприятия превращаются в бесконечные доклады, когда слушатели уже не воспринимают очередных докладчиков. Мы считаем, что целесообразнее предварительно выкладывать в интернете все доклады (желательно лаконичные), чтобы желающие могли бы с ним ознакомиться, а само общение посвящать обсуждению наиболее острых проблем (желательно, при жестком соблюдении регламента).
4. Отсутствие сильного научного центра профориентации, когда многое определяется грантами и проектами. Еще в 90-е годы прошлого столетия, даже в ельцинский период такой центр был — Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО, и мы даже работали в нем завлабом. И даже несмотря на слабое финансирование и ничтожные зарплаты в этом центре разрабатывались интересные методики и обсуждались сложные методологические вопросы, нередко и в формате научных дискуссий. Видимо, это объясняется некоторым воодушевлением предшествующего периода, когда в 80-е годы профориентация в стране была на подъеме, и за это время были воспитаны приверженцы развития профориентации в стране, которые остались в этой сфере, несмотря на возникшие в 90-е годы сложности (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, М.С. Савина и др.). Заметим, что в наиболее сложные годы почти полного «забвения» профориентации со стороны официальной власти в качестве своеобразных «островков надежды» на возрождение профориентации в России выступали центры профориентации в Ярославле (руководитель — И.В. Кузнецова), в Томске (руководитель — В.Б. Борейша) и в некоторых других городах. Это лишний раз свидетельствует о том, что даже в тяжелые времена находятся преданные профориентации специалисты высокого класса. В настоящее время роль такого научного центра выполняет ФИРО при РГАТиЗ (Блинов В.И, Сергеев И.С., Родичев Н.Ф. и др.), а также влиятельные структуры, приближенные к власти, такие как Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Росмолодежь. Если специалисты ФИРО больше ориентированы на развитие теории и практики профориентационной работы, то в АСИ и Росмолодежи, при их высоких организационных возможностях, больше ориентированы на проведение профориентационных мероприятий всесоюзного и регионального масштабов. И все же мы считаем, что должны быть и альтернативные научные центры, где разрабатывались бы разные подходы к организации и содержанию профориентационной работы.
5. Недостаточная системность работы. Это выражается в пока еще недостаточном взаимодействии школ, центров профориентации, профессиональных учебных заведений, организаций, медицины, СМИ и власти — на уровне будничной работы. Понятно, что само взаимодействие без сильного координирующего центра не состоится, и соответственно, возникает потребность в таком центре. Выше уже отмечалось. что в 80-е годы прошлого столетия в СССР эта проблема в немалой степени была решена, когда профориентацию в стране курировал Госкомтруд СССР, а руководил этим Олег Павлович Апостолов, достаточно порядочный и квалифицированный управленец. Возможно, есть смысл вспомнить этот опыт.
6. Недостаточная комплексность работы. Это проявляется в доминировании психодиагностического и информационно-справочного направлений. Причем, в самой психодиагностике часто наблюдается слабый учет фактора развития школьников и изменения у них как мотивации, так и способностей в течение обучения в школе и, тем более, после ее окончания. Это во многом объясняет частое разочарование уже студентов в том, что они ошиблись с выбором профессии. Кроме того, многие тесты слабо соотнесены с реалиями будущей профессиональной деятельности, что ставит под сомнение их валидность, достоверность и надежность. Мы считаем, что существующие варианты психодиагностики следует во многом пересмотреть и перенести акцент с массовых опросов на индивидуально-ориентированные способы получения информации о самоопределяющихся школьников, а также на развитие у школьников готовности к самоанализу.
В информационном обеспечении профориентационной работы часто наблюдается недостаточный учет сомнительных реалий многих видов труда (соблазнов коррупции, «разводилово» и т.п.), а также перспектив изменения экономики в целом и многих профессий в частности. Например, возрастание доступности многих профессий для инвалидов благодаря резкому снижению доли физического труда и перевода многих профессий в цифровой формат. Соответственно, следует во многом пересмотреть форматы составления профессиограмм и психограмм, приблизив их к реальной жизни. Правда, здесь остается проблема своевременности знакомства школьников разного возраста (и разного уровня жизненного опыта) с этими реалиями. Мы считаем, что в данном вопросе важно учитывать возрастные особенности, и по возможности все же представлять информацию о профессиях в более оптимистичном плане для дошкольников, для младших школьников и учащихся средней школы. Но уже с подростками проводить более честные и откровенные занятия (возможно, и с микро-группами или даже индивидуально, особенно, если сами школьники уже где-то слышали о негативных сторонах интересующих их профессий. Замалчивание этих негативных сторон только подогреет нездоровый интерес и к конкретным профессиям, и к миру труда вообще. Психодиагностика и информационно-справочная работа при повышении их качества неизбежно повлияют и на другие направления работы, такие как морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся школьников, и помощь в планировании карьеры, и помощь в конкретных выборах, и, особенно, помощь в ценностно-смысловом самоопределении. И в итоге все это и позволит обеспечить более комплексную профориентацию.
7. Проблемы управления системой практической профориентации и управления развитием профориентационной теории.
7.1. Управление профориентационной практикой.
Как уже отмечалось выше, в стране пока нет единого Всероссийского центра управления человеческими ресурсами, да еще и с филиалами в разных регионах. Хотя, как было отмечено выше, частично задачи такой координации выполняют АСИ и Росмолодежи, но делается это больше в рамках каких-то проектов, но не организации реальной «будничной» работы. Если бы такой Всероссийский центр был, то на его базе можно было бы на организационном уровне развивать системные управленческие связи в существующей профориентации как «по вертикали» (по каждому возрастному периоду развития оптантов, начиная с дошкольного периода и кончая пенсионным возрастом), так и «по горизонтали» (на уровне взаимодействия основных социальных институтов в работе с каждой возрастной группой) (Пряжников, 2014) При этом важно в организации системной профориентации разработать более четкие критерии ее эффективности, причем не только ориентированных на достижения самоопределяющихся школьников, но и на особенности работы помогающим этим школьникам специалистов, т.е. свои критерии эффективности для школьных психологов (педагогов-психологов), для профконсультантов центров, для родителей (если они хотят взаимодействовать с профконсультантами, то и они за что-то должны отвечать), для различных администраторов и т.п. (Пряжников, 2016, с. 51-55).
7.2. По управлению развитием профориентационной науки.
Выше уже отмечалось, что в стране нет единого научного центра, хотя в немалой степени функции такого центра выполняет отдел профориентации ФИРО при РГАТиЗ… К этому можно добавить, что в ряде университетов иногда бывают профориентационные проекты и гранты, но, к сожалению, и такая исследовательская работа часто носит лишь временный характер. И далеко не всегда этот опыт должным образом обобщается и осмысливается. Тем не менее, какой-то позитивный опыт здесь накапливается. Вероятно, нужно громче заявлять об этом в надежде, что когда-нибудь на этой основе все же будут созданы полноценные научные центры, со всеми атрибутами настоящей науки (плюрализмом, культурными дискуссиями, свободой творчества…). Самое нежелательное здесь — ориентация только на одну теоретическую модель, а также ориентация на «быстрые эффекты» от профориентации, что нравится некоторым руководителям и нередко хорошо оплачивается. При этом забывается, что настоящая наука должна иметь мощную методологию и хорошую фундаментальную базу, что предполагает ориентацию на долгосрочные эффекты.
7.3. Можно выделить и несколько необычные проблемы так называемого «карьерного выпадения» из творческого процесса наиболее талантливых и активных работников. На основе нашего опыта взаимодействия с разными специалистами мы можем позволить себе обозначить некоторую закономерность: в рядовых должностях — есть творчество, на низовых должностях (завлаб, завкафедрой и т.п.) — много бюрократической суеты; на высоких должностях многие рутинные работы уже выполняют помощники и заместители, и специалист опять возвращается к творчеству (если до этого не был «испорчен» бюрократической активностью). Остается лишь надеяться на то, что степень бюрократизации науки понизится. Либо сами творческие руководители будут делегировать некоторые свои рутинные обязанности помощникам, например, бывшим школьникам (лаборантам, различным инспекторам и т.п.), которым можно было бы и дополнительно оплачивать их труд. Замечено, что такие молодые помощники не только быстро осваивают эти рутинные обязанности (невыносимые для более опытных специалистов), но даже испытывают определенную гордость от того, что с их помощью ученые и преподаватели больше могут заниматься настоящим творчеством. Только бы эти молодые помощники не «застревали» в подобной рутинной бюрократии, особенно если это «цифровая» бюрократия.
7.4. Проблемы создания профессиональной среды профконсультантов.
Формально, такая среда как бы и существует. Но всегда ли она соответствует ожиданиям не только преподавателей, научных сотрудников и студентов (которые хотели бы видеть примеры «настоящих ученых»)? Ниже мы хотели бы кратко обозначить факторы, которые часто осложняют создание и развитие полноценной профессиональной среды:
1) Сложности публикаций, и, прежде всего, сильно забюрократизированные требования к научным текстам. Например, когда много места занимают переводы на английский, транслиты и т.п. — да еще при сильно ограниченном объеме статей в некоторых журналах. Или далеко не всегда справедливое некачественное рецензирование, часто анонимное и не всегда обоснованное и т.п. Мы считаем, что сами рецензии также являются научными текстами и также должны публиковаться вместе с рецензируемыми статьями, пособиями или монографиями… Но наиболее «странной» представляется ситуация, когда ценится не содержание какой-то статьи, а рейтинг журнала (его «импакт-фактор»), где эта статья опубликована… Все это во многом обесценивает само научное творчество и порождает конъюнктурность и приспособленчество многих специалистов, которые иногда еще вынуждены и приплачивать за публикации в рейтинговых («топовых») журналах… Все это воспринимается весьма пессимистично, особенно теми специалистами, которые застали времена, когда все это делалось более просто, справедливо и качественно (Балацкий, 2015; Пряжников, 2018).
2) Сложности общения в сетях, часто связанные со слабой коммуникативной культурой самих специалистов. Например, говорится много лишнего, не всегда удается сконцентрироваться вокруг значимых и острых проблем и т.п. Также часто наблюдается не только неготовность коллег к продуктивным спорам и дискуссиям, но и страх, обозначить свое несогласие с кем-то, или страх признаться в собственной неправоте. Как уже отмечалось выше, цифровые форматы открывают здесь огромные возможности для общения (и для дискуссий) даже с коллегами из других регионов и из других стран. Но эти возможности далеко не всегда используются. Правда, здесь есть еще и проблемы, связанные с авторским правом, когда коллеги не стремятся даже в споре показать своему оппоненту новые идеи. Хотя, если это делается публично, и это как-то фиксируется профессиональным сообществом, то риски «разболтать» свои секреты снижаются. Но в любом случае общение, включая и сетевое общение, предполагает развитую деловую этику и ценность научной репутации. И это нужно специально культивировать и в среде специалистов, и среди студентов…
3) Даже рядовых специалистов нередко буквально «выбивает из колеи» загруженность рутинной работой, связанной с написанием обширных отчетов, планов, с проведением показушных мероприятий, с участием в скучнейших совещаниях, с подробными составлениями программ (УМК, ФОСов), которые могут превосходить по объему материалы самих занятий и т.п., часто не оставляющая свободного времени на творческое общение. Помимо того, что все это может занимать много времени, это еще и морально истощает творческих работников, что требует даже больших усилий для восстановления. Но и здесь многое зависит от руководства. Например, работая в разных вузах, мы часто наблюдали, что где-то рядовых преподавателей и научных сотрудников практически освобождают от излишней рутины, а где-то наоборот доводят это до абсурда. Признаемся, что иногда это было для нас главным основанием для увольнения из тех университетов, где ценится не сама работа, а отчеты об этой работе. Также многие проблемы порождаются несовершенными «наукометрическими показателями» особенно в сферах с таким сложным предметом труда, как самоопределение (Собкин, Рзаева, 2016).
Правда, несмотря на эти негативные факторы, мы наблюдали также, как многие работники поддерживают друг друга, поддерживают своих непосредственных руководителей (завлабов и завкафедрами), иногда даже опираясь на чувство юмора, помогающее проще относиться к управленческим ошибкам высоких начальников. А в крайних случаях, когда управленческий маразм превосходит все границы здравого смысла, помогает прием «имитации лояльности», где главное — не превратить эти имитации в личностные ценности.
В заключение мы можем сделать следующие выводы:
- В целом, отечественная профориентация развивается. Быть может, не всегда высокими темпами, но сам вектор представляется перспективным.
- Новая эпоха развития страны ставит перед отечественной профориентацией новые проблемы, которые в полной мере пока еще не осмыслены.
- На наш взгляд, основные проблемы связаны с недостаточной системностью и комплексностью работы, а также с недостаточными усилиями различных управленцев и самих профориентологов (ученых, преподавателей, профконсультантов-практиков) по созданию творческой профессиональной среды.
- Следует изучать предшествующий опыт развития российской и мировой профориентации и особенно культивировать опыт качественного развития теории и практики профориентационной работы.
- В качестве важнейших рисков для развития российской профориентации мы выделяем следующие: 1) чрезмерную бюрократизацию как профориентационной практики, так и научно-преподавательской деятельности; 2) отказ от плюрализма, когда начинает доминировать лишь один («единственно верный» подход), и нежелательными становятся дискуссии и обмен опытом; 3) более смелое внедрение идей гражданственности и патриотизма в профориентационную работу, что позволило бы в большей степени учитывать интересы конкретной самоопределяющейся личности и интересы российского общества, особенно в период пока еще не изжитых полностью соблазнов общественного сознания, отказа от своей идентичности, от своей культуры и истории ради получения примитивных благ. Заметим, что идея отказа от своей культуры была популярна в 90-е годы, что определило и карьерные выборы определенного числа людей, уехавших из страны туда, где больше платят. Но новая эпоха требует и новой профориентации
Библиографический список
- Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). Москва: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. 184 с.
- Балацкий Е.В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2 (26). С. 124-149.
- Ключевые тезисы Концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / Сергеев И.С. (научный руководитель), Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Лопатина С.Д., Маренин Д.А., Махотин Д.А., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М. А. Москва: «Перо», 2019. 20 с.
- Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 158-163.
- Лазуткин А. П. Глобальный кризис института рецензирования и сетевая модель его преодоления // Научная периодика: проблемы и решения. 2017. Том 7. № 4. С. 197-213.
- Пряжников Н.С. Психология элиты. Москва: МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. 320 с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. Москва: «Академия», 2014. 288 с.
- Пряжников Н.С. Профориентология. Москва: Юрайт, 2016. 405 с.
- Пряжников Н.С. Морально-психологическое самочувствие работников высшей школы в условиях «стабильного» реформирования системы образования // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 56-64.
- Собкин В.С. Наукометрические индикаторы исследований в сфере образования / В.С. Собкин, Ф.Р. Рзаева // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 61-73.
Источник: Пряжников Н.С. Проблемы и «точки роста» современной российской профориентации // Век психологии в Ярославле: Сборник научных материалов всероссийской конференции, Ярославль, 20–24 ноября 2023 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 289–297.