Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Сыграл 2847 ролей, но его имя знает далеко не каждый: гений эпизода, ставший любимчиком творческой элиты СССР

Он никогда не рвался в центр сцены – и всё же без него любая постановка казалась неполной. Георгий Тусузов исполнял самые мелкие, эпизодические роли, но каждую отыгрывал как главную. Этого актёра театра и кино знали все столичные деятели искусства, хотя его имя редко звучало громко. Он всегда был рядом – в тени, на втором плане, и именно там создавал магию. Будущий актёр родился в 1891 году в Нахичевани под Ростовом-на-Дону, в семье торговца, и при рождении носил имя Геворк Луйспаронович Тусузян. Театр увлёк его ещё в гимназии: он играл в спектаклях, заучивал роли быстрее других и однажды даже решился написать собственную пьесу – о Шерлоке Холмсе. Несмотря на сценические успехи сына, родители совершенно не хотели, чтобы он связывал своё будущее с актёрской профессией, потому что считали её несерьёзной. По совету любимого учителя Тусузов уехал в Москву и поступил на юридический факультет университета. Но и здесь сцена взяла своё. Почти сразу студент оказался в труппе любительского театр
Оглавление

Он никогда не рвался в центр сцены – и всё же без него любая постановка казалась неполной. Георгий Тусузов исполнял самые мелкие, эпизодические роли, но каждую отыгрывал как главную. Этого актёра театра и кино знали все столичные деятели искусства, хотя его имя редко звучало громко. Он всегда был рядом – в тени, на втором плане, и именно там создавал магию.

Кадр из телепередачи «Кабачок «13 стульев», производство Центрального телевидения, ТО «Экран», создатель Георгий Зелинский, 1966-1980 гг.
Кадр из телепередачи «Кабачок «13 стульев», производство Центрального телевидения, ТО «Экран», создатель Георгий Зелинский, 1966-1980 гг.

Будущий актёр родился в 1891 году в Нахичевани под Ростовом-на-Дону, в семье торговца, и при рождении носил имя Геворк Луйспаронович Тусузян. Театр увлёк его ещё в гимназии: он играл в спектаклях, заучивал роли быстрее других и однажды даже решился написать собственную пьесу – о Шерлоке Холмсе.

Несмотря на сценические успехи сына, родители совершенно не хотели, чтобы он связывал своё будущее с актёрской профессией, потому что считали её несерьёзной. По совету любимого учителя Тусузов уехал в Москву и поступил на юридический факультет университета. Но и здесь сцена взяла своё.

Почти сразу студент оказался в труппе любительского театра, где играл на протяжении всех лет учёбы. Юриспруденция кормила, театр – вдохновлял. Эти две линии тянулись параллельно до тех пор, пока жизнь не заставила сделать выбор.

Монолог, изменивший город

В 1915 году Тусузов вернулся в Ростов и стал помощником присяжного поверенного. После революции город погрузился в хаос: безработица, амнистированные уголовники, страх и неразбериха. Молодому юристу поручили бороться с преступностью.

В качестве своего «оружия» он выбрал не силу или угрозы, а слово. Надев старую кепку, пришёл на собрание бывших заключённых перед первомайской демонстрацией и заговорил о революции, о свободе, о праве на труд, о том, что каждый теперь «кузнец своего счастья».

Кадр из фильма «Таинственная стена», производство киностудии «Мосфильм»,
Творческое объединение «Юность», режиссёры Ирина Поволоцкая, Михаил Садкович, 1967 г.
Кадр из фильма «Таинственная стена», производство киностудии «Мосфильм», Творческое объединение «Юность», режиссёры Ирина Поволоцкая, Михаил Садкович, 1967 г.

Вскоре на заборах появилось обращение ростовских воров с обещанием оставить преступный путь. Свои подписи поставили самые известные домушники и медвежатники. За эту инициативу городской совет объявил Георгию Тусузову благодарность.

Закулисные курьёзы

Работа работой, но сцену он не оставлял ни на день. Сначала играл в армянской любительской труппе при Нахичеванском драмтеатре, затем оказался в ростовской Театральной мастерской. Здесь, в 1920 году, начался его профессиональный путь. А вместе с ним и забавные курьёзы.

В спектакле «Иуда, принц Искариотский» Тусузов был покрыт слоем краски и заранее спросил, где её можно будет потом смыть. Указали на бачок с водой за кулисами. Закончив эпизод, Георгий зашёл в одну из комнат и стал там открывать один кран за другим. Но воды по-прежнему не было. Зато она потекла над сценой – рабочие тут же с криками побежали выключать внезапный «дождь». Испугавшись последствий, артист выбежал на улицу и дал дёру, даже не смыв краску.

Был также случай, когда Тусузов слишком долго прихорашивался и потому пропустил свой выход на сцену. И подобных нелепостей с ним происходило немало.

Поддержка от Маяковского

Годом позже Театральная мастерская переехала в Ленинград и вскоре распалась. Георгий собрался в Ростов, но прямого рейса не было. Во время пересадки в Москве он вдруг встретил актёра Александра Кошевского, руководившего театром «Нерыдай». Тусузову сразу поступило предложение присоединиться к труппе.

Артист оказался ещё и блестящим конферансье. Он мгновенно реагировал на настроение зала, жонглировал словами, сыпал остроумными фразами. Это была отдельная форма искусства. Однако среди зрителей периодически попадались недовольные личности.

Кадр из телеспектакля «Швейк во Второй мировой волне», производство Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения СССР, режиссёры Марк Захаров, Алина Казьмина, 1969 г.
Кадр из телеспектакля «Швейк во Второй мировой волне», производство Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения СССР, режиссёры Марк Захаров, Алина Казьмина, 1969 г.

Однажды, когда пьяные нэпманы пытались сорвать его выступление, за ведущего вступился Владимир Маяковский:

– Не мешайте артисту! – закричал поэт. – Ваши головы для остроумия не приспособлены! Ими лучше мостовые мостить.

Спас коллегу на войне

1 января 1934 года Тусузов стал артистом Московского театра сатиры. Оказавшись среди звёзд, он сознательно выбрал роли второго плана. Его интересовала не слава, а возможность быть на сцене, слиться воедино с героем.

Он сам создавал грим, подмечал каждую мелочь, чтобы достоверно передать характер. Его Гость в «Клопе» стал театральной легендой, хотя у Маяковского такого персонажа даже не существовало. Как-то Илья Эренбург, прибыв из Парижа, в своей пьесе задействовал Георгия. У его персонажа не было слов, но после премьеры писатель отметил, что он оказался точнее всех артистов.

Осенью 1941 года актёр, которому тогда было 50 лет, уехал на фронт вместе с комиком Владимиром Лепко. Почти всю войну Тусузов провёл среди солдат в составе одной из фронтовых бригад Театра Сатиры. Когда актёры попали в окружение, он вынес товарища на своих плечах, и этим спас ему жизнь. После того случая благодарный Лепко не расставался со своим спасителем до конца дней.

Призрак театра и «талисман» кино

Он так и не создал семью. Его домом всегда оставался театр. Георгий даже получил прозвище – Призрак – потому что был вездесущ, знал всё про всех столичных актёров, жил чужими радостями и горестями.

Тусузов был многогранной личностью: невероятно вежлив и настолько же скуп. Крутил романы, но в официальном браке не состоял ни разу. Играл в театре и снимался в кино. Режиссёр Вениамин Дорман называл его «талисманом» и старался задействовать в каждом своём фильме: «Девичья весна», «Весёлые истории», «Лёгкая жизнь», «Ошибка резидента», «Пропавшая экспедиция», «Приезжайте к Байкалу».

Кадр из фильма «Лёгкая жизнь», производство Киностудии им. Максима Горького, режиссёр Вениамин Дорман, 1964 г.
Кадр из фильма «Лёгкая жизнь», производство Киностудии им. Максима Горького, режиссёр Вениамин Дорман, 1964 г.

В кинокомедии «Девушка без адреса» он исполнил роль старого соседа Феоктистыча, но особенно запомнился зрителям как пан Пепусевич из «Кабачка «13 стульев».

Нет жизни без театра

Тусузов прожил 94 года и, по его словам, сыграл 2847 ролей. Среди них не было ни одной главной. В последние годы Георгий начал терять память и не помнил даты спектаклей со своим участием, но каждый вечер приходил в театр – на всякий случай, чтобы не опоздать.

Вслед за потерей памяти у него отказали ноги – артиста поместили в Дом ветеранов сцены. Долго без театра прожить он не смог, будто одно лишь искусство поддерживало внутри него столько лет яркое пламя…

Кадр из телеспектакля «Ревизор», телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по одноимённой пьесе Н.В. Гоголя, режиссёр Валентин Плучек, 1983 г.
Кадр из телеспектакля «Ревизор», телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по одноимённой пьесе Н.В. Гоголя, режиссёр Валентин Плучек, 1983 г.

Георгия Тусузова не узнавали на улицах, не заваливали почтовый ящик письмами. Но вся его небольшая квартирка в центре Москвы была увешана картинами, дружескими шаржами и юмористическими зарисовками в исполнении самых знаменитых деятелей искусства. Актёра любили в творческих кругах настолько, что однажды режиссёр Валентин Плучек сказал:

– Если бы Тусузова не существовало, его надо было бы выдумать…

Друзья, если вы хотите узнать больше о жизни советских звёзд, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем много интересных статей о кумирах прошлого.

Читайте также: