Найти в Дзене
Мастер Сергеич

В самолёте электричество другое, и при чём тут вес: почему в самолётах не используют обычную «розеточную» частоту?

Мало кто задумывается, что электричество в самолёте совсем не такое, как уважаемые 50 герц в нашей розетке. А между тем в авиации уже много десятилетий стандарт — 400 Гц. Цифра странная, непривычная, но появившаяся не из прихоти инженеров. Тут всё упирается в физику, вес и здравый смысл. В авиации каждый килограмм — враг. Чем тяжелее самолёт, тем больше топлива он тратит, тем сложнее ему взлетать и тем меньше полезной нагрузки он может взять. А электрическое оборудование — это не только провода, но и трансформаторы, катушки, электродвигатели. И вот тут частота начинает играть ключевую роль. Чем выше частота переменного тока, тем меньше по размеру и массе можно сделать трансформаторы и электромашины при той же мощности. Повысили частоту — уменьшили железо. В буквальном смысле. Если упростить, выходная ЭДС трансформатора зависит от частоты. При увеличении частоты в несколько раз можно во столько же раз уменьшить сечение магнитопровода. А значит, снизить габариты и вес. Для самолёта это п
Оглавление

Мало кто задумывается, что электричество в самолёте совсем не такое, как уважаемые 50 герц в нашей розетке. А между тем в авиации уже много десятилетий стандарт — 400 Гц. Цифра странная, непривычная, но появившаяся не из прихоти инженеров. Тут всё упирается в физику, вес и здравый смысл.

businessinsider.com
businessinsider.com

Вес решает всё

В авиации каждый килограмм — враг. Чем тяжелее самолёт, тем больше топлива он тратит, тем сложнее ему взлетать и тем меньше полезной нагрузки он может взять. А электрическое оборудование — это не только провода, но и трансформаторы, катушки, электродвигатели. И вот тут частота начинает играть ключевую роль.

Чем выше частота переменного тока, тем меньше по размеру и массе можно сделать трансформаторы и электромашины при той же мощности. Повысили частоту — уменьшили железо. В буквальном смысле.

Немного физики, но без зауми

Если упростить, выходная ЭДС трансформатора зависит от частоты. При увеличении частоты в несколько раз можно во столько же раз уменьшить сечение магнитопровода. А значит, снизить габариты и вес. Для самолёта это подарок судьбы.

commons.wikimedia.org
commons.wikimedia.org

Поэтому вместо громоздких тяжёлых трансформаторов, как в бытовых сетях, в авиации используют компактные узлы, которые легко помещаются в корпусе и почти не влияют на центровку.

Эффективность и точность

Есть и второй важный момент. При частоте 400 Гц:

  • снижаются магнитные потери
  • повышается КПД оборудования
  • электродвигатели быстрее реагируют на нагрузку

Это критично для систем управления, насосов, кондиционирования и бортовой автоматики. Там, где счёт идёт на доли секунды, 50 Гц уже недостаточно «живые».

Как это устроено на практике

В большинстве самолётов используется трёхфазный переменный ток 115 В, 400 Гц, а также постоянный ток 28 В. Даже аварийные источники питания — небольшие турбины, которые раскручиваются набегающим потоком воздуха — выдают именно 400 Гц. При этом сами генераторы удивительно компактны.

Выпрямители, преобразующие 115 В 400 Гц в 28 В постоянного тока, тоже получаются небольшими и лёгкими. В наземной энергетике такое оборудование выглядело бы почти игрушечным.

Почему тогда не сделать 400 Гц везде

Звучит логично: меньше потерь, меньше размеры — почему бы не перейти? А вот тут всплывает обратная сторона. С ростом частоты резко увеличивается индуктивное сопротивление проводов. Для коротких линий в самолёте это почти незаметно. А для линий электропередачи длиной в сотни километров — катастрофа.

Потери растут, эффективность падает, сеть начинает греться и «съедать» энергию. Именно поэтому для бытовых и промышленных сетей выбрали компромиссные 50–60 Гц.

frequentflyers.ru
frequentflyers.ru

400 Гц — это идеальный баланс для авиации: компактно, эффективно, точно. Ниже — тяжело, выше — невыгодно. А в обычной розетке правит совсем другая логика, где важна передача энергии на большие расстояния.

Подписывайтесь на канал!

Мастер Сергеич | Дзен