Найти в Дзене
Mash Room

Опережая время: 100 лет "Броненосцу Потёмкину"

"Броненосец Потёмкин", настоящий блокбастер нашего кино, сегодня празднует своё столетие. Новаторский фильм Сергея Эйзенштейна, навсегда вошедший в золотой фонд мирового искусства, впервые показали 21 декабря 1925 года на партийном сеансе в Большом театре. Этот день разделил историю мирового кинематографа на до и после — картиной режиссёр определил, как будут выглядеть фильмы новой эпохи. Что за революционные приёмы применил Эйзенштейн и почему без "Потёмкина" не было бы "Апокалипсиса сегодня"? Об этом — в нашей статье. Изначально Эйзенштейн задумал масштабное полотно о революции 1905 года, и в первой версии сценария знаменитому броненосцу уделялось всего несколько страниц — 41 кадр. Делать картину собирались в Москве, Ленинграде, Краснодаре, Тифлисе, Баку и других городах. Сроки поджимали — режиссёр должен был представить фильм в декабре 1925 года. В итоге от планов создания эпопеи отказались, а места для съёмок сократили до Одессы и Севастополя. Сам "Потёмкин", кстати, был на тот мом
Оглавление

"Броненосец Потёмкин", настоящий блокбастер нашего кино, сегодня празднует своё столетие.

Новаторский фильм Сергея Эйзенштейна, навсегда вошедший в золотой фонд мирового искусства, впервые показали 21 декабря 1925 года на партийном сеансе в Большом театре. Этот день разделил историю мирового кинематографа на до и после — картиной режиссёр определил, как будут выглядеть фильмы новой эпохи.

Что за революционные приёмы применил Эйзенштейн и почему без "Потёмкина" не было бы "Апокалипсиса сегодня"? Об этом — в нашей статье.

Большая история

Изначально Эйзенштейн задумал масштабное полотно о революции 1905 года, и в первой версии сценария знаменитому броненосцу уделялось всего несколько страниц — 41 кадр.

Делать картину собирались в Москве, Ленинграде, Краснодаре, Тифлисе, Баку и других городах. Сроки поджимали — режиссёр должен был представить фильм в декабре 1925 года.

В итоге от планов создания эпопеи отказались, а места для съёмок сократили до Одессы и Севастополя. Сам "Потёмкин", кстати, был на тот момент уже давно затоплен, так что в фильме корабль "сыграл" его близнец — броненосец "Двенадцать апостолов".

-2

На острие прогресса

В фильме Эйзенштейн применил множество новаторских для своего времени техник, которые затем вошли в учебники.

Так, для съёмок в движении режиссёр первым использовал специальные передвижные платформы на рельсах. После Эйзенштейна эта практика навсегда прописалась на съёмочных площадках по всему миру.

В "Потёмкине" засветились и первые спецэффекты — в фильме "оживали" и сходили со своих постаментов каменные львы.

Ну и куда же без знаменитого красного флага — яркого акцента, который в эпоху чёрно-белого кино команда вручную создавала на плёнке.

Фильм-атака

Самым революционным элементом "Броненосца Потёмкина" стал монтаж.

Главными героями картины были не конкретные люди, а народные массы. Добиться этого режиссёр смог благодаря уникальной монтажной технике. Автор постоянно переключает внимание зрителя, моментально сменяет общие и крупные планы, использует яркие образы.

Быстрая смена кадров передаёт пульс революции, её учащённое дыхание — для статичного кино того времени это был настоящий прорыв.

Эйзенштейн создал фильм-удар, фильм-атаку, который буквально набрасывался на зрителя, не давая тому перевести дыхание.

-4

Человек с киноаппаратом

А каким был сам Сергей Михайлович? Спросим его современников.

"Он разговаривал с нами как с равными. Не пытался подавлять своей эрудицией, кстати, поистине колоссальной. Этот всемирно известный человек оказался настолько прост, что чувствовал себя среди нас, мальчишек и девчонок, как среди сверстников", — вспоминал известный режиссёр, а тогда студент ВГИКа Эльдар Рязанов.

"Юмор был не только излюбленной формой его разговора, но и тренировкой ума. Он легко оборачивал фразу собеседника в каламбур, мгновенно находил в факте комическую сторону", — писал друг мастера, режиссёр "Гамлета" Григорий Козинцев.

-5

Мировой шедевр

"Броненосец Потёмкин" — не просто фильм, а подлинный культурный феномен.

"Это был чёрно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы. Я понял в тот день, чем буду заниматься", — говорил автор "Апокалипсиса сегодня" Фрэнсис Форд Коппола. После просмотра "Потёмкина" он продал свой автомобиль и купил первую в жизни камеру.

Отсылок на Эйзенштейна в мировом кино огромное количество — его находки использовали в "Чужом" Скотта, "Психо" Хичкока и "Безумном Максе". Даже в аниме Ergo Proxy есть характерная сцена с детской коляской.

Совпадение?

-6