Найти в Дзене

10 ЛУЧШИХ ПЕСЕН ГРУППЫ "АЛИСА". ЛИЧНЫЙ ТОП. ЧАСТЬ 1

Пропустить день рождения Константина Кинчева? Да вы что! Да не в жизнь! Много музыки переслушал я на своём пока не самом длинном веку. Но музыка группы "АлисА", коей заслушивался, будучи подростком, в сердце навсегда. И сегодняшней деньрожденческой публикацией открываю серию статей о лучших - по моему скромному мнению - песен группы "АлисА". Подобным образом я уже когда-то поступал с группой "Пикник" - вышла целых три больших и обстоятельных статьи. Надеюсь и материал об "Алисе" придётся вам по душе! Альбому "Энергия", с которого в 1985-м и началось победоносное шествие "Алисы" по стране и, одновременно, царствование в группе Константина Кинчева, я уже не раз пел дифирамбы. Я люблю этот альбом целиком и полностью, однако выбрать любимые номера из него не составило ни малейшего труда. Пойдём по порядку, а первым по порядку у нас - "Доктор Буги". Яркая, дерзкая, полыхающая фальшфейером композиция. Я в честь неё даже назвал главного героя своего романа "Нюрнбергская дева", который вот-вот
Оглавление

Пропустить день рождения Константина Кинчева? Да вы что! Да не в жизнь!

Много музыки переслушал я на своём пока не самом длинном веку. Но музыка группы "АлисА", коей заслушивался, будучи подростком, в сердце навсегда. И сегодняшней деньрожденческой публикацией открываю серию статей о лучших - по моему скромному мнению - песен группы "АлисА". Подобным образом я уже когда-то поступал с группой "Пикник" - вышла целых три больших и обстоятельных статьи. Надеюсь и материал об "Алисе" придётся вам по душе!

"Доктор Буги" (1985 г.)

Альбому "Энергия", с которого в 1985-м и началось победоносное шествие "Алисы" по стране и, одновременно, царствование в группе Константина Кинчева, я уже не раз пел дифирамбы. Я люблю этот альбом целиком и полностью, однако выбрать любимые номера из него не составило ни малейшего труда. Пойдём по порядку, а первым по порядку у нас - "Доктор Буги". Яркая, дерзкая, полыхающая фальшфейером композиция. Я в честь неё даже назвал главного героя своего романа "Нюрнбергская дева", который вот-вот появится на Литресе! Не упустите.
Песня эта - плод совместного творчества Константина Кинчева и гитариста "Алисы"
Андрея Шаталина. Шаталин написал музыку, а Кинчев - текст. К тому же, солист изменил гармонию песни. А на клавишных в песне сыграл сам Сергей Курёхин!
Под "Доктором Буги" в песне имеется в виду лидер группы
"T. Rex" Марк Болан, чья музыка оказала серьёзнейшее влияние на весь отечественный рок-н-ролл - "Аквариум" даже не удержался и потырил мелодию его песни "Cat Black" для своей нетленки "Сергей Ильич". Подробнее об этом я писал ЗДЕСЬ!

Болану принадлежит один из бронебойных хитов глэм-рока 70-х, "I Love to Boogie". Собственно, именно поэтому инфернальный персонаж песни и получил такое имя. Что же до "доктора", то тогда это было довольно модное в музыкальном мире прозвище. Даже сам Кинчев записал свой дебютный сольник "Нервная ночь" (1984 г.) под вывеской "Доктор Кинчев и группа "Стиль".

Песню исполняли сугубо в электричестве. Так, во время акустического концерта, проходившего 19 декабря 1986 года в городе Новосибирске, Кинчева попросили исполнить композицию, на что он сказал: мол, только электрический вариант!

"Моё поколение" (1985 г.)

Чарующе колдовская и вместе с тем боевая, во многом программная песня ранней "Алисы" - бесподобная "Моё поколение"! По юности лет мне больше нравилась более тяжёлая и более гитарная версия этой песни с концертного альбома "Шабаш", однако с годами я смог прочувствовать всю прелесть оригинала. На нём мы можем услышать виолончель Всеволода Гаккеля и скрипку Александра Куссуля, участников вышеозначенного "Аквариума", а также флейту, на которой сыграл один из создателей "Энергии", легендарный музыкальный продюсер Андрей Тропилло. Он же подсказал Кинчеву изменить первую строку песни: вместо "почти 2000 лет", он предложил сходную по смыслу, но завораживающую фразу "две тысячи тринадцатых лун", над которой я ломаю голову не первый десяток лет.

"Моё поколение" до сих пор с завидной регулярностью звучит на концертах "Алисы", кроме того её можно услышать в документальной короткометражке Рашида Нугманов "Йа-Хха" 1986 года выпуска и, наряду с другими песнями "Алисы", в полнометражном "Взломщике" (1987 г.) Валерия Огородникова, в котором Константин Кинчев сыграл ещё и одну из главных ролей.

"Экспериментатор" (1985 г.)

"Экспериментатор", пожалуй, моя любимейшая песня из всего раннего репертуара "Алисы". Броская, вызывающая, отдающая старыми фантастическими фильмами с совершенно бешеным синтипоповым привкусом.
Эту разбитную вещицу Кинчев сочинил совместно с клавишником "Алисы"
Павлом "Поль-Ханом" Кондратенко.
Согласуясь с названием, песня "Экспериментатор" была песней с наибольшим количеством звуковых экспериментов на всём альбоме. Звук, напоминающий свист, был создан ударами ивовой лозой по микрофону. Среди участвовавших в хоре для песни был
Михаил Борзыкин, солист группы "Телевизор". Изначально в песне была строчка "Экспериментатор претворения в жизнь", но, согласившись с советом Святослава Задерия, тогдашнего лидера и басиста группы, Константин Кинчев изменил её на "Экспериментатор движений вверх-вниз". Да, снова изменили первую строчку...

Наряду с песнями "Мы вместе", "Доктор Буги", "Плохой рок-н-ролл", "Соковыжиматель" и "Ко мне" вошли в сборник "Red Wave" — первый официальный релиз рок-музыки СССР на Западе, изданный при посредничестве перестроечной активистки Джоанны Стингрей. Стингрей же смонтировала из домашних кадров клип на эту песню.

АлисА - Экспериментатор
Джоанна Стингрей (урождённая Филдс; род. 3 июля 1960, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, писательница. Одна из значимых персон и популяризаторов советской и пост-советской рок-культуры на Западе
Джоанна Стингрей (урождённая Филдс; род. 3 июля 1960, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, писательница. Одна из значимых персон и популяризаторов советской и пост-советской рок-культуры на Западе

"Солнце встаёт" (1987 г.)

Пора бы отстать от "Энергии" и двинуться дальше, ко второму альбому "Алисы" кинчевского периода "БлокАда". Святославу Задерию, основателю группы, окончательно дали отставку, и "Алиса" превратилась в группу имени Кинчева.
Вернёмся немного во времени. В 1986-м году Кинчев снимался в фильме
"Взломщик", и ему предоставили номер в гостинице "Октябрьская" в центре Ленинграда. В этом номере под гитару Андрея Отряскина из группы "Джунгли" и была написана песня "Солнце встает". Песня была разрешена к исполнению советом Ленинградского рок-клуба 16 декабря 1986 года, как посвящение советским космонавтам. Сам же автор объяснял, что вкладывалось в образ солнца так:

Солнце — это всё: начало жизни, свет, тепло, все собирательно. Не было конкретно поклонения Солнцу как некому богу, но потом, в принципе аллегорически, можно создать облик Творца и назвать это солнцем. Поэтому это более широкий образ.

Да и вообще: сложно заподозрить в посвящении советским космонавтам песню со словами "красные кони серпами подков топтали рассвет" довольно сложно...

"Красное на чёрном" (1987 г.)

Ну, а это уже самый настоящий шлягер, визитная карточка "Алисы", без которой по сей день не обходится ни одно живое выступление группы. Бодрый хард-роковый номер "Красное на чёрном", по моему скромному мнению, не только один из лучших номеров "Алисы", но и одна из лучших композиций русского рока 80-х в принципе.
По словам Кинчева, написалась песня легко и быстро, вроде как под впечатлением от хита группы
"Kiss" "I Was Made For Lovin' You", хотя лично мне вступление "Красного на чёрном" казалось похожим на вступление другого "киссовского" шлягера, "Detroit Rock City".

Что такое "красное на чёрном" не понятно до сих пор. Непонятно ничего, кроме того, что сам лидер "Алисы" называл эти цвета самыми любимыми. Их довольно быстро переняли и фанаты группы, и теперь называются "красно-чёрными" (или "чёрно-красными", как кому приятнее). Интерпретаций масса. Сам Кинчев как-то рассказывал почти анекдотический эпизод своего общения с бывалым уголовником, который сказал, что ему нравится песня "Красное на чёрном", потому что она, с его точки зрения, повествует о непростых отношениях воров ("чёрных") и служителей закона ("красных", "краснопёрых"). Песня исполнена религиозной и мистической символики, упоминаются Иисус Христос и Заратустра из романа Фридриха Ницше.

"Новый метод" (1989 г.)

При всей моей любви к "Энергии", альбом ранней "Алисы", который я в свои 14-15 лет затирал буквально до дыр - это "Шестой лесничий". Замечательный, поэтичный и ироничный. И до сих пор самые тёплые чувства в душе будит самый первый трек этой пластинки, "Новый метод".
Песня была написана Кинчевым совместно с
Петром "Графом" Самойловым, басистом и гитаристом "Алисы", осенью 1987-го года дома у Самойлова. Песня была, что называется, на злобу дня. В тексте её встречается масса "перестроечных" политических штампов, вроде "новый метод" и "новое мышление", также весьма саркастично авторы проходятся по понятию гласности:

Семь раз меряй, один - режь,
Гласные, согласные, винительный падеж.
Пётр Сергеевич Самойлов (20 ноября 1958, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский и российский рок-музыкант, один из основателей и бас-гитарист группы "Алиса"
Пётр Сергеевич Самойлов (20 ноября 1958, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский и российский рок-музыкант, один из основателей и бас-гитарист группы "Алиса"

В песне впервые прозвучали саксофонные партии в исполнении Александра "Пончика" Журавлёва, который ранее играл в группе Александра "Рикошета" Аксёнова "Объект насмешек", а также в коллективе под названием "Нате!", созданном отставным организатором "Алисы" Задерием. Кстати, в 2000-м году "Рикошет" и Кинчев записали совместный электронный альбом "Геополитика", где, в числе прочих ремейков старых песен, появился и ремейк "Нового метода".

"Шестой лесничий" (1989 г.)

Несмотря на гротескно-социальный пафос альбома, "Шестой лесничий" содержит две, на мой взгляд, совершенно роскошные эпических композиции, о которых и хотелось бы сказать несколько слов.
Смысловым и музыкальным ядром пластинки является, естественно,
заглавный трек. "Шестой лесничий" - одна из немногих песен в репертуаре "Алисы", которую написал не Кинчев и никто другой из участников группы. Песню написал фронтмен московской группы "Ночной проспект" Андрей Киселёв, сосед Кинчева по лестничной клетке (все же в курсе, что Кинчев - москвич?) и затем передал коллеге по опасному музыкальному бизнесу. Изначально в песне был ещё один куплет, который "Алиса" не исполняла:

Сургучья пропасть как старая рана
всё без рубца
Несёт испуг не кайлом кровавым
у-у-у полоса
Сургуч канонов силён разбоем,
please, do you want
Шестой лесничий, шестой лесничий
Целится, стиснув рот.

Кроме того, волею Кинчева в финале песни появилась цитата из песни группы "Аквариум" "Миша из города скрипящих статуй". Учитывая социальный подтекст песни, цитату эту слушатели немедленно связали с личностью генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва. Кинчев от этой ассоциации как мог отбрыкивался, говоря, что это просто цитата ради цитаты, а образ шестого лесничего - абстрактный образ любого власть предержащего. Однако если послушать live-версии разных лет, можно заметить, что солист "Алисы" частенько менял имя персонажа из города скрипящих статуй. Так, на концертной записи 2011-го года мы чётко можем расслышать имена "Вова" и "Дима"...

Андрей Анатольевич Киселёв (10 марта 1960, Москва) — российский музыкант, автор песен. Известен, в частности, как участник группы "Ночной Проспект". Использовал псевдоним Новый романтик
Андрей Анатольевич Киселёв (10 марта 1960, Москва) — российский музыкант, автор песен. Известен, в частности, как участник группы "Ночной Проспект". Использовал псевдоним Новый романтик

Из других интересных деталей. В песне не используются живые ударные, вместо них отдувается драм-машина, агрегат по тем временам весьма популярный. А бэк-вокал доверили певице Инне Желанной!

Инна Юрьевна Желанная (20 февраля 1965, Москва) — российская фолк-рок певица, основательница группы "Farlanders", также известна как солистка группы "Альянс" в 1990—1992 годах
Инна Юрьевна Желанная (20 февраля 1965, Москва) — российская фолк-рок певица, основательница группы "Farlanders", также известна как солистка группы "Альянс" в 1990—1992 годах

"Стерх" (1989 г.)

Если бы мне в голову пришла мысль составить топ-5 моих самых любимых песен "Алисы", не поручусь, что совершенно роскошная песня "Стерх" не стала бы победительницей. Колдовская энергетика этого номера до сих пор пробирает до глубины души. Безусловно, это одна из самых больших удач Кинчева-поэта. Писалась песня долго, не получалась и не отпускала своего автора в течение трёх месяцев:

"„Стерх“ — это для меня главная песня на диске, мостик в направлении альбома „Шабаш“"
Константин Кинчев

"Стерх" - одна из первых песен "Алисы", в которых можно услышать мощную гитару нового гитариста группы, Игоря "Чумы" Чумычкина, который сменил ушедшего в армию Шаталина. В дальнейшем Шаталин вернулся в состав коллектива. Чуму тоже выгонять не стали.

Игорь Васильевич Чумычкин ("Чума"; 13 ноября 1965, Москва, СССР — 12 апреля 1993, Москва, Россия) — советский и российский рок-музыкант, гитарист, участник группы "Алиса". Также сотрудничал с группами "Бригада С", "Коррозия металла" и другими
Игорь Васильевич Чумычкин ("Чума"; 13 ноября 1965, Москва, СССР — 12 апреля 1993, Москва, Россия) — советский и российский рок-музыкант, гитарист, участник группы "Алиса". Также сотрудничал с группами "Бригада С", "Коррозия металла" и другими

"Шабаш" (1990 г.)

Константин Кинчев всегда настаивал: "Алиса" - группа концертная. И потому лучшим альбомом своего коллектива исправно называл и называет концертный альбом "Шабаш", который, в отличие от многих других концертников многих других групп, не только вошёл в официальную номерную дискографию, но и стал во многом переломным. Именно со времён "Шабаша" звучание "Алисы" стало гораздо более тяжёлым и, я бы сказал, философически мрачным.
Строку диктовало время. И дело не только в смутных днях начала 90-х. Сама
заглавная песня альбома была написана на смерть легендарного автор-исполнителя, друга Кинчева Александра Башлачёва. Само её название состоит из слогов этого имени: "СаША БАШлачёв". Впервые песня была исполнена в акустике 13 марта 1988 года на концерте во Пскове.

Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец, Вологодская область — 17 февраля 1988, Ленинград) — советский певец, поэт, бард, рок-музыкант, художник и журналист. Один из наиболее известных представителей советского андеграунда. Входил в Ленинградский рок-клуб
Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец, Вологодская область — 17 февраля 1988, Ленинград) — советский певец, поэт, бард, рок-музыкант, художник и журналист. Один из наиболее известных представителей советского андеграунда. Входил в Ленинградский рок-клуб

В тексте песни есть четверостишье, которое не вошло в запись альбома и не исполняется на концертах. Нам от него, вроде как, ни жарко, ни холодно, но всё равно интересно, что же утаилось от массового слушателя:

Рысью по трупам живых,
Сбитых подков не терпит металл.
Пни, буреломы да рвы,
Да пьяной орды хищный оскал.

"Лодка" (1990 г.)

"Шабаш" - песня громкая и эпичная. Пришло время немного отдохнуть на чём-то более спокойном и, я бы даже сказал, медитативном. Тут нам на помощь придёт ещё одна обновка с того же альбома.
Песня
"Лодка" была написана Кинчевым на стихи средневекового китайского поэта Су Ши. На акустическом концерте в Перми в 1988-м году, который в дальнейшем был издан под названием "Акустика. Часть 1", музыкант предварил исполнение этой, в общем-то, серьёзной композиции, довольно неплохой шуткой:

"...следующая песня тоже написана не нами, а написана таким китайским поэтом Су Ши. Ну коль Су Ши, то мы песню назвали „Вёсла“"
Су Ши (выступавший под псевдонимом Су Дунпо, 8 января 1037, Мэйшань, Империя Сун — 24 августа 1101, Чанчжоу, Империя Сун) — китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф, чайный мастер и государственный деятель Сун
Су Ши (выступавший под псевдонимом Су Дунпо, 8 января 1037, Мэйшань, Империя Сун — 24 августа 1101, Чанчжоу, Империя Сун) — китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф, чайный мастер и государственный деятель Сун

-12

Такой вот вышел материал - немного ностальгичный, но, как по мне, довольно интересный. Надеюсь, вы не заскучали, и потому напишите бодрый комментарий и потребуете скорейшего продолжения, которое я с удовольствием напишу. Словом, всё в наших руках...

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин