Начал со своего, австралийского.
С многочисленными новыми членами экипажа эсминец HMAS Voyager вышел из Сиднея для проведения серии испытаний и учений после модернизации совместно с авианосцем HMAS Melbourne
Они и раньше неоднократно взаимодействовали во время учений
В ночь на 10 февраля 1964 года Melbourne проводил ночные полеты у побережья залива Джервис, а Voyager
выполнял роль эскортного корабля. Ночь была безлунной, и на обоих кораблях использовались только навигационные и рабочие огни.
"Вояджер", находившийся по правому борту впереди "Мельбурна", получил команду занять позицию позади авианосца слева с тем, чтобы при падении самолёта при старте или посадке оказать помощь лётчикам.
Казалось бы что может быть проще - произведи циркуляцию направо и займи указанное тебе место? Но всё пошло по другому сценарию.
Сначала "Вояджер" развернулся правым бортом, чтобы обогнуть авианосец, а затем резко повернул влево. Его поворот влево был настолько внезапным, что «Мельбурн» подал сигнал тревоги примерно через 40 секунд, но к тому времени столкновение было неизбежным. Оба корабля предприняли последнюю попытку уклониться слишком поздно, чтобы избежать столкновения.
В 20:56 «Мельбурн» врезался в «Вояджер» , причём носовая часть авианосца попала чуть позади мостика, разрезав эсминец пополам. Эти половины проскользнули вдоль правого и левого борта авианосца. Все старшие офицеры, находившиеся на мостике "Вояджера", были убиты.
Из 314 человек на борту 82 погибли, большинство из которых умерли мгновенно или оказались заблокированы в носовой части, которая затонула через 10 минут, а кормовая — примерно через три часа.
Два поисково-спасательных катера ВМС Австралии, отправились с береговой базы HMAS Creswell, и их экипажам удалось спасти 70 человек. Для оказания помощи в поисках выживших также были направлены вертолеты и тральщики ВМС Австралии.
На снимке извлечённые из воды, покрытые мазутом моряки "Вояджера". Я так понял, что на австралийском флоте они укладываются спать, надевая пижамы
Расследования проводились неоднократно, начиная сразу, по горячим следам, и заканчивая 2023 годом. Вину поочерёдно возлагали на командование обоих кораблей. Командир эсминца Стивенс погиб при столкновении, а мёртвые сраму не имут, к тому же осталось достаточно свидетелей, и события на мостике "Вояджера" восстановлены посекундно, и вины его, как и вахтенных офицеров, не обнаружено.
С другой стороны, командир авианосца Робертсон был первоначально назначен на роль козла отпущения и вышел из-за этого в отставку. Позже и он, и его офицеры были оправданы.
В итоге оказалось, что никто не виноват, просто так получилось...
Пять лет спустя произошло практически то же самое, но жертвой стал американский эсминец.
3 июня 1969 года оба корабля участвовали в учениях " Sea Spirit" в Южно-Китайском море. Командиром авианосца «Мельбурн» во время учений был кэптен Джон Филипп Стивенсон. На борту авианосца также находился контр-адмирал Джон Крэбб, командующий австралийским флотом
Помня, чем может закончиться бестолковое маневрирование вблизи авианосца, в начале учений Стивенсон устроил ужин для пяти командиров эскортных кораблей, во время которого он рассказал о событиях с "Вояджером", подчеркнул необходимость осторожности при действиях вблизи авианосца и дал письменные инструкции о том, как избежать повторения подобной ситуации. Кроме того, в преддверии учений Крэбб настоятельно предупреждал, что все маневры по изменению позиции, выполняемые эскортными кораблями, должны начинаться с поворота в сторону от "Мельбурна".
И что же вы думаете - помогло это? Ага, как же!
В ранние часы 31 мая произошло опасное сближение, когда американский эсминец USS Everett F. Larson повернул в сторону авианосца после того, как ему приказали занять позицию для страховки самолётов. Последующие действия едва предотвратили столкновение. Эскортные корабли были вновь предупреждены об опасностях действий вблизи авианосца и проинформированы о требованиях Стивенсона, а минимальное расстояние между авианосцем и эскортными кораблями было увеличено с 1800 до 2700 м.
Ну, уж теперь-то все встрепенулись и ушки держали на макушке? А вот и нет.
В ночь со 2 на 3 июня 1969 года «Мельбурн» и его эскорт участвовали в учениях. Перед стартом противолодочного самолёта американскому эсминцу USS Frank E. Evans
было приказано занять стандартное положение сзади слева авианосца для обеспечения спасения экипажей упавших самолётов.
"Эванс" находился слева от авианосца, но начал маневр, повернув вправо, в его сторону С «Мельбурна» на мостик и в центр боевой информации «Эванса» было отправлено радиосообщение , предупреждающее эсминец о том, что он находится на курсе столкновения, что «Эванс» подтвердил.
Но видя, что эсминец не предпринимает никаких действий и движется курсом, чтобы оказаться под носом « Мельбурна », Стивенсон приказал авианосцу резко повернуть влево, сигнализируя о повороте как радиосвязью, так и сиренами. Примерно в то же время «Эванс» резко повернул вправо, чтобы избежать приближающегося авианосца.
«Мельбурн» ударил «Эванс» в середину корпуса в 3:15 утра, разрезав эсминец пополам. Носовая часть затонула, а кормовая осталась на плаву
и была позже отбуксирована в док
Авианосец тоже получил повреждения, вот его моряки выглядывают в образовавшуюся пробоину
Все выжившие были обнаружены в течение двенадцати минут после столкновения и спасены в течение получаса, хотя поиски продолжались еще пятнадцать часов.
Из 273 членов экипажа «Эванса» погибли 74 человека. Позже выяснилось, что командир «Эванса», коммандер Альберт С. Маклемор, спал в своей каюте во время инцидента, а командование судном осуществляли лейтенанты Рональд Рэмси и Джеймс Хопсон; первый, хотя нес вахту в качестве вахтенного офицера около четырех месяцев, но его официальное назначение состоялось всего 10 дней назад, а второй впервые вышел в море.
Несмотря на признания ВМС США в том, что инцидент произошел исключительно по вине "Эванса" , были предприняты значительные попытки уменьшить вину американского эсминца и возложить хотя бы частичную ответственность за инцидент на Мельбурн . Ну кто же будет упорствовать в таком случае?
Решение комиссии заключалось в том, что, хотя "Эванс" частично виновен в столкновении, "Мельбурн" также внес свой вклад, не предприняв более ранних маневров уклонения, хотя это было бы прямым нарушением международных морских правил, которые гласили, что перед столкновением более крупное судно должно было поддерживать курс и скорость.
Дошло до того, что Стивенсон попал под военный трибунал. И хотя был полностью оправдан, но его следующая должность была назначена с понижением. Причём назначение было решено еще до военного трибунала и было объявлено, когда Стивенсон находился за границей на военном трибунале над офицерами "Эванса" ; он узнал об этом только по возвращении в Австралию.
Естественно, что оскорблённый офицер подал в отставку, поскольку не хотел служить под началом людей, которых он больше не уважал.
Хопсон и Рэмси решением трибунала были отодвинуты в списке на повышение по службе, а командира эсминца Маклемора обвинили в халатности и неисполнении своих обязанностей. Он не согласился с такой формулировкой и с его военно-морской карьерой было покончено.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора, хотя и нечасто это происходит :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4