Найти в Дзене
несокрушимая и легендарная

Малоизвестные факты: с чего начиналась история легендарного МАЗа

Минский автомобильный завод (МАЗ) в настоящее время является одним из символов белорусской промышленности, флагманом производства грузовиков, автобусов и спецтехники. Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны на территории современного предприятия работали ремонтные мастерские, занимающиеся ремонтом немецкой техники для вермахта. Именно эти мастерские впоследствии послужили основой для создания будущего предприятия. Лето 1941 года. План "Барбаросса" развивается успешно. Уже 28 июня пал Минск. При этом немцы несут значительные потери, а линии коммуникаций растягиваются. Необходим срочный ремонт техники, вышедшей из строя по техническим причинам или поврежденной в боях. Именно для этих целей неподалеку от Минска, в местечке Красное Урочище, немецкими тыловыми службами был развернут крупный авторемонтный комплекс под названием «Groß-K-Werk». Место было выбрано не случайно. До войны в этом районе дислоцировалась 26-я танковая дивизия и теперь пустующие казармы, мастерские и

Минский автомобильный завод (МАЗ) в настоящее время является одним из символов белорусской промышленности, флагманом производства грузовиков, автобусов и спецтехники.

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны на территории современного предприятия работали ремонтные мастерские, занимающиеся ремонтом немецкой техники для вермахта.

Именно эти мастерские впоследствии послужили основой для создания будущего предприятия.

Лето 1941 года. План "Барбаросса" развивается успешно. Уже 28 июня пал Минск. При этом немцы несут значительные потери, а линии коммуникаций растягиваются. Необходим срочный ремонт техники, вышедшей из строя по техническим причинам или поврежденной в боях.

Именно для этих целей неподалеку от Минска, в местечке Красное Урочище, немецкими тыловыми службами был развернут крупный авторемонтный комплекс под названием «Groß-K-Werk».

Место было выбрано не случайно. До войны в этом районе дислоцировалась 26-я танковая дивизия и теперь пустующие казармы, мастерские и ангары бывшей советской воинской части привлекли внимание немецкого командования.

В 1942 году компания «Даймлер-Бенц» совместно с военно-строительной организацией Тодта развернула здесь один из крупнейших ремонтных заводов на оккупированной территории Восточной Европы. Здесь восстанавливали технику, повреждённую в боях, а также вышедшую из строя по техническим причинам.

Завод объединял переоборудованные казарменные помещения, ангары и ремонтные мастерские советской танковой части. Около 30 корпусов было построено немцами.

На заводе работало до 5000 человек, среди которых преобладали привлечённые к принудительному труду гражданское население оккупированных территорий и советские военнопленные.

Поговаривают, что немцы планировали начать сборку на этом предприятии газогенераторных автомобилей, но, не срослось. 3 июля 1944 года Минск был освобожден.

Фронт неумолимо катился на запад. Победа была не за горами. Война вступала в решающую фазу, и потребность фронта в автотранспорте была исключительно высокой.

Часть автомобилей, поступавшей в СССР по ленд-лизу, прибывала в виде машинокомплектов и требовала сборки. В условиях острой нехватки производственных мощностей было принято решение использовать восстановленные предприятия на освобождённых территориях.

Минск еще лежал в руинах, но уже 9 августа 1944 года вышло постановление ГКО СССР о создании в Минске автосборочного завода.

-4

В постановлении сказано:

1. Организовать на площадях завода в местечке "Красное урочище", расположенного в 7 километрах юго-восточнее города Минска, Минский автосборочный завод с мощностью по выпуску 150 автомашин в стуки.

2. Обязать Наркомсредмаш (т. Акопова) организовать на Минском автосборочном заводе, начиная с IV квартала 1944 г., сборку импортных и отечественных грузовых автомобилей.

3. Передать Наркомсредмашу для организации автосборочного завода площадку «Красное урочище» со всеми имеющимися зданиями и имуществом по состоянию на 1 августа 1944 г.

Эта дата стала официальным днём рождения Минского автомобильного завода.

Минский автосбороч
Минский автосбороч

Первыми рабочими будущего МАЗа стали партизаны. Вчерашним подрывникам, разведчикам, диверсантам, пришлось вспоминать свои мирные профессии.

Ещё шли бои в Прибалтике и Восточной Пруссии, а на территории завода из прибывающих машинокомплектов собирали легендарные американские грузовики Studebaker US6, Ford G8T и GMC CCKW — «рабочие лошадки» ленд-лиза.

Производство пришлось разворачивать в тяжелейших условиях военного времени. Рабочий день длился 10–12 часов, часто под открытым небом или в полуразрушенных, неотапливаемых помещениях.

Не хватало инструментов, кранов, элементарных приспособлений. Многие операции выполнялись вручную.

Первый «Студебеккер», собранный в Минске, торжественно сошел со сборочной линии 7 ноября 1944 года — в годовщину Октябрьской революции.

К марту 1945 года завод собирал более тысячи автомашин в месяц, став одним из крупнейших автосборочных предприятий страны. За период с конца 1944 по октябрь 1946 года, здесь собрали более 18 000 грузовиков. Вся продукция незамедлительно отправлялась не только в действующую армию, но и на восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

Минский автосборочный завод создавался с большими планами на будущее. В то время как предприятие всё ещё занималось сборкой ленд-лизовских автомобилей, уже 26 августа 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности».

-7

В этом документе автосборочный завод упоминается уже как Минский автозавод, на котором планировалось развернуть производство грузовых автомобилей ЯАЗ-200.

Уже в 1948 году завод должен был выпустить 5000 автомобилей ЯАЗ-200.

Однако планы по выпуску 5000 автомобилей ЯАЗ-200 в 1948 году остались на бумаге. Послевоенная разруха, дефицит ресурсов, необходимость реконструкции завода, внесли свои коррективы.

Минский автозавод начал свою историю с производства самосвалов МАЗ-205, столь необходимых для восстановления разрушенного войной народного хозяйства.

-8

Автомобиль был разработан в Ярославле под маркой ЯАЗ-205, однако серийное производство этой модели развернули на Минском автомобильном заводе. 7 ноября 1947 года из ворот завода вышли первые пять самосвалов МАЗ‑205, ознаменовав рождение белорусского автопрома.

Да, эти автомобили собирали вручную в экспериментальном цехе, но это был не просто технический старт завода — это была моральная победа вчерашних партизан и фронтовиков, вернувшихся к мирному труду и вносящих свой вклад в восстановление страны.

Так началось серийное производство этих автомобилей, но оно было еще далеко от плановых цифр. В 1948 году завод собрал лишь 206 самосвалов. Но это было только начало. Всего к 1965 году было собрано свыше 98 тысяч единиц МАЗ-205 и его модификаций.

-9

Производство автомобиля, с которого должна была начаться история Минского автозавода, стартовало несколько позже. Лишь к 1950 году было принято решение перенести производство ЯАЗ‑200 из Ярославля на Минский автозавод.

Первый бортовой МАЗ‑200 сошел с конвейера 10 февраля 1951 года, положив начало серийному выпуску этой модели.

-10

До конца 1965 года обе модели — МАЗ‑205 и МАЗ‑200 со всеми модификациями — выпускались параллельно. 31 декабря 1965 года с конвейера Минского автомобильного завода сошёл последний автомобиль этого семейства — им стал самосвал МАЗ‑205.

-11

В этот день производство всей «двухсотой серии» (включая бортовые МАЗ‑200, тягачи МАЗ‑200В, модернизированные МАЗ‑200П/МАЗ‑200М и, конечно, самосвалы МАЗ‑205) официально завершилось, и завод полностью перешёл на выпуск автомобиля нового поколения, созданного по бескапотной схеме — знаменитой и поистине легендарной серии МАЗ‑500.

-12

Это был символический финал эпохи капотных грузовиков МАЗ, начавшейся с тех самых пяти самосвалов в 1947 году.

Спустя десятилетия, в лихие 1990-е, когда многие промышленные гиганты на постсоветском пространстве канули в небытие, МАЗ удалось сохранить благодаря рачительному отношению к советскому наследию белорусских властей.

Завод не только выстоял, но и продолжил развиваться, оставаясь флагманом автопрома и символом преемственности — от послевоенного возрождения до современности.

Начав свой путь с ремонтных мастерских вермахта в Красном Урочище, Минский автомобильный завод со временем превратился в гордость белорусского автопрома.