Найти в Дзене

Школьные традиции или архаика?

Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования СКОЛКОВО, директор программы Шаг развития школы Зачастую в жизни мы следуем привычным алгоритмам в принятии решений, не подвергая их сомнениям. Традиции дают ощущение стабильности и безопасности: привычная схема действий должна гарантированно привести нас к ожидаемому результату. Но что, если традиция стала рудиментом и требует переосмысления? Посмотрим на школьное образование взглядом чужака, впервые увидевшего современные нам школы и удивляющегося каждому обычаю, ставящего под сомнение целесообразность привычного. Начнем с абстрактного — модель школы — и перейдем к реализации в конкретных практиках школьной жизни. В XVII-м веке чешский педагог, писатель и общественный деятель Ян Коменский, стремясь сделать образование общедоступным, разработал классно-урочную систему обучения, которая со временем заменила индивидуальную. До этого образование оставалось привилегией немногих, главной фор
Оглавление

Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования СКОЛКОВО, директор программы Шаг развития школы

Что в школьном образовании важно сохранить, а что стало рудиментом
Что в школьном образовании важно сохранить, а что стало рудиментом

Зачастую в жизни мы следуем привычным алгоритмам в принятии решений, не подвергая их сомнениям. Традиции дают ощущение стабильности и безопасности: привычная схема действий должна гарантированно привести нас к ожидаемому результату. Но что, если традиция стала рудиментом и требует переосмысления?

Посмотрим на школьное образование взглядом чужака, впервые увидевшего современные нам школы и удивляющегося каждому обычаю, ставящего под сомнение целесообразность привычного. Начнем с абстрактного — модель школы — и перейдем к реализации в конкретных практиках школьной жизни.

Модель школы

В XVII-м веке чешский педагог, писатель и общественный деятель Ян Коменский, стремясь сделать образование общедоступным, разработал классно-урочную систему обучения, которая со временем заменила индивидуальную. До этого образование оставалось привилегией немногих, главной формой обучения была индивидуальная работа ученика и педагога. Существует гипотеза, что в основу модели школы Коменский положил устройство фабрики: есть мастер (учитель), есть технологические карты (учебники), есть «деталь» — ученик. Переходя из цеха в цех (из класса в класс) и подвергаясь единой для всех «технологической» обработке, на выходе получается готовая «деталь» — выпускник, обладающий заранее заданными свойствами (знаниями, умениями и навыками) и готовый включаться в циклы деятельности по изученным схемам. Такие положения его труда, как общешкольный план, классно-урочная организация, учеба с 6 лет, проверка знаний, учебники для каждого класса на долгое время укоренились в педагогической практике и государственных системах образования.

Представление о школе как симуляторе, фабрике по подготовке к будущей деятельности объясняет многие решения в организации учебного процесса.

О смене парадигмы в образовании. Кен Робинсон
О смене парадигмы в образовании. Кен Робинсон

Образовательная модель как часть общего замысла

Образовательная модель отвечает замыслу школы и ее образовательным целям, она перекладывает их в учебный план, образ выпускника, цели, компетенции и часы. Предметы как основная единица образовательной программы, 45-минутные уроки, звонки между уроками — все эти элементы отсылают нас к модели школы-фабрики.

Предметы

В основе большинства учебных программ положено деление знания на предметы.

Однако дробление знания на изолированные предметы не отражает реальную жизнь и не готовит к современным профессиям, где проблемы требуют междисциплинарного подхода: знаний из физики, математики, языка и искусства одновременно.

Как можно переосмыслить традицию:

💡Феномено-ориентированное обучение. Это педагогический подход, который заключается в изучении реальных жизненных феноменов (явлений). Ученики исследуют одну тему с точки зрения разных дисциплин. Так, в большой теме вирусных новостей учащиеся погружаются в междисциплинарное исследование. Они изучают риторические приемы через русский язык, социальные механизмы через обществознание, динамику распространения через математику, психологию восприятия через биологию и глобальный контекст через иностранный язык.

💡Практико-ориентированное и контекстное обучение. Например, задания международного исследования PISA ориентированы на функциональную грамотность и носят ситуативный характер. Задачи теста легко представить в реальной жизни, когда учащемуся нужно составить маршрут путешествия, рассчитать бюджет для покупки чего-либо или понять суть объявления в газете.

Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. Николай Богданов-Бельский
Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. Николай Богданов-Бельский

Занятия по 45 минут

Такой формат имитировал ту жизнь, к которой должны были готовить школы — работа на фабрике от звонка до звонка. Теория когнитивной нагрузки показывает, что гибкость при планировании времени может быть полезной для концентрации внимания.

Как можно переосмыслить традицию:

💡 Модульные занятия от 30 до 90 минут с учетом возраста, разных форматов и механик взаимодействия.

Единый учебный план

Линейное расписание формирует удобное для администрации школ логистическое решение. Таким образом гораздо проще организовать потоки людей. Если сравнить школу с аэропортом, то без управления потоками все рейсы прилетели бы в самое популярное утреннее время, на каждой точке контроля была бы бесконечная очередь, пассажиры не знали бы свой выход на посадку.

Однако индивидуализация обучения становится основной характеристикой современного образования, задает вектор образовательному процессу, ставя учащегося в его центр. Это требует от системы переосмысления линейного формата, индивидуализированных образовательных траекторий, учитывающих темп обучения, интересы и способности учеников.

Как можно переосмыслить традицию:

💡 «Гибкое окно»: часть дня отдается под индивидуальный график

💡 Блочная система: глубокое погружение в 1–2 предмета вместо 7–8 уроков в день

💡 Цифровые трекеры, позволяющие адаптировать темп под ученика

Типология школьных зданий

Стандартная архитектура школ (длинные коридоры, одинаковые прямоугольные классы, зонирование) копировала структуру заводских цехов, имитируя конвейер — этапы непрерывной обработки и сборки итогового продукта. Ученик получал пробу в тех сферах деятельности, в которых на тот момент была наибольшая необходимость.

Современные нам школы имеют другие цели и задачи. В них образовательная среда адаптируется под разнообразие форм обучения, предоставляя гибкие пространства для разных типов деятельности.

3D-модель типового проекта школы 2С-02-8
3D-модель типового проекта школы 2С-02-8

Как можно переосмыслить традицию:

💡Физическая и цифровая инфраструктура проектируются исходя из модели школы и могут адаптироваться под разные форматы работы и времяпровождения: открытые учебные зоны, разные по размеру проектные кабинеты и лаборатории, уединенные пространства для занятий в небольших группах. Среда представляет возможность выбора для всех участников образовательного процесса. Это может быть выбор еды в столовой или выбор активности между занятиями.

Вне индустриальной модели

Есть традиции, которые сложно отнести к индустриальной модели школы. Но и они могли потерять связь изначальной модели с реализацией.

Логистика образовательного процесса. 11 классов

С момента появления массового школьного образования его продолжительность и объем программы постоянно увеличиваются. С одной стороны, в условиях динамичного развития науки и технологий, усложнения представлений о мире и общественных структурах, выпускнику требуется овладеть гораздо более широким спектром знаний и практических умений. С другой стороны, более длительный, но равномерно распределенный учебный процесс соответствует возрастным особенностям и снижает стресс, связанный с ранней специализацией. Кроме того, во многих странах школьное образование длится 12 лет, это задает международную рамку для унификации образовательных систем и систему взаимозачета для их выпускников.

Последний переход от 10 к 11 классам произошел в конце прошлого века. В 1986 году в результате новой реформы в СССР было введено 11-летнее образование: начальная школа снова становится четырехлетней, запустился транзитный период. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали» из третьего класса в пятый. В 2001 году трехлетнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети стали учиться по 11-летней программе.

Сейчас ведутся дискуссии в пользу увеличения программы до 12 лет.

Как можно переосмыслить традицию:
💡 Дополнительный год (или годы) могут использоваться не для наращивания объема знаний, а для специализации, проектной работы, профориентации или социальных практик — то есть для постепенного включения в контекст взрослой жизни.

💡 Ключевым становится не длительность пребывания в школе, а предназначение каждого этапа. Старшие классы могут задавать вариативность образовательной модели, представляя пробы разных сфер взрослой жизни: предуниверсарий, технологическая или социальная интернатура, предпринимательский или исследовательский трек. Можно представить модульную систему, где базовый образовательный стандарт осваивается за 9-10 лет, а дальнейшие этапы (профильные, предпрофессиональные, исследовательские) выбираются учеником и длятся от 1 до 3 лет.

Кадр из фильма «Дети шпионов»
Кадр из фильма «Дети шпионов»

Летние каникулы

Остановка обучения в летний период — это отголосок аграрного общества, когда дети покидали (еще не массовую) школу на время летних сельскохозяйственных работ или вместе с семьей уезжали из города в деревню. В современной образовательной среде такая долгая пауза имеет больше негативных эффектов, она приводит к «летнему провалу» — потере знаний и навыков обучения, сложности восстановления мотивации, темпа учебы, социальных контактов в школе осенью.

Как можно переосмыслить традицию:

💡Во многих странах каникулы короче и есть тенденция к их сокращению. Или внедряются распределенные каникулы, например, по системе «5+1» — 5 недель учебы / 1 неделя отдыха.

Сенокос. Константин Маковский
Сенокос. Константин Маковский

Система оценивания

Оценивание зародилось как управленческий и дидактический инструмент, призванный решить задачу стандартизации в условиях массового образования и создать единые критерии. Сегодня эта практика трансформируется, смещая фокус на мотивацию учеников.

Как можно переосмыслить традицию:

💡Формирующее оценивание (комментарии всех участников образовательного процесса: педагоги-учащиеся-семьи, чек-листы, саморефлексия).

💡Система без балльных оценок в младшей школе или переход на критериальное оценивание. Когда ученик ясно видит, какой навык он развил («умеет анализировать текст», «способен работать в команде»), а не просто получает абстрактную цифру.

💡Оценка проектов, портфолио, решение реальных задач.

Опять двойка. Федор Решетников
Опять двойка. Федор Решетников

Домашние задания

Традиция возникла как естественный способ расширить учебное время в условиях ограниченных ресурсов. Позже, с распространением всеобщего образования, она стала системным элементом. Ее современная форма — результат компромисса между академическими требованиями и историческим наследием.

Сегодня домашнее задание переосмысляется с учетом эмоционального состояния учащегося. Такой подход сознательно ограничивает объем и сложность задач, дает возможность выбора формата выполнения и смещает акцент с механического закрепления на практику. Это снижает тревожность и предотвращает выгорание.

Как можно переосмыслить традицию:

💡«Перевернутый класс» или практические задания на уроке. По сравнению с привычной формой, такой подход позволяет сохранить учебную мотивацию и снизить стресс.

Ревизия традиций

Осмысление традиций дает нам возможность ревизии: что действительно нужно сохранить, а каким элементам пора поменяться. Системное переосмысление всех элементов — от расписания до оценивания — открывает путь к новой модели школы: гибкой, ориентированной на интересы и возможности каждого учащегося.

Этот переход потребует времени и ресурсов. Важнейшим его итогом станет отказ от универсальной модели в пользу многообразия подходов. В результате идеальная школа будущего превратится в калейдоскоп возможностей, способный складываться в уникальный набор элементов для каждого ученика.