Найти в Дзене

Залесский дворец: стены, хранящие мелодию полонеза Огинского.

В статье о дворце Булгаков в Жиличах я уже писал, что в Беларуси не следует ориентироваться на информацию, указанную на официальных сайтах музеев, гостиниц или ресторанов, потому что она может быть не вполне достоверной, или лучше сказать — недостаточно корректной. В очередной раз мы убедились в этом, когда торопились попасть в усадьбу Залесье к 15:00, поскольку это время было указано в расписании экскурсий на сайте музея-усадьбы М. К. Огинского. По факту же сотрудник на кассе объяснил, что читать — это, конечно, хорошо, но лучше бы всё же было предварительно позвонить, там же телефон указан в контактах. После непродолжительного разговора с кем-то из гидов он сообщил, что экскурсию для нас проведут, только надо будет оплатить полную сумму за экскурсионное обслуживание, как за группу из 10 человек. После короткого семейного совещания решили, что, хоть и выходит несколько дороже, чем ожидали, но надо соглашаться, зря, что ли, полторы сотни километров с утра отмотали, пока сюда добирались
Оглавление

Музей-усадьба М. К. Огинского. Особенности работы и прейскурант.

В статье о дворце Булгаков в Жиличах я уже писал, что в Беларуси не следует ориентироваться на информацию, указанную на официальных сайтах музеев, гостиниц или ресторанов, потому что она может быть не вполне достоверной, или лучше сказать — недостаточно корректной.

В очередной раз мы убедились в этом, когда торопились попасть в усадьбу Залесье к 15:00, поскольку это время было указано в расписании экскурсий на сайте музея-усадьбы М. К. Огинского.

По факту же сотрудник на кассе объяснил, что читать — это, конечно, хорошо, но лучше бы всё же было предварительно позвонить, там же телефон указан в контактах. После непродолжительного разговора с кем-то из гидов он сообщил, что экскурсию для нас проведут, только надо будет оплатить полную сумму за экскурсионное обслуживание, как за группу из 10 человек.

После короткого семейного совещания решили, что, хоть и выходит несколько дороже, чем ожидали, но надо соглашаться, зря, что ли, полторы сотни километров с утра отмотали, пока сюда добирались? К счастью, практически через пять минут после начала к экскурсии присоединилась ещё одна семья, так что половину уплаченной суммы нам вернули, что с учётом входных билетов вылилось во вполне приемлемую цену, приблизительно по 500 российских рублей на одного.

Вообще курс в этом году держался в районе 27-28 российских рублей за один белорусский (BYN), но мы для удобства подсчёта в уме всегда умножали на 30, чтоб быстрее ориентироваться.

В целом же прейскурант в музее такой:

  • входной билет во дворцово-парковый ансамбль с осмотром экспозиции в главном доме усадьбы — 12 BYN, для школьников, учащихся и студентов — 8 BYN. Льготы для пенсионеров не предусмотрены.
  • обзорная экскурсия по музею-усадьбе — 30 BYN за группу от 3 до 10 человек, 15 BYN — за группу от 10 до 25 человек.
  • театрализованная экскурсия для групп от 10 до 25 человек — 40 BYN для взрослых, 30 BYN для школьников, учащихся и студентов.
  • театрализованная с концертом продолжительностью полтора часа — 110 BYN
  • аудиогид — 1 BYN.
  • фото- и видеосъёмка экспозиции, включая съёмку на мобильный телефон, — 1 BYN.

Театрализованные представления надо заказывать заранее, да и вообще, как мы теперь понимаем, перед посещением любого заведения в Беларуси будет нелишним сначала связаться с ними по телефону.

Ну что, в общих чертах рассказал, пора уже и на экскурсию отправляться, только сперва небольшое замечание: в Залесье, так же как и в уже упоминавшемся выше дворце Булгаков в Жиличах, и в особняке Козелл-Поклевских, о котором вы можете почитать по ссылке ниже, от оригинального убранства не осталось ничего. То, что предстаёт перед взором посетителей сегодня, всего лишь обобщённая экспозиция из предметов той эпохи, позволяющая посетителям получить хотя бы примерное представление о том, как здесь всё могло выглядеть при жизни Огинского.

В гостях у композитора.

Мимоходом замечу, что в уходящем 2025 году у Михаила Клеофаса был юбилей, 260 лет со дня рождения. Просто как факт.

К юбилею Огинского. Фото из личного архива автора.
К юбилею Огинского. Фото из личного архива автора.

Музыкальный салон.

Начинается экскурсия с музыкального салона, в котором когда-то хозяин, собрав для этого небольшой оркестр, проводил концерты для своих гостей. Здесь мы можем увидеть музыкальные инструменты XIX столетия: пианино, цитру, скрипку, арфу, виолончель и мандолину.

Музыкальный салон. Фото из личного архива автора.
Музыкальный салон. Фото из личного архива автора.

Естественно, первым делом упоминается знаменитый полонез «Прощание с Родиной», и даже включается для прослушивания его самый узнаваемый отрывок. Я попытался снять в это время видео, но музыка звучала настолько тихо, что за фоновыми шумами оказалась практически не слышна.

Существует две версии появления полонеза. Согласно самой распространённой, Огинский написал его, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Тадеуша Костюшко, в котором Михаил Клеофас принимал активное участие, командуя сформированным им батальоном егерей. Вторая, не такая популярная: в 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает Огинского уехать на лечение в Италию, и композитор, осознавая, что вернуться на родину ему уже вряд ли суждено, создаёт произведение, ставшее бессмертным.

По моему мнению, обе легенды красивые, и лично я бы не стал отдавать предпочтения ни одной из них.

Каминный зал.

Каминный зал — единственное помещение с высокими потолками и двумя уровнями окон, и в нём мы имеем возможность поближе познакомиться с предками композитора и его второй женой, Марией де Нери.

В центре зала — изразцовая печь, такими в бытие Огинского отапливался весь дворец, на стенах справа и слева — семейные портреты.

Кабинет.

Кабинет, как водится, — место для работы, коей у Михаила Клеофаса хватало, ведь был он не только композитором, но, в первую очередь, государственным деятелем. Напомню, что в 1810 году Огинский становится сенатором Российской империи.

Не исключено, что именно здесь он готовил к представлению императору Александру I проект автономии Великого княжества Литовского в составе Российской империи, которому не суждено было воплотиться из-за вторжения Наполеона. Поскольку поляки и литвины поддержали Бонапарта в его борьбе с Россией, Александр I после победы над французами счёл неразумным предоставлять мятежному региону особые права.

Интересный экспонат - рюмка с инициалами хозяина, изготовленная в XVIII веке на стекольной мануфактуре Радзивиллов в Уречье.

Вестибюль около большой гостиной.

В небольшой комнате, находящейся между кабинетом и гостиной, основные элементы экспозиции - различные документы, связанные с Огинским: деловые заметки, письма, паспорта, выдаваемые ему и его семье императором для свободного перемещения по стране.

Отдельный стенд посвящён итальянскому периоду из жизни композитора. Во Флоренции, куда он переезжает из-за болезни, Михал Клеофас проживёт последние 10 лет, и после смерти будет похоронен в Пантеоне выдающихся личностей в церкви Санта-Кроче.

Большая гостиная.

Большая гостиная - место торжественных для приёмов, в этой воссоздан усреднённый интерьер усадебной гостиной 19 века.

Здесь мы видим на столике ещё несколько рюмок с инициалами хозяина, как и та, что стоит в кабинете Огинского, а из интересных экспонатов — французские напольные часы с боем 1774 года.

У них несколько своеобразно нанесены римские цифры, а если точнее, то одна из них — цифра 4. В привычном нам написании она выглядит так: IV, на часах же мы видим четыре вертикальных черты. Наш экскурсовод поведал о предположении, что таким образом циферблат разделён на три равных сегмента: в первом все цифры написаны исключительно с использованием этой самой вертикальной черты: I, II, III, IIII, во втором — с использованием латинского обозначения пятёрки: V, VI, VII, VIII, в третьем — с использованием латинской десятки: IX, X, XI, XII. Точного ответа на у историков нет, но версия выглядит правдоподобной.

Малая гостиная.

В малой гостиной хозяин принимал гостей с глазу на глаз, а сейчас здесь представлен интерьер рабочего места секретаря, коим у Михаила Клеофаса был Леонард Ходько.

С 1819 по 1822 годы Леонард занимал эту комнату, здесь же он создал литографию (по другим данным — гравюру) «Залесье в Литве. 1822».

В музее-усадьбе экспонируется книга с литографией Ходько, оригинал же её находится в частной коллекции.

Книга с литографией Леонарда Ходько. Фото из личного архива автора.
Книга с литографией Леонарда Ходько. Фото из личного архива автора.

Бильярдная.

В этой комнате, помимо непосредственно игры на бильярде мужчины могли провести время за карточным столом, или просто скрасить свой досуг светскими беседами.

Театрально-музыкальный зал.

В былые времена это помещение было разделено на несколько комнат, в том числе зимнюю столовую и кухню, а сейчас здесь находится большой театрально-музыкальный зал, в котором проводятся концерты классической музыки и балы.

Театрально-музыкальный зал. Фото из личного архива автора.
Театрально-музыкальный зал. Фото из личного архива автора.

Проходная гостиная перед оранжереей.

Эту комнату не знал как назвать, обозвал проходной гостиной (хотя, по сути, в дворце все комнаты проходные).

Здесь, как и в спальне Козелл-Поклевских, нас встречают два манекена, мужской и женский, одетые в костюмы XIX века, а ещё красивый резной шкаф, на котором красуется герб "Трубы", принадлежащий Радзивиллам.

Думаю, что во дворце у Огинского вряд ли бы стоял шкаф с гербом другого рода, но тут, как мы помним, интерьеры не исторические, а сборная солянка, так что за красоту шкафа простим эту неточность.

Оранжерея.

Во дворце - две оранжереи, одна из них является как бы продолжением второго корпуса дворца, там сейчас разместилась «Оранжерея. Кофейня», другая же, так называемая "американская" с остеклением на всю стену, обращённую на запад, продолжает выполнять свою основную функцию.

Во времена Огинского зимний сад насчитывал, по информации с сайта музея, около пятисот различных растений, сейчас — значительно скромнее, всего двести. Экскурсовод разрешил сорвать на память с двух кофейных дерев по парочке ягод, и тут как нельзя кстати пригодились мои метр девяносто, поскольку на нижних ветвях уже давно нечего и мечтать чего-нибудь раздобыть.

Оранжереей экскурсия заканчивается, пройдя её насквозь, покидаешь главный дом усадьбы.

Общее впечатление от посещения.

После отъезда Михаила Клеофаса Огинского в Италию поместье досталось сперва его сыну Иренеушу, но он предпочёл жить в другом месте, а залесские земли сдавать в аренду. Дворец без постоянного присутствия домочадцев стал ветшать, а парк — приходить в запустение, и со сменой владельцев ситуация только ухудшалась.

Последним из рода Огинских, владевших Залесьем, был правнук Михаила Клеофаса — Генрих Высоцкий, который собирался постепенно выплатить остальным наследникам их доли, но кризис 1924 года привёл его к банкротству, и банк, которому Генрих не смог вернуть кредит, отобрал у него имение и продал по частям.

Залесье. Усадьба Огинских, 1918–1930 гг. Источник фото: https://pastvu.com/p/933398
Залесье. Усадьба Огинских, 1918–1930 гг. Источник фото: https://pastvu.com/p/933398

В 1939 году Западная Беларусь становится частью Советской Белоруссии, бывшую усадьбу переделывают в дом отдыха, потом — в дом престарелых, в 70-е планировали устроить санаторий-профилакторий для работников Сморгонского силикатного завода, но из-за недостаточного финансирования работы так и не начались.

Залесье. Возле усадьбы Огинского, 1971 г. Источник фото: https://pastvu.com/p/816183
Залесье. Возле усадьбы Огинского, 1971 г. Источник фото: https://pastvu.com/p/816183

После распада Советского Союза усадьба и прилегающий парк были переданы на баланс Министерства культуры, но общий экономический кризис в стране не давал возможности провести реставрацию, и только в 2011 году наконец-то были найдены силы и средства. Завершили работы по восстановлению усадьбы к 2015 году.

Усадьба Залесье, главный корпус дворца. Фото из личного архива автора.
Усадьба Залесье, главный корпус дворца. Фото из личного архива автора.

Думаю, что истинные ценители старины будут, скорее всего, разочарованы тем, что увидят. Двери в комнатах современные филёнчатые, на полах линолеум в комнатах и керамогранит в оранжерее, на стенах обои с узором, подходящим под стилистику XIX века, в общем, из истинно исторического здесь лишь пережившие все невзгоды стены. Но, с другой стороны, восстановить дворец в том виде, в котором он был при Огинском, всё равно невозможно, ведь не осталось практически никаких свидетельств о том, как тут всё было устроено, за исключением небольших зарисовок, сделанных посещавшими Залесье художниками.

В общем, кто-то скажет — новодел, и будет отчасти прав, я же скажу — пусть лучше такая стилизация под XIX век, чем разруха и забвение. Кстати, думаю, что мои спутницы ни современные двери, ни линолеум с керамогранитом даже не заметили. Спросите почему? Мне кажется, ответ тут однозначный: всё настолько атмосферно, что на мелочи просто не обращаешь внимания.