Вместо пролога.
В предыдущей части повествования я немного показал как выглядит главный усадебный дом снаружи, попутно немного окунувшись в историю
А теперь пришло время осмотреть особняк изнутри.
Всего в здании, как пишут в различных источниках, 36 комнат, и якобы их интерьер выполнен в разных стилях, каждая - в каком-то своём, но, скорее всего те, кто так пишет, не особо вникают в суть вопроса.
На самом деле всё несколько скромнее, я не специалист, конечно, но, оперируя некоторыми знаниями в этой области, штук шесть бы назвал. А вообще, в процессе подготовки статьи натыкался на публикацию, в которой сотрудники музея, рассказывая о количестве стилей в оформлении комнат, называют цифру в восемь полноценных и один неполный. Причём там же рассказывается, что в усадьбу часто привозят студентов архитектурных факультетов, чтобы, так сказать, воочию показать им эти стили.
И ещё одна важная ремарка: вещи, представленные в экспозиции, Козелл-Поклевским не принадлежали, большинство из них передал в пользование музею гомельский коллекционер и меценат Сергей Леонидович Путилин.
Интерьеры первого этажа.
Рассказывать о помещениях буду в том порядке, в котором мы по ним проходили.
Салон в стиле рококо.
Один из самых красивых залов этого усадебного дома. На стенах и потолке — изящная гипсовая лепнина, орнамент, в котором можно разглядеть побеги растений, цветы и особенную деталь — ракушки, давшую название всему архитектурному стилю рококо (от французского rocaille — ракушка, раковина).
Домовая церковь-капелла.
Одна из двух комнат, не являющихся проходными, второй будет спальня хозяев на втором этаже. Как вы понимаете, никакого конкретного стиля, в котором выполнен интерьер капеллы, нет.
А вот такая икона многим бы сейчас дома не помешала.
Столовая в романском стиле.
Столовая в доме выполнена в романском стиле, что характерно — потолок в помещении не деревянный, а гипсовый! И обратите внимание на вставки из цветочных орнаментов над дверями. На второй фотографии в галерее — сохранившаяся историческая, на третьей — современная реконструкция.
Центральный холл в готическом стиле.
Центральный холл выполнен в готическом стиле, с его неизменными атрибутами — стрельчатым порталом входной двери, большими окнами и цветными витражами. В дополнение вспомним про не менее готические элементы, которые мы видели на фасаде дома, с другой стороны этой двери — химеры в виде льва и козла.
Поскольку холл — это первая комната в доме, в которую попадали гости, то в лепные украшения вписано много оберегов, защищающих хозяев от негативной энергии. Здесь и бабочки — символы вечности, и листья винограда — символа христианства.
Арабский зал.
Тут из названия понятно, какой стиль использовался в оформлении, ещё встречается название неомавританский.
По сути, наполнение интерьера соответствующей мебелью, инкрустированной слоновой костью, перламутром и золотом, — это полдела, основное — причудливая вязь арабских узоров на потолке и настенном карнизе, которая была выполнена методом резьбы по сырой штукатурке. По крайней мере, пишут, что именно такая технология применялась.
Салон в стиле маньеризм.
С определением стиля могу ошибаться, если кто-то поправит, не обижусь. Салон для спокойных игр в карты, шахматы, а может, и не только в них.
В этой комнате на стенах и над каминами присутствуют маскароны, выступающие оберегами. Странная, кстати, привязанность хозяев к таким оккультным, я бы сказал, вещам, особенно учитывая тот факт, что были они людьми искренне верующими.
Но понять их, в принципе, можно, особенно если знать один секрет.
В подпольном пространстве под топкой левого камина имеется ниша, которую, как считают исследователи, Козелл-Поклевские использовали как сейф. И правда, какому из грабителей придёт в голову ломать пол в камине в поисках спрятанного золота и прочих драгоценностей?
Бильярдный салон в стиле классицизма.
В этой комнате, как нее сложно догадаться, Викентий Альфонсович играл с гостями в биллиард, и, скорее всего, по устоявшейся в те времена традиции, вёл за игрой деловые переговоры с партнёрами.
Музыкальный зал в стиле Людовика XVI.
Этот зал можно назвать и музыкальным, и бальным, правильно будет и так и так. Назначение помещения понятно, ну и интерьер, естественно, должен был соответствовать, быть эдаким пафосным, торжественно-парадным, ошеломлять посетителей своим величием и роскошью.
Назначение салона подчёркивается наличием различных музыкальных инструментов, как в лепнине потолка, так и в предметах мебели. Также в интерьере обыгрывается тема трёх стрел из родового герба Викентия Альфонсовича.
Зимний сад или оранжерея.
В этом помещении я бы тоже интерьер отнёс к классицизму, хотя твёрдо не уверен. Особое внимание следует обратить на плитку пола, она аутентичная, дожившая до наших времён в весьма приличном состоянии.
Здесь мы снова видим герб хозяина, он нанесён практически на все цветочные горшки и кадки.
И на этом знакомство с первым этажом особняка заканчивается, идём к лестнице, которая тоже являет собой весьма интересный объект.
Лестница на второй этаж.
Лестница в доме бетонная, и хоть сейчас это кажется обыденным, однако в те времена, когда строилась усадьба, бетон был дорогим материалом, дороже натурального мрамора, так что и здесь хозяевам удалось удивить своих гостей, если, конечно, такая цель стояла.
Интерьеры второго этажа.
Красная гостиная.
Стиль этой комнаты тоже определяют как классицизм, однако в интерьере есть, если верить описанию, размещённому на информационном стенде, детали и ампира, и модерна, и относящиеся к стилю Людовика XVI.
Здесь дожидались аудиенции у Викентия Альфонсовича посетители: управляющий имением, соседи-помещики и даже крестьяне-просители.
Рабочий кабинет.
Из гостиной попадаем в рабочий кабинет.
Собственно, назначение данного помещения понятно, здесь хозяин работал: планировал свои дела, вёл переписку, принимал доклады управляющего, принимал посетителей.
Холл второго этажа.
В следующую комнату, которую я для себя определил как холл, мы можем попасть как с лестницы, так и из рабочего кабинета.
Кроме мебельного гарнитура, стоящего в углу, в помещении сейчас установлены мольберты, на которых размещены портреты архитектора Виктора Шрётера и хозяев усадьбы — Марии и Викентия Козелл-Поклевских.
Сами портреты я уже показывал в предыдущей статье.
Картинная галерея в стиле неоготики.
Ещё один неоготический интерьер — картинная галерея.
В коллекции Козелл-Поклевских были произведения кисти Айвазовского, Караваджо, Кондратенко, Семирадского и других художников. Сейчас здесь проводятся сменные выставки современных мастеров искусств: художников, фотографов, ремесленников.
Будуар.
Интерьер будуара, как и остальных, уже полностью приватных комнат дома, выполнен, я бы сказал, в стиле классицизм, хотя, возможно, это вообще какое-то другое направление.
Комната была личным пространством Марии Михайловны, если можно так сказать, её кабинетом. Здесь она читала, писала письма, занималась рукоделием.
Книга, лежащая на столике, на самом деле — подшивка еженедельной французской газеты «Иллюстрация моды», которая включает в себя все 52 номера газеты за 1901 год в очень хорошем состоянии. Данный экспонат — подарок музею от Марины и Жозе Веймирс (Бельгия).
Внутренний коридор.
Пройдя через будуар мы оказываемся во внутреннем коридор, откуда можно попасть в спальни домочадцев.
Спальня хозяев.
Спальня хозяев — вторая после домовой церкви комната, не являющаяся проходной. Сюда не допускались гости и тем более посторонние люди.
У кровати установлены два манекена, мужской и женский, одетые в костюмы XIX века.
Спальня мальчиков.
У Викентия Альфонсовича с Марией Михайловной было трое детей: старшая дочь Мария и сыновья Альфонс и Станислав. Первая через стенку от родительской комнаты спальня принадлежала мальчикам.
Спальня девочки.
В спальне Марии на комоде стоят фотографии бывших владельцев этой фантастически красивой усадьбы.
Кстати, на стене над кроватью висит репродукция картины великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова "Заросший пруд". Минувшим летом мы побывали в усадьбе Поленово, неподалёку от Серпухова, и тоже получили массу приятных впечатлений.
Настоятельно всем рекомендую съездить в музей-заповедник над Окой, а кто не может себе этого позволить, то советую хотя бы почитать. Первая часть нашего путешествия в Поленово, и остальные дальше — по ссылкам в конце каждой статьи.
Эпилог.
В Красном Береге же наша экскурсия по главному дому усадьбы Козелл-Поклевских завершена, осталось закончить повествование, вот только, к сожалению, на минорной ноте.
После революции 1917 года и установления Советской власти Викентий Альфонсович с семьёй эмигрировали в Польшу, и в родные места они больше не вернулись. Все их накопления и привезённое с собой имущество у них отобрало польское правительство, жизнь пришлось доживать в глубокой бедности, и в 1929 году Викентий Альфонсович умер в Варшаве практически нищим.