В прошлых статьях мы писали о вреде и пользе голосового помощника Алисы.
Сегодня тему расширим. Уже не нужно доказывать, что наступила новая реальность: мы живем в мире экранов, особенно дети. Дальше в такой картине мира краски будут только сгущаться. Для современных детей мир без гаджетов и интернета просто не существует. Они рождаются в окружении смартфонов, планшетов, компьютеров, и для них это такая же естественная часть жизни, как игрушки или книжки. С одной стороны, технологии открывают невероятные возможности для обучения, развития, общения и творчества. С другой — они несут в себе серьезные риски, главный из которых — цифровая зависимость и ее влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
Мы, родители, а также неравнодушные вовлеченные в процесс воспитания бабушки и дедушки, часто оказываются в замешательстве: как найти баланс? Как использовать преимущества технологий, минимизируя их вред? Как не вырастить «цифрового зомби», который не отрывается от экрана, но и не лишить ребенка доступа к современному миру? Это не просто вопрос запретов, это вопрос формирования здоровых цифровых привычек и осознанного отношения к технологиям.
Почему гаджеты так притягательны для детей?
Причины, по которым дети «залипают» в гаджетах, те же, что и у взрослых, но они усилены особенностями детской психики:
Во-первых, потому что мы получаем мгновенное вознаграждение: игры и приложения дают быстрый дофаминовый приз — лайки, очки, переход на новые уровни. Во-вторых, все это легко и доступно: гаджеты всегда под рукой, они предлагают простой способ развлечься, когда скучно.
Есть и элемент социального одобрения: в соцсетях и онлайн-играх дети ищут признание сверстников, принадлежность к группе. А еще можно уйти от реальности: виртуальный мир может стать убежищем от школьных проблем, конфликтов с родителями, неуверенности в себе. Кроме того, зачастую и мы сами постоянно сидим в телефонах, ну, а дети копируют на поведение. Как говорится, воспитатель будь воспитан сам!
Исследователи давно уже отмечают последствия от чрезмерного экранного времени. К слову сказать, зафиксированы даже случаи, когда от бесконтрольного сидения за компьютером во время многочасовых сеансов игры подростки доводили себя до смертельного истощения. Я уже писала о вреде, но давайте снова подытожим имеющиеся риски и не только от Алисы, но и в целом от умной электроники.
Чрезмерное и бесконтрольное использование гаджетов может привести к серьезным негативным последствиям:
Проблемы со здоровьем: Нарушение зрения, осанки, сна, снижение физической активности, ожирение.
Задержка развития речи и социальных навыков: Недостаток живого общения, мимики, интонаций.
Снижение концентрации внимания: Привычка к быстрой смене картинок мешает сосредоточиться на учебе.
Эмоциональные проблемы: Повышенная раздражительность, тревожность, агрессия при попытке забрать гаджет, депрессивные состояния.
Ухудшение успеваемости: Отвлечение на гаджеты во время учебы, снижение мотивации к познанию.
Проблемы с самооценкой: Сравнение себя с «идеальными» образами в соцсетях.
Риски безопасности: Кибербуллинг, доступ к нежелательному контенту, в том числе к порнографии, онлайн-хищники, вовлечение в секты, в мошеннические схемы, и даже, опасность стать исполнителем террористических акций.
Практические советы для родителей, как вырастить осознанного пользователя
При чем, нужно отметить, что для нас главная задача родителей не в том, чтобы полностью запретить гаджеты, это в современном мире почти невозможно, а в том, чтобы научить ребенка осознанному и ответственному использованию технологий.
1. Будьте сами примером для детей:
Начните с себя: Дети копируют поведение взрослых. Если вы сами постоянно «залипаете» в телефоне, сложно требовать другого от ребенка.
Установите семейные правила: «Никаких телефонов за столом», «никаких гаджетов за час до сна», «семейное время без экранов». И другие ваши варианты. Например, мы разрешаем просто смотреть мультфильмы не более 1 часа в день.
2. Установите четкие правила и границы:
Возрастные ограничения: не ранее 10-11 лет (такова рекомендация Доктора Курпатова, и я полностью с ней согласна), если ранее этого возраста, то с обязательным контролем.
Время и место: Определите, когда и где можно использовать гаджеты (например, только после выполнения уроков, в гостиной, но не в спальне).
Контент: Обсуждайте с ребенком, что он смотрит и во что играет. Попросите пересказать полученную информацию. Используйте родительский контроль.
Договор: Составьте «цифровой договор» с ребенком, где будут прописаны правила и последствия их нарушения.
3. Наполните жизнь альтернативами:
Предложите интересные занятия:Спорт, кружки, секции, чтение книг, настольные игры, творчество, прогулки на свежем воздухе. Чем больше у ребенка реальных интересов, тем меньше он будет тянуться к гаджетам.
Проводите время вместе: Играйте, разговаривайте, гуляйте, готовьте. Качественное живое общение — лучшая профилактика цифровой зависимости.
Развивайте навыки саморегуляции: Учите ребенка справляться со скукой, фрустрацией, тревогой без помощи гаджетов.
4. Обучайте цифровой грамотности и безопасности (можно организовать даже квест):
Объясняйте риски: Расскажите о кибербуллинге, мошенниках, опасном контенте.
Учите критическому мышлению: Обсуждайте информацию из интернета, учите проверять факты, не верить всему подряд.
Расскажите про личные границы: Объясняйте важность защиты личных данных и осторожности при общении с незнакомцами онлайн. И подчеркните, что при любом подозрительном контакте они не действовали самостоятельно, а обращались к вам.
Покажите возможности использования: Покажите, как гаджеты могут быть полезны для обучения, творчества, поиска информации.
5. Будьте внимательны к «тревожным звоночкам»:
Наблюдайте за поведением: Если ребенок становится раздражительным, агрессивным при попытке забрать гаджет, теряет интерес к другим занятиям, ухудшается успеваемость или сон — это тревожные звоночки.
Разговаривайте: Открыто обсуждайте с ребенком его чувства, переживания, связанные с гаджетами. Не осуждайте, а старайтесь понять.
Ищите помощь: Если вы чувствуете, что не справляетесь, или проблема стала серьезной, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу.
Конечно, вы можете возразить, что все эти рекомендации трудновыполнимые, что у вас не хватает времени. Но силы и время, которые могут потребоваться для того, чтобы вытащить ребенка из цифрового рабства, будут гораздо затратнее, нежели превентивные меры. Если вы будете в постоянном диалоге с ребенком, это оградит его от негативных последствий. Технологии — это всего лишь инструмент. И только от нас зависит, как мы научим наших детей им пользоваться: для развития и роста или для ухода от реальности.
Валентина Разумовских
*****
Читайте, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и делитесь полезными статьями в которых есть практические рекомендации по актуальным запросам и решению проблем. Здесь психология без ограничений! А также психология из первых уст!