Найти в Дзене

Голосовой помощник Алиса: голосуем кто «За», а кто «Против»?

начало по ссылке - выше. Продолжение. Может ли Алиса негативно влиять на неокрепшую незрелую психику малышей и детей дошкольного возраста? Особенно, если это пустить на самотек. И какие могут быть при этом последствия? Своими наблюдениями по этому поводу я поделилась в прошлой статье. И, объективности ради, я вновь обратилась к экспертам моего канала с предложением высказать свое мнение на этот счет. Вопросы звучали так: «Нужно ли держать под контролем и дозировать доступ к голосовым помощникам детей дошкольного возраста? В чем польза и вред от голосового помощника?». Вот что они ответили. Светлана Муганцева, врач, психоаналитик: «Увлечение Алисой приведёт к тому, что она станет ментально ближе, чем мама и папа. Гаджет говорит приятным голосом, отвечает на все вопросы, знает всё и обо всём. Никогда не раздражается, не говорит «отстань» или «мне некогда». Алиса становится незаменимым помощником, более того, она сама заменяет родителей. Теряется симбиоз, детско-родительские отношения не

начало по ссылке - выше. Продолжение.

Блиц-опрос

Может ли Алиса негативно влиять на неокрепшую незрелую психику малышей и детей дошкольного возраста? Особенно, если это пустить на самотек. И какие могут быть при этом последствия? Своими наблюдениями по этому поводу я поделилась в прошлой статье. И, объективности ради, я вновь обратилась к экспертам моего канала с предложением высказать свое мнение на этот счет. Вопросы звучали так: «Нужно ли держать под контролем и дозировать доступ к голосовым помощникам детей дошкольного возраста? В чем польза и вред от голосового помощника?». Вот что они ответили.

Светлана Муганцева, врач, психоаналитик:

«Увлечение Алисой приведёт к тому, что она станет ментально ближе, чем мама и папа. Гаджет говорит приятным голосом, отвечает на все вопросы, знает всё и обо всём. Никогда не раздражается, не говорит «отстань» или «мне некогда». Алиса становится незаменимым помощником, более того, она сама заменяет родителей. Теряется симбиоз, детско-родительские отношения не развиваются. Ребенок научается обходиться без родителей.

Но в то же время, подрастая, он становится беспомощным в поиске информации. Складывается уже привычка, что не надо читать книги, решать задачи по математике, можно получить готовые решения, как говорится, «на ложечке». Раньше нам учительница говорила: «Я вам все разжевала, а вам осталось в рот положить и проглотить». А сейчас, получается, даже «жевать» не надо.

Родители тоже не развиваются. Когда-то наш сын был генератором вопросов, и мы с отцом были «натренировались» на быстрые подробные ответы. Для этого нам и самим приходилось порой читать книги, изучать материалы, быть готовыми к диалогу с ребенком. Совместные дела и разговоры укрепляют авторитет родителей. И отношения продолжаются и дальше по мере взросления наших детей, потому что именно родители становятся первыми проводниками в жизни.

Нельзя не отметить и положительные результаты общения с Алисой. Иногда действительно проще узнать справочную информацию у нее, которую мы не удерживаем в голове. Например, температуру воздуха, глубину Марианской впадины, расписание электричек. Я за прогресс, но при этом хочу привести в пример слова Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».»

Вадим Седов, психолог, ученый, кандидат физико-математических наук:

-2

«Высказываю свое мнение: я «За»! У меня в двух детских комнатах в каждой стоит по Алисе. Во-первых, потому что мне так удобно, это разгружает нас от бесконечных просьб детей о помощи. «Как перевести метры в дециметры?», «улетают ли воробьи на юг?», «сколько дней осталось до нового года?» — эти и тому подобные вопросы возникают постоянно. Когда задают вопросы трое твоих детей, то от них реально уже хочется отмахнуться, а Алиса всегда готова помочь.

Во-вторых, при контакте с Алисой, у детей происходит адаптация к новым технологиям. В современных условиях от них все равно отгородиться будет невозможно, да и зачем? Пусть дети адаптируются к тем условиям, в которых им предстоит прожить долгую и, надеюсь, счастливую жизнь!

Ну, и в-третьих, это тоже какая-никакая социализация. Да и к тому же, нашему самому старшему ребенку с малышами пока не очень интересно общаться, а с Алисой она ещё хоть как-то ведет беседы. В общем, пусть дети учатся разговаривать, обращаться за помощью, правильно и понятно задавать вопросы. Это же гораздо лучше, чем в телефон тыкать, чтобы спросить у Гугла!».

Галина Шептихина, детский и подростковый психолог, психоаналитик:

-3

«Мое отношение к Алисе неоднозначное. Думаю, что родителям важно разъяснять ребенку особенности так называемого общения с ИИ-помощником. Подчеркивать при этом ценность живого общения с близкими и родными людьми.

Дети не сразу понимают интонационную окраску речи. Разговор о чувствах и переживаниях персонажей литературных произведений, народных сказок необходим для полноценного развития эмоционального интеллекта растущего человека. В дошкольном возрасте дети очень чувствительны к проявлению эмоций и чувств матери, подчеркну — именно матери...Затем в детском саду педагоги знакомят ребенка с базовыми эмоциональными состояниями, начиная с умения определять и называть свое настроение: радуюсь, удивляюсь и т.п. Одна улыбчивая трехлетняя девочка сказала мне, что не умеет радоваться. Но в дальнейшем разговоре с ней прояснилось, что у нее есть умение радоваться. Оказалось, что девочка просто не знала, что эта прекрасная эмоция называется радостью...»

Святослав Прокофьев, психолог, автор курса «Деньги»:

-4

«Я отмечу, что есть свои плюсы и свои минусы.

Плюсы от общения с «Алисой»:

1. Ребёнок учится говорить, а потом и общаться, правильной речи, формулировать свои мысли и тому подобное.

2. Ребёнок получает опыт «победы» в споре, достижения результата в коммуникации. Появляется связка: я могу сформулировать то, что хочу — я преодолеваю вопросы и возражения — я это получаю.

3. Ребёнок получает опыт «взрослого общения», где ценен не столько он сам по себе, сколько его идеи и аргументы.

Минусы:

1. В любом случае, это не общение в полновесном смысле, а его суррогат. На том конце «провода» нет обладателя воли и агрессии. А зачастую именно эти качества транслируются посредством слов и «невербалики».

2. Ребёнок привыкает к тому, что всё даётся сравнительно легко.

3. Ребёнок находится в такой симуляции, где право выбора, воля и агрессия есть только у него. И он может их применять, не встречая сопротивления. В жизни это, как правило, не так.

4. Ребёнок не получает таких важных компонентов общения, как жесты, мимика, телесный контакт, то есть всего того, что важно для социальной адаптации.

5. Ребёнок может начать воспринимать мир как холодный и бездушный, лишённый человеческого контакта, эмоций.»

Анна Аверина, психолог, телесный терапевт, энергопрактик:

-5

«Мы с дочерью принципиально не пользуемся «умной колонкой», у меня даже наушники с проводом😄.

Причина в том, что работа таких устройств завязана на получении сигнала, то есть постоянно в поле идет прием и передача сигнальных волн, что непосредственно влияет на энергосистему и волны самого человека. Это сказывается на его самочувствии, на функционировании сердечно-сосудистой системы, нервной системы, да и всего организма в целом.

А то, что родителям некогда заниматься своими детьми, и они придумали занимать их разными гаджетами и устройствами, то это, конечно, стало бичом современного мира, который приводит к печальным последствиям.

Детская неокрепшая психика страдает, сбиваются ориентиры, ребенок воспринимает этот мир виртуально. И это в дальнейшем мешает ему выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Он сам потом страдает.

Только внимание и участие близких людей поможет в воспитании. Но, к сожалению, в погоне за тем, что модно и современно, люди утрачивают адекватность восприятия реальности.

Это исключительно моё мнение. Но оно основано на моем опыте. Одно время я работала няней в одной семье, у них старшая дочь все время общалась с Алисой. Так вот девочка подросток истерила и орала на нее, на Алису... Да и чего там только не было🙈! Полная неадекватность в поведении, я обращала внимание мамы на это, но от мамы было ноль реакции. А меня откровенно испугало такое отношение.».

Эльвира Рон, парапсихолог, сакральный нумеролог, регрессолог:

-6

«Мне нравиться читать статьи на канале «Психология в лицах». В них всегда глубокий смысл. А выводы, как говорится, каждый делает сам. Про Алису все правильно замечено и сказано! Роботы-помощники, безусловно, это хорошо, они нужны. Роботы применяются сейчас много где: и не только на Земле, но и в Космосе. Но человеку нужен прежде всего человек! Чтоб стать Человеком с большой буквы!».

Анна Стародубцева, педагог-психолог:

«Когда я читала этот пост, я вспомнила фильм «Волчок». Там девочка из- за отсутствия эмоциональной близости с матерью ходила на кладбище и разговаривала с фотографией умершего мальчика. Жутковато, не правда ли? В этом фильме мать надолго убегала из дома и физически отсутствовала в жизни дочери. Когда я сегодня смотрю на то, как общаются родители с ребёнком то вижу, что они одновременно и присутствуют, и отсутствуют. Ребёнок играет, родители в телефоне. А ведь базовое доверие к миру формируется у ребёнка в этом возрасте в зависимости от того, как складывается эмоциональный контакт с родителями. В таком раннем возрасте проявляются инстинкты доминировать, расправиться со слабым и тому подобные. Именно в контакте со взрослыми людьми ребёнок учится человеческому отношению. Я не против цивилизации, прогресса, но не перекладывайте общение на Алису, делайте что-нибудь вместе с детьми, показывайте им примеры человеческих отношений и общения. Дети очень быстро растут, успевайте насладиться общением с ними, не упускайте этих волшебных моментов ощущения эмоциональной близости с ребёнком. Сейчас думаю, есть ли что-нибудь, кроме этого, прекрасней в этом мире...»

Как видите, мнения отчасти разделились. И истина, как всегда, где-то посередине. Да я и сама не сторонница одиозного категорического подхода. Я всегда за индивидуальный разбор ситуации. И сама начала активно пользоваться Шедеврумом, который генерирует мне изображения. Но, я же понимаю, что никогда никакой ИИ не сможет написать художественное полотно, которое станет шедевральным, потому что это не творец, а всего лишь палочка-выручалочка.

Поделившись своими наблюдениями о вредном влиянии Алисы, я хочу привлечь внимание родителей к своим детям, чтобы они не доверяли бездумно и автоматически проведение досуга ребенка компании искусственного интеллекта, а учили детей разумно управлять той же Алисой. Иначе Алиса будет управлять нашими детьми, формировать паттерны поведения и мышления тоже.

Кстати, сделаю ремарку к ответу Вадима Седова: его, многодетного отца, понять можно, при условии, что в семье есть возможности активного общения детей друг с другом, наличие даже двух Алис меня не смущает. А вот, когда в семье один ребенок, и его общение ограничивается длительное время только контактом с умной колонкой, то там неизбежно возникают проблемы.

Что делать? Делюсь своими выводами и рекомендациями.

1. Мой главный вывод в том, что родители изначально должны формировать отношение к Алисе именно как к МАШИНЕ, а не как к собеседнику. Как? Да просто каждый раз подчеркивать, что это лишь помогающее устройство, не более того.
2. Детей нужно обучать разумно пользоваться и управлять Алисой, ведь учим же мы детей играть в разные игры, они же не самостоятельно до всего доходят. Так и тут. Голосовой помощник — тоже своего рода игрушка, только обладающая интеллектом. Нужна инструкция для пользования. Пусть Алиса помогает детям изучать алфавит, цифры, читать сказки и отвечать на детские вопросы, развивая познавательную активность.
3. Контакт с Алисой должен быть дозированным, так же, как и любой доступ к другим домашним гаджетам. И еще нежелательно делать из Алисы средство шумового сопровождения, постоянного шумового фона, как некоторые люди живут при постоянно включенном телевизоре. Пусть ребенок в одну единицу времени будет занят чем-то одним. Иначе уменьшается концентрация внимания, а еще и возникает привычка к шуму.
4. Детям постарше и подросткам можно продемонстрировать возможности Алисы не просто как робота-помощника в поиске информации, но и как транслятора различных игр, например, на запоминание и концентрацию. В это конечно же снова должны быть вовлечены сначала родители. На самом деле, Алиса может предлагать увлекательные задания, например, способствующие тренировке памяти и внимательности, и формированию интереса к школьным предметам. Просто изучите возможности Алисы, и приучите детей пользоваться подсказками от нее.

Валентина Разумовских

Уважаемые читатели, а вы что думаете по этому поводу? Хотелось бы и от вас получить обратную связь.

О зависимости от гаджетов читайте в следующем выпуске.

Подписывайтесь на канал. Здесь психология без ограничений!