Так уж случилось, что на моем макете встретились два паровоза, которые при жизни получили прозвища "ящиков или шкатулок" (правда, разных) за их маленькие размеры.
Первый паровоз когда-то бегал по нормальной колее на местных линиях. В отличие от главных железнодорожных линий, где с грохотом мчались экспрессы, на сонных местных линиях всё было иначе. Инженеры в них сделали полуавтоматическую систему, что позволило управлять паровозом одному человеку. Паровозы работали на перегретом пару и были самыми современными из работяг на этот момент.
Площадки с перилами с двух сторон обеспечивали безопасный сцепку с вагонам как спереди, так и сзади паровоза. Локомотив имел большую кабину с тремя застекленными окнами с каждой стороны. Эта особенность принесла паровозам прозвище «Glaskasten» (стеклянная коробка/шкатулка).
В 1905 и 1906 годах было построено шесть таких локомотивов. Выглядели они вот так:
Эти машинки проработали до 1923 года под номерами 98 301–98 306, когда были выведены из эксплуатации из-за сложности ремонта.
В 1908 и 1909 годах было построено 29 локомотивов, теперь оснащенных обычной внешней системой привода. Им были присвоены номера 4507–4535.
У меня модель локомотива под номером 4531.
Кроме Баварии три локомотива этого типа были приобретены Прусскими государственными железными дорогами в 1910 году и классифицированы как отдельный класс Т 2: Альтона 6081 и 6082, и Эльберфельд 6041.
На протяжении десятилетий паровоз PtL 2/2 был звездой баварских местных железных линий. Это был локомотив, обладавший особым очарованием - коробчатая конструкция, странно приподнятая воронка для засыпки угля, тонкая дымовая труба. Среди полей, лугов и лесов, по которым он бродил, пыхтя и задыхаясь, он не доставлял неудобств - напротив, он был там своим, спокойным и добродушным. Тащить он мог три-четыре вагончика, собирая местных жителей. Поэтому очень часто он попадал в анекдотические случаи.
На линии Зелингенштадт - Фольках произошел следующий случай. В Вюрцбурге проходила ярмарка и поэтому местный народ ломанулся ранним утром на поезд. Платформ не было и поэтому кондуктор смог с большим трудом поднять по ступенькам толстую крестьянку с корзинами на вагонную площадку. "Наконец-то, готово!" - воскликнул он, вытирая пот с лица. Машинист поезда услышал только конец фразы; "Готово!" и он начал движение. Только на следующей станции машинист понял свою ошибку и маленький поезд покатился обратно, чтобы забрать кондуктора.
А еще у подростков была такая "фишка": на остановке толпой отправиться в ближайшие кусты "в туалет", хотя в вагонах были туалеты. А по сигналу отправления вся толпа выбегала из кустов, чтобы запрыгнуть на подножки уже движущегося поезда. Для молодежи это было соревнование и веселье, а для машиниста лишний стресс.
Однажды паровоз с тремя вагонами никак не мог подняться по крутому склону около Астхайма. Была зима и на путях лежал снег. Хотя машинист и посыпал их песком, но колеса буксовали. Большинство пассажиров выскочили из поезда и стали толкать вагоны. Поезд с трудом поднялся по заснеженному склону. (Эта история мне напомнила историю о паровозике в Ромашково. Этот мультик появился не на пустом месте. Как рассказывала моя мама, около Ромашково (это под Москвой, с Белорусского вокзала) был большой подъем и паровоз никак не мог затащить вагоны. Поезд откатывался назад, паровоз разгонялся снова и пытался взять подъем второй раз. Иногда пассажиров высаживали и они брели вверх холма, а поезд поднимался пустой. )
В 1942 году два локомотива были проданы промышленным предприятиям, один был потерян во время Второй мировой войны, а локомотив № 98 304 остался после войны в Австрии. Этот уникальный локомотив был выведен из эксплуатации только в 1959 году.
Но большинство локомотивов проработали на немецких дорогах до середины 50-х годов прошлого столетия и были списаны. Один из них был разрезан посередине, чтобы показать устройство паровоза и находился в железнодорожном музее Нюрнберга
Второй, целый и рабочий, был там же, выезжая на праздники перед публикой. В октябре 2005 года в музее был крупный пожар и очень много вагонов и локомотивов сгорело. А вот последнему экземпляру (PtL 2/2, DRG 98 307) знаменитой "стеклянной шкатулки" повезло: за пару месяцев до пожара паровоз был передан в аренду Немецкому музею паровозов в Нойенмаркт-Вирсберге, что в конечном итоге спасло ему жизнь.
Поэтому этот паровоз идеально подходит к моим местным дорогам на макете.
Вторая моя "коробка" работала на узкоколейных дорогах. Последний сохраненный экземпляр получил название "Черный Юлий". Но об этом в следующей публикации
С уважением,
хххх
Использовалась информация из Википедии, из мини-книги "Glaskasten" компании ROCO.
Как показывает политика Дзена, ни от автора, ни от читателей ничего не зависит. Поэтому призываю просто общаться. Если поставите лайк/дизлайк - то Ваше мнение буду знать только я. Если напишете комментарий, то Ваше мнение будут знать и другие.
Пожалуйста, избегайте оскорблений и мата - за их использование будет бан. Уважайте других.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций.
Следующий
Подвал
Железнодорожный Санта Клаус