Найти в Дзене

Архитектурный ансамбль усадьбы Залесье: симфония камня и зелени.

В завершении повествования о дворце Булгаков в Жиличах, состоящего из двух статей, я обещал рассказать о ещё одной усадьбе Беларуси, в которой нам удалось побывать в время летнего отпуска. Примерно в ста километрах на северо-запад от Минска раскинулось Залесье, родовое имение автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» (Pożegnanie Ojczyzny), более известного как полонез Огинского. Владельцами Залесья Огинские стали в в первой половине XVIII века, усадьба представляла тогда собой деревянный дом с несколькими деревянными же хозпостройками, а центром культурной жизни региона её сделал Михаил Клеофас, которому поместье досталось в наследство от дяди, Франтишека Ксаверия. В 1802 году дипломат, политик и композитор, принимавший активное участие в восстании Тадеуша Костюшко за восстановление независимости Речи Посполитой, воспользовавшись объявленной российскими властями амнистией, возвращается из эмиграции и приступает к строительству в Залесье новой усадьбы с каменным дворцом. Ушло на
Оглавление

Преамбула.

В завершении повествования о дворце Булгаков в Жиличах, состоящего из двух статей, я обещал рассказать о ещё одной усадьбе Беларуси, в которой нам удалось побывать в время летнего отпуска.

Краткая история поместья.

Примерно в ста километрах на северо-запад от Минска раскинулось Залесье, родовое имение автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» (Pożegnanie Ojczyzny), более известного как полонез Огинского.

Владельцами Залесья Огинские стали в в первой половине XVIII века, усадьба представляла тогда собой деревянный дом с несколькими деревянными же хозпостройками, а центром культурной жизни региона её сделал Михаил Клеофас, которому поместье досталось в наследство от дяди, Франтишека Ксаверия.

Усадьба Залесье, имение М. К. Огинского. Фото из личного архива автора.
Усадьба Залесье, имение М. К. Огинского. Фото из личного архива автора.

В 1802 году дипломат, политик и композитор, принимавший активное участие в восстании Тадеуша Костюшко за восстановление независимости Речи Посполитой, воспользовавшись объявленной российскими властями амнистией, возвращается из эмиграции и приступает к строительству в Залесье новой усадьбы с каменным дворцом. Ушло на это целых двадцать лет, помимо дворца возвели также несколько построек различного назначения.

Главный дом усадьбы.

Для Михаила Клеофаса имение стало местом для творчества, где он сочинял музыку и устраивал приёмы. Гостями Огинского были преподаватели Вильнюсского университета, несколько раз его навещал живущий к тому времени в Петербурге бывший учитель музыки Осип Козловский. Атмосфера Залесья настолько тронула Осипа Антоновича, что в 1821 году он написал мелодраму «Жнеи, или Дожинки в Залесье». Также усадьбу посещали соседи-помещики, заглядывали в гости проезжавшие по Виленской дороге царские чиновники и военные чины.

В 1810 году Огинский становится сенатором Российской империи и перебирается жить в Санкт-Петербург, в Залесье бывает только периодически, так что процесс создания дворцово-паркового комплекса завершают уже практически без него.

Особняк, в котором сейчас расположена экспозиция музея М. К. Огинского, мы обошли практически по кругу, осмотрев его со всех сторон.

Неподалёку от главного корпуса дворца в 2003 году был установлен памятный знак: гранитная глыба с высеченной надписью «Памяти рода Огинских» и их фамильным гербом рода «Брама».

Памятный знак, посвящённый роду Огинских. Фото из личного архива автора.
Памятный знак, посвящённый роду Огинских. Фото из личного архива автора.

Католическая часовня Девы Марии.

Построена часовня Девы Марии предположительно в 1815 году, сразу после завершения строительства главного корпуса дворца. В 1930-х годах, когда эта территория входила в состав Польши, проводилась реконструкция здания, после которой часовня приобрела тот вид, в котором она предстаёт нашему взору сейчас.

Беседки в парковом ансамбле усадьбы.

Гуляя по парку, обнаружили две беседки, первая из них выстроена в китайском стиле. В сети пишут, что внутрь можно зайти, на первом этаже там располагается экспозиция из предметов азиатского быта, а из окон второго открывается красивый вид на окрестности. Мы этого не знали, поэтому войти в беседку не пытались.

Вторая беседка — Римская, второе название — беседка Амелии, в честь дочери Михаила Клеофаса. В ней стоит пианино, на котором не возбраняется играть, на стенах рисунки и фотографии с видами Залесья.

Обе они возведены в период 1802–1822 годов, отреставрированы в 2010-х.

Двухсотлетний вяз.

Обозначенная на Яндекс-картах как «Двухсотлетний вяз», эта достопримечательность на самом деле представляет собой высокий пень. Удивительно, но никакой толковой информации о вязе, кроме того, что однажды дерево не выдержало ураганного ветра и сломалось, мне найти так и не удалось.

Двухсотлетний вяз. Фото из личного архива автора.
Двухсотлетний вяз. Фото из личного архива автора.

Мемориальный валун в честь Жана Ролея.

Во время устройства усадьбы Огинский распорядился установить в парке два памятных камня: первый — Тадеушу Костюшко, человеку, которого Михаил Клеофас бесконечно уважал как патриота своей родины, второй — любимому учителю композитора, гувернёру Жану Ролею.

Поискать камень Костюшко мы подзабыли, а вот валун с надписью на латинском, гласящей примерно следующее: «Жану Ролею от благодарного ученика», обнаружили, перейдя речку Драй по деревянному мостику.

Мемориальный валун в честь Жана Ролея. Фото из личного архива автора.
Мемориальный валун в честь Жана Ролея. Фото из личного архива автора.

Водяная мельница усадьбы Огинского.

Каменное здание мельницы, выстроенное одновременно с остальными строениями поместья, со временем обветшало, было даже частично разрушено, но полностью восстановлено при реконструкции усадебно-паркового комплекса.

Рядом с мельницей выставлен на всеобщее обозрение жернов, датируемый началом XX века.

Запруда на реке Драй.

И ещё одно красивое место находится выше плотины водяной мельницы, это озеро, а точнее — запруда на реке Драй с небольшим островком, называемым Лебяжьим.

Судя по тому, что на водной глади среди листьев кувшинок я разглядел кружки, выставленные кем-то из рыболовов (на фотографии не видны), в водоёме водится щука. Взял себе на будущее на заметку!

По парку мы гуляли уже после посещения экскурсии в главном усадебном доме, о ней будет рассказано в следующей статье.