Из Красного Берега в Жиличи.
Продолжаю рассказывать о летнем отпуске в Беларуси в общем и о двухдневной поездке в Бобруйск и его окрестности.
После того, как мы утром второго дня побывали в усадьбе Козелл-Поклевских в Красном Береге, и осмотрели восхитительные интерьеры комнат главного дома, выполненные в разных архитектурных стилях, казалось, что лимит положительных эмоций на сегодня уже выбран, но не тут-то было.
Дворец Булгаков в Жиличах поразил не меньше.
Подробности переезда от одной усадьбы к другой описывать не стану, скажу только, что если вдруг соберётесь повторить наш маршрут, то в навигаторе лучше включить функцию «Избегать плохих и грунтовых» дорог, в противном случае этот автоштурман выберет дорогу, на которой асфальт будет попадаться исключительно в границах деревень.
Дворцово-парковый ансамбль.
Как могло такое произойти, что примерно в двухстах километрах от Минска возник дворец, который сейчас называют белорусским Версалем? Давайте попробуем разобраться.
В 1815 году имение Добосна, расположенное на одноимённой реке, с 673 душами мужского пола за 5 тысяч червонных злотых, на пару со своим братом Винцентом, выкупает у семейства Сапег Игнатий Александрович Булгак, на то время уездный предводитель дворянства, а поскольку детей у братьев не было, то все свои владения они оставили в наследство сестре Фортунате. Фортуната же была замужем за Габриэлем Булгаком, выходцем из той же семьи, что и Игнатий и Винцент, но только из другой линии рода, так что фамилия владельцев усадьбы осталась прежней. Кстати, ударение в этой фамилии следует ставить на букву У.
У Габриэля и Фортунаты родилось два сына, Йозеф и Игнатий, и вот этот самый Игнатий и затеял в 1823 году в Добосне строительство родового гнезда в стиле французских дворцов, на которые, как утверждают различные источники, он насмотрелся во время военной кампании 1812 года, когда в составе русской армии дошёл до Парижа.
В таком объёме, в котором мы видим дворцовый комплекс сейчас, он был создан не сразу. Первую часть, главный корпус П-образной формы, возвели при жизни Игнатия, остальные же корпуса с жилыми помещениями, домовым храмом и оранжереей пристраивали уже его потомки.
В центре северного фасада усадьбы привлекает внимание барельеф с «всевидящим оком» на фронтоне здания, как раз здесь и располагался домашний костёл Булгаков.
Весь процесс строительства дворца, в общей сложности, растянулся почти на 80 лет.
Последними, уже в начале XX века, были возведены въездные ворота в центре западной линии фасада, тем самым был замкнут периметр здания, и образовался красивый внутренний дворик.
У Игнатия от двух жён было девять детей, после его смерти в 1848 году имение достаётся в наследство самому младшему сыну, Эдгару, тот же, в свою очередь, в 1912, по другим сведениям - в 1914 году продаёт дворец своему племяннику, Эммануилу, сам же уезжает жить в Варшаву.
Эммануил тоже большую часть времен жил в Польше, в Добосну наведывался лишь летом, а после революции 1917 года, успев вывезти из дворца лишь некоторые ценности, покинул Россию, сперва жил в Варшаве, позже поселился в Италии.
Во дворце же расположились сперва детский дом, позднее — школа рабочей молодёжи, а с 1930 года — агрономическая школа, переименованная позднее в сельскохозяйственный техникум.
Обе мировые войны дворцово-парковый комплекс пережил без разрушений от бомбёжек и обстрелов, однако во время Великой Отечественной войны, когда в усадьбе располагался немецкий офицерский госпиталь, была полностью разобрана оранжерея, а кирпич и прочие материалы оккупанты использовали для укрепления дорог и обустройства кладбища.
После войны в помещения дворца вернулся сельхозтехникум, в 1956 году планировалось провести реставрацию здания, получившего за несколько лет до этого статус памятника истории и архитектуры, но дальше замыслов дело не зашло.
В 1980 году техникум перебрался в современные корпуса, выстроенные по соседству, и с этого времени надлежащих ремонтных работ в здании больше не проводилось, состояние дворца с каждым годом только ухудшалось.
Проект реставрации начали разрабатывать только в начале XXI века, а к работам приступили в 2009 году, и через два года в части первого этажа были открыты детская школа искусств, музей и библиотека, которые продолжают действовать там и сейчас. В ходе работ была восстановлена и уничтоженная в годы войны оранжерея, так что дворец опять представляет собой замкнутое по периметру здание.
Раньше туристические группы водились по залам, отреставрированным в первую очередь, а на июль 2025 года, когда мы были в Жиличах, уже полностью открыты для осмотра помещения всего второго этажа дворца, теперь экскурсия проводится в них. О нашей «кругосветке» по залам дворца Булгаков читайте в моей следующей статье.
Четвёртая очередь реставрации — парк. В планах — восстановление водной системы большого и малого прудов, с островом на большом пруду, с возведением мостиков через реку Добысну и пруды. Восстанавливается здание каретного сарая, строятся две ротонды и павильон на острове. Все дорожки в парке вымостят брусчаткой, в ночное время они будут освещаться фонарями.
Летом работы были в полном разгаре, вполне возможно, что на сегодняшний день если не все, то большинство из них уже завершены.
Уже когда мы покидали территорию усадьбы, нас, увидев московские номера на машине, остановил один из рабочих. Очень уж ему хотелось рассказать гостям из России, каким важным делом они тут с коллегами занимаются, и показать хотя бы на чертежах, как всё будет выглядеть по завершении процесса.
Надо будет как-нибудь ещё побывать в тех местах. Учитывая то, как проведена реставрация во дворце, можно рассчитывать на не менее эффектный вид восстановленного парка.