Найти в Дзене

Больше сходов, больше драмы: что ждёт Формулу‑1 с новыми двигателями

Ненадёжность всегда придаёт гонке особую остроту. В XXI веке такое ощущение в Формуле-1 становится всё более редким — настолько, что механические поломки практически не встречаются. Однако внедрение новых двигателей 2026 года может изменить ситуацию, хотя и лишь временно. Технический директор Mercedes по работе на трассе Эндрю Шовлин полагает, что в следующем году из-за риска проблем с надёжностью в пелетоне возникнет «больше угроз». Последние два сезона Формулы-1 стали самыми надёжными в истории Гран-при. Доля сошедших с дистанции в 2024 и 2025 годах составила всего 10,5 % — если считать соотношение стартовавших к официально финишировавшим. Причём в большинстве случаев причиной были ошибки пилотов, а не отказ двигателя или поломка других узлов. Хотя времена, когда на дистанции не финишировала половина пелетона или больше, уже не вернутся (последний такой случай был в 1994 году, когда доля сошедших составила 51,8 %), в начале следующего года определённая непредсказуемость всё же может

Ненадёжность всегда придаёт гонке особую остроту. В XXI веке такое ощущение в Формуле-1 становится всё более редким — настолько, что механические поломки практически не встречаются.

Однако внедрение новых двигателей 2026 года может изменить ситуацию, хотя и лишь временно. Технический директор Mercedes по работе на трассе Эндрю Шовлин полагает, что в следующем году из-за риска проблем с надёжностью в пелетоне возникнет «больше угроз».

Последние два сезона Формулы-1 стали самыми надёжными в истории Гран-при. Доля сошедших с дистанции в 2024 и 2025 годах составила всего 10,5 % — если считать соотношение стартовавших к официально финишировавшим. Причём в большинстве случаев причиной были ошибки пилотов, а не отказ двигателя или поломка других узлов.

Хотя времена, когда на дистанции не финишировала половина пелетона или больше, уже не вернутся (последний такой случай был в 1994 году, когда доля сошедших составила 51,8 %), в начале следующего года определённая непредсказуемость всё же может проявиться.

«Угрозы станут реальнее, потому что в первые годы будет крайне сложно добиться надёжности этих машин, — отметил Шовлин. — В последние два года зимних тестов у нас практически не было красных флагов в первый день.
Да, команды проводят стендовые испытания и проверки, но представьте: 10 команд строят машины, каждая из которых состоит из 8 000–9 000 конструктивных элементов. И всё это работает без сбоев в течение двух дней тестов — это впечатляющий результат, которого достигла Формула-1.
Однако масштаб изменений и новые технологии в следующем году сделают достижение такого уровня надёжности крайне сложным. И я думаю, что надёжность внезапно станет ключевым фактором, отличающим одни команды от других — чего не наблюдалось в последние сезоны».

Шовлин говорил об «угрозах» в контексте вопроса о том, какой будет гонка в Формуле 1 в следующем году. Это общее наблюдение, а не выражение опасений по поводу силовой установки Mercedes. Он справедливо подчёркивает, насколько серьёзным испытанием для всех производителей станет внедрение совершенно новых силовых установок.

Силовые установки 2026 года спроектированы так, чтобы примерно поровну распределять мощность между традиционным V6 и электрической составляющей, и потребуют значительно большей ёмкости батарей. Хотя эти силовые установки не требуют от производителей двигателей Формулы-1 разработки принципиально новых технологий (как это было с MGU-H, внедрённым в 2014 году и исключённым из регламента в следующем году), это всё же совершенно новые конструкции, которые не будут испытываться в реальных условиях до января 2026 года — только в симуляциях.

Как и в 2014 году, когда серьёзные проблемы возникли у Renault, а Ferrari и даже Mercedes также столкнулись с трудностями, предсезонные тесты могут стать напряжённым периодом. На устранение неполадок до Гран-при Австралии (открытие сезона) будет отведено всего 9 дней тестов, а также возможность провести два промо-дня (по 200 км каждый) и два демонстрационных дня (по 15 км каждый). Времени будет крайне мало.

Коэффициент сходов в Формуле-1 2000-2025 (%)

-2

Даже в XXI веке изменения правил обычно приводили к росту числа сходов с дистанции. Когда в 2014 году были приняты 1,6‑литровые турбогибридные двигатели V6, доля сошедших составила 20,8 %. Сам по себе этот показатель казался невероятно низким во время первых предсезонных тестов в Хересе в том году — тогда наработки были настолько ограничены.

В 2022 году, когда дебютировали автомобили с эффектом земли (Ground effect) к трассе (которые только что вывели из эксплуатации), доля сошедших достигла 16,9 % — это шаг назад по сравнению с 12,6 %, зафиксированными годом ранее в 2021. Когда в 2017 году появились более широкие машины с высокой прижимной силой, доля сошедших выросла с 17,3 % до 23 %.

Тем не менее команды Формулы 1 и производители двигателей научились эффективно устранять и контролировать проблемы. В 2014 году казалось немыслимым, что на Гран‑при Австралии хватит финишировавших машин, чтобы заполнить все 10 позиций, дающих очки. Однако на момент гонки клетчатый флаг увидели 14 автомобилей (хотя один из них не был классифицирован).

И всё же в 2026 году, по крайней мере на какое‑то время, вероятно появление дополнительного потенциала для драматичных ситуаций, создаваемых ненадёжностью — того самого фактора, который способен превратить даже рутинную гонку в зрелище, от которого невозможно оторвать взгляд.