В уходящем году российский автопром запустил в производство более десятка новых моделей и модификаций грузовых автомобилей. Где и каких?
Не взирая на обрушение продаж на российском рынке коммерческой автотехники, в плане постановки на конвейеры новых моделей грузовиков российский автопром в 2025 году сработал очень неплохо! Давайте посмотрим и подведём итог, какие грузовые автомобили стали серийными в году уходящем и какие пойдут в серию в году наступающем. И начнём мы с новинок нижегородского автомобильного кластера.
В 2025 году завершилось формирование нового «Собольего» семейства: в дополнение к цельнометаллическим фургонам, комби и микроавтобусам, в серию пошёл «Соболь NN 4х4» с бортовой платформой. Его предложили в вариантах с короткой трёхместной и удлинённой двухрядной кабинами. Напомню, что «Соболя» поколения NN в версиях повышенной проходимости оснащают принципиально новой трансмиссией, а механизм блокировки заднего дифференциала у них включён в базовую комплектацию. Для завода освоение бортовой модификации важно в том числе тем, что открывает возможность привлечь покупателей из сегмента пикапов.
Ещё одним автомобилем повышенной проходимости, запущенным Горьковским автозаводом в серию в 2025 году, стал «Садко 9», старший брат «Садко NEXT». У него аналогичные рама, передний мост, капот, кабина, крылья и силовой агрегат. Правда, дизелю ЯМЗ-534 немного, со 150 до 170 л.с., подняли максимальную мощность. Переднюю рессорную подвеску усилили, а в задней использовали пневмобаллоны. Увеличена допустимая нагрузка на задний мост и ставшие более крупными шины. В результате грузоподъёмность получилось нарастить с 3 до 5 тонн. Благодаря этому «Садко 9» смог заменить полноприводный «Земляк», который был последним остававшимся на конвейере среднетоннажником с кабиной старого образца. Более того, поскольку его грузоподъёмность дотянули до таковой у «Газона NEXT», на шасси «Садко 9», в отличие от шасси «Земляка», можно ставить весь спектр «газоновских» кузовов и надстроек.
Семейство «Валдаев», по крайней мере, в первоначально заявленном виде, в 2025 году тоже обрело законченный вид. Весной у дилеров появился «Валдай 18». Это двухосный грузовик, точнее – шасси полной массой 18 тонн и грузоподъёмностью 12 тонн. Основное его предназначение – логистические перевозки. В моторном отсеке установлен 260-сильный дизель рабочим объёмом 6,7 литра в паре с 8-ступенчатой механической коробкой передач.
Под самый занавес года с конвейера стали сходит тяжёлые трёхосные шасси «Валдай 33», первые экземпляры которых отправились к производителям кузовов и надстроек. Главной специализацией «Валдай 33» станет строительство – на всех выставках это шасси полной массой 33 тонны демонстрируют с самосвальным кузовом. Сейчас это уже не китайский, а российский кузов вместимостью 18 кубов. Грузовик оснащён рядной «шестёркой» рабочим объёмом 11,8 л и максимальной мощностью 400 л.с.
В настоящее время проводятся работы по адаптации для вышеназванных грузовиков отечественных двигателей. «Валдай 18» получит ЯМЗ-537, а «Валдай 33» и «Валдай 45» оснастят новейшим, только-только запускаемым в серию ЯМЗ-770, мощностной диапазон которого составляет от 350 до 550 л.с.
«Соллерс» в 2025 году просто фонтанировал грузовыми новинками.
На Ульяновском автозаводе компания запустила в серийное производство одну за другой три модели пикапов: ST6, ST8 и ST9.
На другом расположенном в Ульяновске заводе компании развернули сборку двухосных грузовиков бескапотной компоновки самых разных моделей и классов. Из них на сегодняшний день в продаже у дилеров можно увидеть три базовых модели. Это унифицированные по кабине и силовой линии среднетоннажники Sollers TR80 и Sollers TR120 полной массой, соответственно, 8 и 12 тонн. Оба оснащены 4-литровым дизелем мощностью 187 л.с. Третья модель – более тяжёлый 18-тонный Sollers TR180. В его моторном отсеке стоит дизель рабочим объёмом 6,7 литра, на максимуме развивающий 260 л.с.
Теперь что касается появившихся в арсенале компании Sollers новых малотоннажников.
Во-первых, в апреле стартовал серийный выпуск лёгкого полукапотного цельнометаллического фургончика Sollers SF1 с 1,5-литровым 136-сильным бензиновым двигателем. Этот малотоннажник рассчитан на перевозку порядка одной тонны груза. На заводе в Елабуге осуществляется сварка, окраска и сборка его кузова.
Во-вторых, в мае на том же заводе освоили выпуск наследника «Атланта» – полукапотного фургона Sollers SF5 полной массой 3,5 или 4,2 тонны. Тут локализация уже серьёзнее: помимо производства кузова, на бывшем моторном заводе Ford для данной модели освоено изготовление 150-сильного дизеля рабочим объёмом 2,7 литра, а на Заволжском моторном заводе – изготовление 6-ступенчатой механической коробки передач. Но самое важное, что Sollers SF5 получил модификацию с автоматической коробкой передач. Причём, оказавшись в этом первым среди отечественных серийных грузовых автомобилей!
Какие новинки появились на главном конвейере Камского автозавода? Он проделал огромную по трудоёмкости работу по локализации и переводу на санкционно устойчивую агрегатную базу грузовиков своего самого нового поколения К5, и теперь активно расширяет линейку их моделей и модификаций.
В феврале завод запустил в производство КАМАЗ-65955. Этот трёхосный полноприводный седельный тягач повышенной проходимости. Для увеличения полезной нагрузки на седло ошиновка его задних колёс сделана двухскатной. Тягач оснастили самой мощной гражданской версией рядной шестёрки КАМАЗ-910, развивающей 560 л.с. Этого достаточно, чтобы КАМАЗ-65955 мог работать в составе 100-тонного автопоезда.
В марте на конвейер встал ещё один трёхосный полноприводный седельный тягач – КАМАЗ-65954. Это уже настоящий внедорожник со всеми односкатными колёсами, шинами с развитым рисунком протектора и возможностью регулировать давление в них для повышения проходимости. Силовой агрегат тот же, максимально допустимая масса автопоезда – 75 тонн.
Фактически на этом же шасси завод разработал и вывел на рынок высокопроходимый трёхосный самосвал КАМАЗ-65959 допустимой полной массой 35 тонн и грузоподъёмностью 18 тонн. Он также оснащён дизелем КАМАЗ-910, но в менее мощной модификации, развивающей 460 л.с. Ёмкость самосвальной платформы – 16 кубов.
Буквально следом в серию пошёл КАМАЗ поколения К5 совсем другого плана. Это двухосный дорожный грузовик КАМАЗ-53251 полной массой 18 тонн, предназначенный в первую очередь для региональных логистических перевозок. У него так называемая узкая кабина нового образца, под которой установлен рядный 6-цилиндровый дизель КАМАЗ-667 рабочим объёмом 6,7 литра и максимальной мощностью 300 л.с. Грузоподъёмность в варианте шасси составляет 12 тонн.
Из новых интересных специализированных модификаций, появившихся в Набережных Челнах в 2025 году, можно отметить две. Во-первых, это топливозаправщик с 17-кубовой цистерной на базе КАМАЗ-65658. Речь идёт о шасси поколения К5 с колёсной формулой 6х2. Во-вторых, увидела свет новая модификация тяжёлого четырёхосного самосвала КАМАЗ-65951, которую отличает установка 25-кубового кузова задней разгрузки. Этот кузов, изготовленный заводом «ТК ЛИФТ» из максимально прочной и износостойкой стали, специально предназначен для перевозки скальных пород.
К серийному выпуску ещё одного специального самосвала приступили на машиностроительном заводе «ТОНАР». Это ТОНАР-7507, он же – ТОНАР Т35, рассчитанный на перевозку 35 тонн груза. Необычность самосвала – в его шарнирно-сочленённой конструкции, обеспечивающей феноменальную проходимость. Мощность дизеля – свыше 500 л.с., коробка передач, естественно, автоматическая гидромеханическая. Интересно, что хотя попытки создать отечественный шарнирно-сочленённый самосвал предпринимаются последние лет тридцать, прежде дело никогда не двигалось дальше постройки и испытаний опытных образцов. Потому что условия работы таких самосвалов сложнейшие, а значит, требования со стороны заказчиков к ним высочайшие. ТОНАР стал первым заводом в российской истории, кто не только разработал подобные самосвалы, но и реально стал поставлять их заказчикам целыми партиями. К примеру, в конце лета партия ТОНАР Т35 отправилась в Кемеровскую область.
И в завершение – несколько слов о проекте выпуска в России китайских грузовиков. Правда, не совсем обычных. Ивановский «Автокран», известный производством автомобильных кранов под маркой «Ивановец» и входящий в состав российского холдинга UMG, организовал на своих мощностях сборку специальных автокрановых шасси LiuGong, предназначенных под установку 32-тонных крановых надстроек. Китайцы уже давно пересадили все свои средние и тяжёлые автокраны на подобные шасси с вынесенной вперёд и максимально опущенной кабиной. И «Ивановец» на фоне недавнего дефицита отечественных шасси решил пойти той же дорогой. Правда насколько эта дорога окажется продолжительной, непонятно – сложности с доступностью российских шасси фактически сошли на нет, но на фоне китайского демпинга начались сложности со сбытом самих российских автокранов.
В принципе, на этом всё. Наверняка кто-то задастся вопросом, а где же другие ранее анонсированные в производстве отечественные грузовые новинки? Например, «Урал 80» или БАЗ от питерского завода Романов. Дело тут вот в чём. Питерские БАЗы пока делают штучно на пробу потенциальным заказчикам. А «Урал 80» как я не искал, но так и не нашёл в предложениях дилеров. Так что об этих и о других перспективных грузовиках, как о моделях, ожидаемых в производстве в 2026 году, мы поговорим в одном из следующих обзоров.
MotorProject© Константин Закурдаев
#новыйгрузовик #российскийгрузовик #шасси6х6 #крановоешасси #новаямодель #отечественный #КАМАЗ #ГАЗ #новинка2025 #серийный #серийноепроизводство