Продолжаем историю британского авианосца "Арк Ройал". Ранее мы познакомили читателей процессом создания данного корабля и составом его авиагруппы. На очереди - его боевая служба и боевой путь...
К началу Второй мировой войны Британский Королевский флот имел уже довольно большой опыт эксплуатации авианосцев, были достаточно хорошо отработаны вопросы передачи таких кораблей флоту, укомплектования их экипажем и самолётами. Так что серьезных проблем с освоением "Арк Ройала" возникнуть не должно было, тем более, что экипаж начал осваивать новый корабль ещё на этапе его достройки.
Впечатление, которое произвёл «Арк Ройал» на моряков при первой встрече, живописно описал К. Пулман в книге «Арк Ройал»: «…они стояли и тупо разглядывали очертания «Арк Ройала». Он выглядел, как большая гробница. А потом они начали подниматься на борт. И тут они словно попали на пуховую перину. «Гробница» оказалась тёплой и ярко освещённой. Она приветливо встретила своих новых хозяев. Всё выглядело просто чудесно. Они прибыли домой».
Вскоре корабль был полностью передан флоту, и в начале 1939 года он начал готовиться к своему первому походу. В январе 1939 года «Арк Ройал» получил и свои первые эскадрильи: четыре с торпедоносцами «Свордфиш» и две истребительные («Оспри», «Нимрод»). К лету 1939 года новый авианосец закончил курс боевой подготовки и был включён в состав Флота метрополии.
С началом Второй мировой войны авианосец «Арк Ройал» был задействован для противолодочного патрулирования, при этом сразу сам чуть не стал жертвой немецкой подводной лодки. 14 сентября его атаковала U-39, и только внимательность сигнальщиков спасла корабль от гибели: две торпеды прошли мимо, одна взорвалась в кильватерной струе. Подводная лодка вскоре была уничтожена эсминцами сопровождения, став первой германской ПЛ, потопленной союзниками в ходе войны. Но и пилоты «Арк Ройала» вскоре стали тоже «первыми» в категории «представителей флота, захваченных в плен». Это случилось 15 сентября, когда было получено сообщение о нападении немецкой ПЛ U-30 на пароход «Фанад Хэд». Три «Скьюа» вылетели на перехват и атаковали субмарину с такой низкой высоты, что взрывы бомб повредили два самолёта, которые упали в воду. Пилоты перебрались в резиновую лодку, но вместо помощи всплыла немецкая субмарина, которая подобрала сбитых британских лётчиков, потопила пароход и ушла на базу. Повторный вылет «Свордфишей» не принёс результатов.
А вскоре пилоты «Арк Ройала» записали на свой счёт и первую победу. 25 сентября 1939 года в 250 милях от Гельголанда патруль заметил три немецкие летающие лодки Do-18, на перехват которых были подняты девять «Скьюа». Вскоре одна немецкая летающая лодка была сбита, став первым вражеским самолётом, который сбили пилоты Воздушных сил флота.
Однако первая победа принесла не только воодушевление, но и беспечность. Иначе как можно объяснить, что в тот же день, буквально через пару часов, над авианосцем внезапно появились четыре Ю-88, а все истребители «Арк Ройала» находились в ангарах. К счастью, немцы отбомбились с большой высоты и не добились попаданий, но одна бомба разорвалась очень близко от авианосца
К.Пулман отметил и этот факт: «…бомба взорвалась настолько близко к борту, что ударная волна счистила серую краску, обнажив красный сурик».
С этой атакой связывают историю пропагандистской шумихи, которую подняли геббельсовские средства массовой информации, заявлявшие об уничтожении «Арк Ройала». Такое предположение пропагандисты сделали на основе доклада одного из немецких лётчиков, который заявил, что видел большой взрыв. Как мы знаем, авианосец не пострадал, но беспечность его пилотов и командира заставила Н.Полмара в своей книге оставить такие строки:
«…на этом ТВД теперь будет часто повторяться такая странная картина: чтобы отбить воздушную атаку, английский авианосец опускает все самолёты, включая истребители, в ангар. С них сливают топливо, чтобы уменьшить опасность пожаров. Лишь зенитные орудия авианосца и кораблей сопровождения обеспечивали защиту от вражеских бомбардировщиков…».
Но вскоре «Арк Ройал» сменил туманы Северного моря на тёплые воды Атлантики – британский флот и его союзники предприняли масштабную операцию по противодействию немецким рейдерам – «карманным» линкорам «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее». Авианосец «Арк Ройал» вместе с линейным крейсером «Ринаун» образовали Соединение «К» и занялись поисками рейдеров в районе между Фритауном (Африка) и Ресифи (Южная Америка). Почти в течение двух месяцев соединение патрулировало отведённый район, изредка заходя в порты (Фритаун, Кейптаун, Рио-де-Жанейро, Пернамбуко, Дакар) для пополнения запасов топлива. Каждый день самолёты «Арк Ройала» патрулировали в радиусе 100 миль от корабля, плюс пара самолётов постоянно висела над соединением в качестве противолодочного патруля. Развлечений было мало, как и результатов.
Так 9 октября 1939 года один из «Свордфишей» западнее островов Зеленого мыса обнаружил лежавший в дрейфе танкер, который назвался американским «Делмаром». Командир соединения решил не приближаться к нему, так как не имел в тот момент эсминцев, и зря. Этот танкер оказался «Альмарком» – судном снабжения «карманного линкора» «Адмирала графа Шпее». Во избежание подобного соединение в середине октября получило усиление в виде четырёх эсминцев («Харди», «Хостайл», «Хэсти», «Хируорд»), а ещё через месяц к ним присоединился лёгкий крейсер «Нептун».
Ежедневно самолёты осматривали огромные пространства океана, совершив большое количество вылетов. По данным С.Патянина, за время охоты за «Шпее» самолёты пролетели более 5 000 000 миль. За это время из-за навигационных ошибок и неисправностей было потеряно два «Свордфиша» и один «Скьюа». 5 ноября был перехвачен немецкий сухогруз «Уэнфельс», который обнаружил патрульный самолёт, он был отконвоирован эсминцем «Хируорд» во Фритаун. Ещё один корабль – блокадопрорыватель «Адольф Вёрман» 21 ноября 1939 года был перехвачен крейсером «Нептун». А 2 декабря 1939 года удалось обнаружить транспорт «Ватусси», который под огнём «Ринауна» был затоплен немецкой командой.
Как известно, найти «Адмирал граф Шпее» Соединению «К» не удалось, его перехватили крейсера коммодора Хартвуда, и немецкому рейдеру пришлось укрыться в Монтевидео. Но их присутствие в океане сыграло свою роль, по одной из версий именно сообщение о подходе к Монтевидео «Ринауна» послужило основанием для решения взорвать немецкий рейдер в этом порту. После длительного «океанского сафари» новому авианосцу британского флота пришлось зайти в Ливерпуль для ремонта. После небольшого ремонта и обновления состава авиагруппы «Арк Ройал» вновь отправился к Африканским берегам, но не надолго.
В апреле 1940 года немецкие войска вторглись в Норвегию и,
несмотря на ряд явных успехов британской авиации, вскоре захватив норвежские аэродромы, немцы обеспечили себе полное господство в воздухе в этом регионе. Находившийся в составе Флота метрополии «Фьюриес» не смог оказать серьёзного противодействия Люфтваффе, и тут вспомнили об «Арк Ройале», который находился в Александрии.
20 апреля 1940 года «Арк Ройал» вошёл в устье Клайда, немного позднее к нему присоединился «Глориес». Менее суток потребовалось на приём авиакрыла и пополнение запасов, и 22-го числа эскадра в составе обоих авианосцев, а также крейсеров «Бервик», «Кэрлью», четырёх эсминцев («Хайперион», «Джюно», «Фирлесс», «Хэсти», «Хируорд» и «Фьюри») направилась в район Тронхейма. Задачей эскадры была защита конвоев и боевых кораблей, прикрытие сухопутных войск с воздуха истребителями, бомбардировка захваченных немцами аэродромов и противолодочное патрулирование.
На борту «Арк Ройал» базировались 18 пикировщиков «Скьюа», 5 истребителей «Рок» и 21 торпедоносец «Свордфиш» из состава 800-й, 801-й, 810-й и 820-й эскадрилий. «Глориес» кроме собственных самолётов (11 «Скьюа» и 18 «Си Гладиатор») нёс на борту 18 «гладиаторов» для доставки на сухопутные аэродромы.
23 апреля РЛС обзора воздушного пространства «тип 79» крейсера «Кэрлью» засекла 3 «хейнкеля». Взлетевшие на перехват 6 «Скьюа» атаковали противника и серьёзно повредили один из «хейнкелей», который разбился уже на берегу. Это был первый в истории случай наведения перехватчиков по данным радиолокатора.
Утром следующего дня эскадра подошла к Тронхейму, находясь в 150 милях от побережья, дождавшись благоприятной погоды «Гладиаторы» взлетели с «Глориеса» и, сопровождаемые двумя парами «Скьюа», взяли курс на берег. Все истребители благополучно приземлились на льду замёрзшего озера Лешаскуг, где был устроен импровизированный аэродром.
Как отмечает С.Патянин в книге «Авианосец «Арк Ройал»: «… в дальнейшем стандартная схема действий выглядела так: «Свордфиши» вели разведку и поиск подлодок, «Си Гладиаторы» с «Глориеса» и «Роки» с «Арк Ройала» по очереди патрулировали над эскадрой, а «Скьюа» – над плацдармами под Намсусом и Ондальснесом».
Отметим, что главную опасность для них в этой ситуации представляли не самолёты и ПВО противника, а недостаточный радиус действия «Скьюа» – несколько лишних минут в районе патрулирования грозили нехваткой топлива при возвращении на авианосец. В первый день так и случилось – 6 «Скьюа» из 803-й эскадрильи перехватили и сбили 2 Хе-111, но при возвращении у одного из истребителей закончилось топливо, и экипаж погиб при вынужденной посадке на воду. Ещё один самолёт по этой причине потеряла 800-я эскадрилья.
На следующий день, 24 апреля 1940 года, самолёты «Арк Ройала» и «Глориеса» нанесли несколько ударов по различным объектам противника. Тринадцать «Свордфишей» (820-я и 810-я эскадрильи) совместно нанесли удар по аэродрому Вэрнес, а «Скьюа» с «Глориеса» нанесли удар по стоянке немецких гидросамолётов и отбомбились по танкерам. Затем девятка «Скьюа» (800-я и 801-я эскадрильи), каждый с одной 250-фнт и восемью 20-фнт бомбами, в гавани Тронхейма отбомбилась по 5 000-тонному транспорту и уничтожила на земле один Ю-88. Ещё одно звено 803-й эскадрильи «Скьюа» с «Глориеса», отбомбившись по немецким транспортам в Тронхейме, обнаружило гидросамолёт Хe-115, который был сбит ведущим группы. Последний вылет в то утро совершила тройка «Скьюа» 800-й эскадрильи для перехвата Хе-115, а затем транспортного четырёхмоторного Ю-90, но безрезультатно.
Всего за 24 апреля палубные самолёты совершили 34 вылета, уничтожив на земле 8 самолётов противника, два ангара и повредив ещё 3 гидросамолёта. Но и собственные потери были чувствительны: 4 «Свордфиша» и 2 «Скьюа» упали в море, не дотянув до авианосцев, 2 повреждённых «Скьюа» нельзя было отремонтировать в условиях боевого похода, и ещё 3 совершили вынужденную посадку на территории Норвегии.
В течение следующих трёх дней авианосцы маневрировали в 80 милях от побережья, истребители осуществляли прикрытие сухопутных войск. Утром 26 апреля 1940 года 6 «Скьюа» с «Арк Ройала», патрулируя в районе Ондальснеса, встретили 2 звена Хе-111, сбили один немецкий самолёт, другой повредили. Позднее 6 «Скьюа» из 800-й эскадрильи вели бой с «хейнкелями», атаковавшими шлюп «Фламинго», а вечером отогнали разведывательный Хе-115.
Следующий день, 27 апреля, оказался самым результативным для британских истребителей: им удалось сбить 5 самолётов противника. Три «Скьюа», патрулировавшие над Ондальснесом, в 13:00 перехватили 18 «хейнкелей», которые пытались атаковать крейсер «Калькутта», и сбили один Хе-111. Следующим на патрулирование прибыло звено из 803-й эскадрильи, которому удалось сбить ещё один Хe-111.
В 15:15 пять «Скьюа» взлетели с «Арк Ройала» и в районе Ондальснеса встретили большую группу Ю-88 и Хе-111, пытавшуюся прорваться к судам в порту. Британцы заявили о четырёх сбитых, но достоверно подтверждён только один сбитый «хейнкель». Следующее звено (три «Скьюа) с «Арк Ройала» спустя два часа сбило один бомбардировщик, потеряв при этом один самолёт, а вечером тройка «Скьюа» сбила ещё один «хейнкель».
После решения об эвакуации войск активность палубной авиации не снизилась. На рассвете 28 апреля 1940 года 12 «Свордфишей» с «Арк Ройала» в сопровождении 6 «Скьюа» направились в район Тронхейма. Каждый «Свордфиш» нёс 4х250-фнт, 4х20-фнт и 4х25-фнт зажигательных бомбы, которые были использованы для удара по немецкому аэродрому. Им удалось разбомбить последний уцелевший после прошлых налётов ангар, а на якорной стоянке уничтожить сразу 5 гидросамолётов Хе-115. При этом устаревшие бипланы порадовали британцев своей живучестью, несмотря на серьёзные повреждения, все «авоськи» смогли вернуться на авианосец, потерян был лишь один «Скьюа».
Как писал К.Пулман: «…устаревшим бипланам всегда приходилось действовать, преодолевая сопротивление вражеских истребителей. Немецкие пилоты атаковали этих старичков, не в силах поверить собственным глазам. Наглядный «пример упадка и разложения Британии» пытался оказывать сопротивление и даже как-то уходил от немецких пуль…».
Но главные воздушные бои в этот день состоялись в районе Олесунна, где происходила погрузка эвакуируемых войск на корабли и суда союзников.
Вначале 3 «Рока» (801-я эск.) отогнали пару «хейнкелей»-разведчиков. Затем шесть «Скьюа» (по 3 из 800-й и 801-й эск), прикрывая конвой, сбили Ю-88, атаковавший британский шлюп. Ещё через полчаса им встретились 8 Хе-111 – ведущий бомбардировщик был сбит, что вызвало панику у немцев, они стали сбрасывать боезапас и уходить, потеряв на отходе ещё один самолёт.
Следующая волна бомбардировщиков из 13 Хе-111 была перехвачена звеном 803-й эскадрильи, был сбит один «хейнкель». А у вот «Роков» опять неудача: вечером вновь появилась пара разведчиков, три «Рока» взлетели на перехват, но вернулись без результата. После напряженного дня «Арк Ройал» отошёл в открытое море: авиагруппа нуждалась в отдыхе и восполнении потерь матчасти, а корабли – в дозаправке. Корабли, самолеты и их экипажи получили передышку, но она была недолгой....
Продолжение следует, ссылка будет ЗДЕСЬ.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: «Ark Royal». The Admiralty Account of her Achievemtnt. – London, 1942. – 68 p.; Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute
Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Балакин, А. ВМС Великобритании.
1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин// Морская
коллекция, № 4 – 1995. – 32 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой.
/С.А.Балакин,А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО,2006.–
256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстрированная
энциклопедия /А.Г.Больных. – М.:Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Дашьян, А.
Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В. Митюков,
М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.;
Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1) /
А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А.
Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская
коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/Ю.Ф.Каторин. – Спб:
«Галлея Принт», 2010. – 232 с.; Патянин, С. Авианосец «Арк Ройал».
Охотник за «Бисмарком». «Поводырь» Королевского флота/ С.Патянин – М.:
Коллекция, Яуза, Эксмо, 2011. – 128 с.; Патянин, С. Авианосец «Арк
Ройал»/ С.Патянин// Морская коллекция, №4(40).- 2001. – 32 с.; Полмар,
Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. –
698 с.; Пулман, К. «Арк Ройал». Миллион миль / К.Пулман, А.Дивайн. – М.: АСТ, 2005.- 380 с.