В одной из прошлый статей затрагивалась тема британских линкорных орудий периода Первой мировой. 381-мм BL 15"/42 Mark I оказались очень удачными и использовались вплоть до окончания эпохи линейных кораблей. Но технический прогресс не стоял на месте, и в Великобритании в 1930-х годах началась проработка последнего в истории Королевского флота орудия для линкоров — BL 14″/45 Mark VII. Оно оказалось очень неоднозначным.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке)
После Первой мировой войны заключённое в Вашингтоне морское соглашение ограничивало количество линкоров во флотах стран-участниц и калибры их пушек. Соблюдая условия договора, Великобритания за межвоенный период обзавелась только двумя новыми кораблями — HMS Nelson и HMS Rodney с 406-мм орудиями. Ни компоновка линкоров, ни их вооружение не оказались особенно удачными, что предопределило возврат к прежним схемам постройки.
Разработка нового типа линкоров стартовала в 1928 году, но продвигалась очень медленно. Первоочередным был вопрос о калибре новых орудий. Британцы не могли позволить себе проектирование пушек сразу двух калибров, как американцы, поэтому после долгих споров они остановились на 356 мм. Во многом это был шаг назад — ведь тип Nelson имел 406-мм орудия, да и устаревшие корабли Queen Elizabeth и Revenge несли ГК калибра 381 мм. Однако компенсировалось это неплохим бронепробитием и высокой скорострельностью.
Внимание к деталям! Какой английский корабль впервые опробовал новые орудия в бою? Ищите подсказку в тексте. Приз в игре будет разыгран среди всех правильно ответивших в комментариях. И не забудьте указать свой е-мэйл!
Орудия получили шифр BL 14″/45 Mark VII. Всего было произведено 78 единиц (включая опытные) — 24 штуки Королевской оружейной фабрикой, 39 — фирмой Vickers-Armstrong и 15 — William Beardmore & Company. Из них первые 39 орудий имели массу 80 865 кг, с противовесом — 92 042 кг. Затем инженеры изменили форму казённика, вследствие чего орудия без затвора стали легче — 80 256 кг, но с противовесом масса выросла до 92 956 кг.
В остальном технические характеристики пушек обеих подсерий одинаковы. Длина ствола составляла 45 калибров (16 002 мм), длина всего орудия — 16 532 мм. Стволы были нарезными — 72 нареза в каждом, один нарез приходился на каждые 6,208 мм длины. Каждый из них имел постоянную крутизну в 30 калибров. BL 14″/45 Mark VII рассчитывались на 356-мм боеприпасы массой 719-723 кг. Начальная скорость снаряда составляла 757 м/с. При этом она достигалась меньшим давлением в канале ствола, чем у предшествующего 381-мм орудия. В результате была достигнута хорошая продолжительность жизни ствола — 340 выстрелов полным боевым зарядом.
Для этих орудий был разработан новый бронебойный снаряд — Mark VIIb. Снарядный стакан изготавливался из высокопрочной стали. 356-мм снаряд содержал около 2,5 % (18,1 кг) взрывчатого вещества — смесь 70% тринитрофенола и 30% динитрофенола. За счёт последнего боеприпас был менее склонен к преждевременной детонации, чем отличались британские снаряды Первой мировой. Снаряд имел хорошо обтекаемую форму, а взрыватель располагался в специальной втулке, несколько удалённой от донной части. Это увеличивало вероятность его срабатывания при косых ударах, благодаря чему 356-мм снаряды BL 14″/45 Mark VII пробивали схожую по толщине броню барбетов на немецких линкорах.
Орудия BL 14″/45 Mark VII на линкорах типа King George V устанавливались в одной двухствольной и двух четырёхствольных башнях. Башни и механизмы подачи снарядов имели множество противовзрывных мер и блокировок, что повышало безопасность, но увеличивало сложность системы и ее общую массу. Масса башен составила: счетверённой Mk III — 1557 тонн, сдвоенной Mk II — 900,5 тонн. В ходе эксплуатации счетверённые башни оказались менее надежными, чем ожидалось. Спешка в условиях военного времени при строительстве, недостаточный зазор между вращающейся и неподвижной конструкциями башни, недостаточное количество учений по стрельбе полным зарядом привели к проблемам во время длительных боевых действий.
Первым опытом применения новых орудий стал бой в Датском проливе. Ещё не до конца оборудованный HMS Prince of Wales 24 мая 1941 года вступил в бой с немецким линкором «Бисмарк» и тяжёлым крейсером «Принц Ойген». Вести огонь он мог только носовыми башнями из-за курса, и из них выпустил за 9 минут 55 снарядов в 18 залпах (эффективность огня 74%). Вода постоянно заливала носовую четырёхствольную башню, и вскоре её заклинило. Также в кормовой башне один снаряд соскользнул с жёлоба и попал в механизм заряжания, выведя его тем самым из строя. Тем не менее тремя попаданиями HMS Prince of Wales серьёзно повредил «Бисмарк».
В ходе боя 27 мая 1941 года с «Бисмарком» линкор HMS King George V только первые полчаса не имел проблем с ведением огня. Затем произошло заедание механизма подачи снарядов, и носовая четырёхствольная башня вышла из строя на 30 минут. В кормовой башне также все четыре орудия были вынуждены прекратить огонь, но на меньшее время — 7 минут. На несколько минут замолкала и двухорудийная башня. Кроме выхода из строя башен полностью, случались и поломки отдельных орудий. В целом же двухорудийная башня работала лучше четырёхорудийных, и периодически стреляла только она. В результате эффективность огня HMS King George V составляла только 20% от доступной.
В бою у Нордкапа 26 декабря 1943 года HMS Duke of York в течении двух часов выпустил 450 снарядов главного калибра за 77 залпов. Несмотря на проведённые со времен погони за «Бисмарком» улучшения, некоторые BL 14″/45 Mark VII продолжали выходить из строя. Так, только левое орудие в двуствольной башне не имело проблем за весь бой. В кормовой башне три из четырёх орудий одновременно вышли из строя на 15 минут. В целом из-за поломок и задержек эффективность огня HMS Duke of York составила 68%, и он мог бы выпустить дополнительно около 200 356-мм снарядов, если бы мог вести стрельбу из всех стволов.
После этих трёх боев линкоры типа King George V уже не имели столкновений с кораблями противника. Несколько раз их привлекали к обстрелам береговых укреплений, в которых BL 14″/45 Mark VII неплохо себя показали. Кроме того, пара этих орудий была установлена на побережье Дувра для обстрела оккупированного континентального побережья и проходящих кораблей — они получили имена «Винни» и «Пух», но, будучи не особенно эффективными, были дополнены другими установками. Их демонтировали в 1956 году.
Таким образом, орудия BL 14″/45 Mark VII обладали весьма спорными характеристиками. С одной стороны, с их помощью удавалось пробивать барбеты орудий немецких линкоров и выводить из строя их дальномеры, что превращало корабли противника в лёгкую мишень для торпедных атак. Орудия стреляли очень эффективными бронебойными снарядами и наводились посредством неплохих РЛС, что способствовало увеличению точности стрельбы. С другой стороны, несовершенство конструкции приводило к постоянным поломкам как орудий, так и башен, а это нивелировало указанные преимущества. Тем не менее, несмотря на технические трудности, орудие BL 14″/45 Mark VII в каком-то смысле стало британским символом Второй мировой войны, главным участником последних столкновений линкоров.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/dzenbonus
Другие интересные материалы