Найти в Дзене
Виталий Владимирович

Генрих Бёлль. Вне времени и забвения

Генрих Бёлль родился 21 декабря в 1917 году в Кёльне в семье краснодеревщика. Рос в атмосфере католического гуманизма и неприятия нацизма. Пройдя через годы принудительного труда и фронтов Второй мировой войны, он вернулся из плена, чтобы стать голосом новой немецкой литературы и лауреатом Нобелевской премии. Размышляя о нём, невозможно отделаться от ощущения, что его книги - это особый способ измерения времени. Для Генриха время никогда не было прямой линией, уходящей в благополучное будущее. Оно всегда казалось ему многослойным, где под тонкой позолотой послевоенного экономического чуда всё ещё дышали и кровоточили раны. Он писал в эпоху, когда мир отчаянно хотел забыть ужас войны, сменив старые шинели на добротные костюмы. Но Бёлль стал тем самым неудобным свидетелем, который отказывался отворачиваться. Его память была живым, болезненным органом. В его мире время, когда Германия замерла между крахом и возрождением, растянулось на десятилетия. Бёлль понимал, что прошлое невозможно ос

Генрих Бёлль родился 21 декабря в 1917 году в Кёльне в семье краснодеревщика. Рос в атмосфере католического гуманизма и неприятия нацизма. Пройдя через годы принудительного труда и фронтов Второй мировой войны, он вернулся из плена, чтобы стать голосом новой немецкой литературы и лауреатом Нобелевской премии. Размышляя о нём, невозможно отделаться от ощущения, что его книги - это особый способ измерения времени. Для Генриха время никогда не было прямой линией, уходящей в благополучное будущее. Оно всегда казалось ему многослойным, где под тонкой позолотой послевоенного экономического чуда всё ещё дышали и кровоточили раны. Он писал в эпоху, когда мир отчаянно хотел забыть ужас войны, сменив старые шинели на добротные костюмы. Но Бёлль стал тем самым неудобным свидетелем, который отказывался отворачиваться. Его память была живым, болезненным органом.

В его мире время, когда Германия замерла между крахом и возрождением, растянулось на десятилетия. Бёлль понимал, что прошлое невозможно оставить позади, если оно не прожито и не оплакано. В его героях, будь то Ганс Шнир из "Глазами клоуна" или семья Фемель из "Бильярда в половине десятого", живёт непреклонная верность тем, кто не вернулся, и тем истинам, которые нельзя предавать ради комфорта. Он возвёл обыденность в ранг литургии - кусок хлеба, разделённый с ближним, или отказ произнести лживую клятву становились у него актами высшего духовного сопротивления.

В своих книгах Бёлль неустанно обличал ложь нацистской идеологии, которая подменила подлинные ценности суррогатами долга и чести. Он писал о том, как обычные люди становились соучастниками преступлений, просто соглашаясь плыть по течению. В романе "Где ты был, Адам?" он задаёт вопрос о коллективной ответственности, напоминая, что оправдание "я был на войне" не снимает вины перед Богом и совестью. Бёлль видел нацизм не только в громких лозунгах, но и в молчаливом согласии соседа, когда уводят евреев, или в безразличии прохожего к чужой беде. Его книги разоблачали миф о "чистом" вермахте, показывая, что армия была таким же инструментом террора, как и партийные структуры. О нацизме он писал как о болезни, которая поразила не внешние институты, а саму душу народа. Для него нацизм был результатом моральной глухоты и готовности человека превратиться в послушный винтик государственной машины. В своих эссе и романах Бёлль прямо говорил о том, что вина не распределяется поровну, но касается каждого, кто позволил себе привыкнуть к злу. Он писал, что нацизм начинался не с концлагерей, а с языка, из которого исчезло сострадание, и с законов, которые разрешили считать другого человека лишним. Бёлль настаивал - нельзя списывать преступления режима на горстку фанатиков. Он обличал ложь тех, кто после войны твердил о своём неведении, называя это состояние сознательным бегством от памяти.

Память для Бёлля была формой протеста против механистичности жизни. Он видел, как быстро общество превращается в отлаженный агрегат, где человек - лишь функция, и противопоставлял этому свою эстетику гуманного. Это была философия малых дел и больших чувств, где человеческое достоинство измерялось отсутствием успехов, а способностью сострадать. Генрих писал, что время не обладает властью стирать вину или смывать ответственность, пока жива совесть. Бёлль смотрел на мир глазами человека, который знает цену тишине, и в этой тишине он слышал голоса всех людей, раздавленных жерновами истории. Сегодня его слово звучит как предостережение: память - это единственный якорь, позволяющий человеку остаться собой, когда вихри времени пытаются превратить его в пепел.

(с) Виталий