Разница в 146.000 руб. между старой и обновлённой Niva Travel выглядит серьёзно. Дообновлённая версия в комплектации Люкс стоит 1.614.000 руб., свежая модификация в топовой Techno - 1.760.000 руб. Вопрос простой: за что переплата и оправдана ли она?
ВАЗ 21230
Мотор объёмом 1,7 л выдаёт 83 л.с. и 129 Нм крутящего момента. Конструктив семидесятых годов прошлого века - древний, как мамонт. Но в техническом плане претензий к нему немного. За 10 лет работы в дилерском центре Lada самая частая проблема - стук цепи на холодную из-за гидронатяжителя. Решалось установкой механического натяжителя быстро и недорого.
В остальном мотор надёжен. Тяжёлая поршневая с хорошим запасом прочности, цепь в приводе ГРМ требует минимума обслуживания, простая 8-клапанная головка с гидрокомпенсаторами избавляет от регулировки зазоров. Двигатель отлично себя чувствует на 92-м бензине и самом дешёвом масле.
Если олдскульной трёхдверной Ниве этой мощности хватало, то более тяжёлая Travel откровенно не едет. Вялая разгонная динамика - главная проблема машины. В городе это не так критично, но на трассе нехватка мощности ощущается в полной мере.
Новый ВАЗ 11184
Мотор объёмом 1,8 л развивает 90 л.с. В сети уже появились комментарии: "Прибавка в 7 лошадей - несерьёзно". Но фишка в другом - в крутящем моменте. Он вырос на 24 Нм со 129 до 153 Нм. Хорошая прибавка.
Крутящий момент определяет разгонные характеристики, а не лошадиные силы. И главное - 80% момента доступны уже около 1.000 об/мин. За счёт этого машина воспринимается совершенно по-другому. Трогается легче, увереннее, комфортнее. Разгонная динамика наконец-то появилась.
Новый двигатель не является принципиально новым - его собрали из существующих вариантов. Низ взяли от вестовского мотора 1.8, верх от грантовского 8-клапанника. Но оригинальные запчасти присутствуют.
Новая поршневая - безвтыковая, исключён контакт клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ. Установлен дроссельный патрубок увеличенного диаметра, своя топливная рампа. В системе смазки алюминиевый поддон вместо металлического. Закреплён новый маховик и усиленное сцепление.
Доработана система охлаждения. Оригинальный термостат закреплён на корпусе двигателя - прогрев салона будет лучше и быстрее, чем с 230-м мотором.
Главное конструктивное отличие - в приводе ГРМ используется зубчатый ремень, а не цепь. Цепь надёжнее и долговечнее, менять её нужно реже. Ремень требует замены каждые 60.000 км.
Важный момент: в этом 8-клапаннике нет гидрокомпенсаторов. Используются цельнометаллические механические толкатели от ниссановского мотора. Клапана нужно регулировать каждые 90.000 км.
Свободного места под капотом много. Хороший доступ к свечам зажигания - такие же, как на грантовском 8-клапаннике. Навесные агрегаты установлены в одну линию на отдельном кронштейне: вверху насос ГУР, ниже генератор, внизу компрессор кондиционера.
Удачная компоновка системы впуска - воздух проходит короткое расстояние до дросселя и ресивера. У 230-го мотора система впуска длинная: воздух идёт через колено, вставку и только потом в ресивер.
Воздушный фильтр менять проще. Два полукорпуса фиксируются металлическими скобами - сдвинул руками в сторону, поменял фильтр. Не нужно откручивать винты. И ещё один плюс - новый двигатель в сборе весит на 25 кг меньше, чем 230-й.
Обновлённая Нива получила новую переднюю часть. Огромная решётка радиатора стала в два раза больше - это снижает тепловую нагрузку на двигатель. Соты максимально крупные, сюда точно нужна защитная сеточка от камней. Эмблема тоже покрупнела.
Главная фишка - полностью светодиодные фары по аналогии с Vesta. Два светодиода отвечают за ближний свет, один за дальний. Вверху диодная полоска дневного ходового огня. В максималке диодные противотуманки. Свет теперь огонь - однозначно лучше прежней версии.
Нижняя часть бампера выполнена иначе. У Travel вокруг буксировочной проушины крашенная накладка - при цеплянии крюка легко царапается. У новой Нивы пластик не крашенный - более практичное решение.
В нижней части добавилась резиновая губа - меньше грязи попадает на элементы трансмиссии от впереди идущих автомобилей. Мелочь, но нужная.
На боковой части первым делом бросаются в глаза крупные 17-дюймовые литые диски. В дообновлённой версии максимально доступны только 16-дюймовые. Выглядят симпатичнее, но есть обратная сторона медали.
Они тяжелее - подвеска работает жёстче, хуже разгонная динамика, больше расход топлива. В контексте Нивы решение спорное. 16-дюймовых было бы достаточно. Плюс шиномонтаж 17-дюймовых дисков стоит дороже.
У старой Нивы проблема - её сложно разогнать и сложно оттормозить. Тормоза не обладают хорошей эффективностью.
У новой Нивы обновили весь узел. Другой поворотный кулак, другая ступица. Появились нерегулируемые подшипники, не требующие смазки. Другие тормозные диски - вентилируемые, большей площади. Новый суппорт с одним поршнем увеличенного диаметра.
По тормозам реально есть разница. Эта Нива наконец-то тормозит.
В подвеске используются другие пружины и другой стабилизатор. Он стоит отдельно в передней части, работает как положено и имеет свои стойки. В плане поведения на дороге машина ведёт себя иначе.
По оцинковке: в цинке только капот, остальные детали имеют одностороннюю внутреннюю оцинковку.
Общий уровень шума и вибрации в обновлённой Ниве заметно ниже. Хорошо ощущается на контрасте с дообновлённой версией. Сцепление в плане выжима стало жёстче - связано с тем, что оно рассчитано на более высокий крутящий момент.
Точка схватывания ближе к верхней позиции. Машина стала настолько легко трогаться, что в контексте Нивы аж непривычно. Хороший отклик на педаль газа.
По ощущениям это вообще другая машина. Она нормально реагирует на педаль газа. Конечно, не стала спортивной, но 8-клапанник снизу очень хорошо подхватывает. Реально можно вести разговор о какой-никакой динамике. Тормоза заметно лучше - на контрасте с дообновлённой Нивой совсем другое дело.
Вердикт
Машина наконец-то научилась ехать. Стало комфортнее в плане шума и вибраций, улучшились тормоза. Доработки удачные. Главное теперь, чтобы всё это нормально работало без косяков и брака.
Сделать бы это лет 10-15 назад, но хорошо, что получили сейчас. Обновлённая Niva Travel стала лучше практически по всем пунктам. Это очень хорошо ощущается за рулём. Доработки стоило сделать уже много лет назад, но что имеем, то имеем.