Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Pionierlandungsboot: брошенный немецкий саперный катер до сих пор ржавеет в одной из бухт Заполярья

К концу дня 13 октября 1944 года положение немцев на полуострове Нурменсетти стало катастрофическим. Советскому десанту удалось совершить немыслимое - проскочить коридор смерти Печенгского залива, усеянного огневыми точками и высадиться в порту Лиинахамари. Вместо того чтобы быть сброшенными в ледяные воды Девкиной заводи, Иваны обрушили на противника шквал ярости, сломав его волю к сопротивлению и заставив немецкий гарнизон дрогнуть и побежать в сторону Норвегии. Для отрезанной от своих батареи 2./517 «Petsamo Neu» сценарий стал предельно ясен. Глядя с тоскливой надежной вглядываясь в холодные воды Варангер-фьорда гарнизон полуострова Немецкий гарнизон, отчаянно огрызаясь из всех орудий, не желал повторить судьбу артиллеристов с мыса Крестовый. Спасение запаздывало, а в небе похоронным маршем ревели моторы советские штурмовики ИЛ-2, загоняя нацистов в вырытые ими глубокие бетонные норы. Днем 14 октября советские бойцы, высадившиеся на Немецкий, застали поистине сюрреалистическое зр

К концу дня 13 октября 1944 года положение немцев на полуострове Нурменсетти стало катастрофическим. Советскому десанту удалось совершить немыслимое - проскочить коридор смерти Печенгского залива, усеянного огневыми точками и высадиться в порту Лиинахамари. Вместо того чтобы быть сброшенными в ледяные воды Девкиной заводи, Иваны обрушили на противника шквал ярости, сломав его волю к сопротивлению и заставив немецкий гарнизон дрогнуть и побежать в сторону Норвегии.

Останки двух 150-мм орудий SK C/28 на полуострове Немецкий (Нурменсетти)
Останки двух 150-мм орудий SK C/28 на полуострове Немецкий (Нурменсетти)

Для отрезанной от своих батареи 2./517 «Petsamo Neu» сценарий стал предельно ясен. Глядя с тоскливой надежной вглядываясь в холодные воды Варангер-фьорда гарнизон полуострова Немецкий гарнизон, отчаянно огрызаясь из всех орудий, не желал повторить судьбу артиллеристов с мыса Крестовый. Спасение запаздывало, а в небе похоронным маршем ревели моторы советские штурмовики ИЛ-2, загоняя нацистов в вырытые ими глубокие бетонные норы.

-2

Днем 14 октября советские бойцы, высадившиеся на Немецкий, застали поистине сюрреалистическое зрелище. Гробовая тишина, безлюдный, словно вымерший полуостров, подорванные орудия, а береговая линия и полосе прибоя была завалена гансовским барахлом. Первые рапорты отчитались о потоплении советской авиацией мотобота на пару сотен человек, но реальность оказалась намного прозаичней. Прорвавшийся из Киркенеса немецкий конвой был переполнен до предела. Спасавшие свою шкуру солдаты Третьего Рейха, выбрасывали за борт всё - винтовки, шлемы, кителя, фляжки, канистры и даже личные документы.

-3

Один из следов этого бегства и сейчас, спустя восемь десятков лет покоится на берегу соседней Западной Малонемецкой бухты. Pionierlandungsboot (сокращенно Pi.L.B., саперный (штурмовой) десантный катер) тип 1940 активно использовался немецким гарнизоном Лиинахамари по водному маршруту Девкина Заводь – мысы Лодейный, Романов и Немецкий.

-4

На постсоветском пространстве Pi.L.B., в отличии от других образцов немецкой техники и вооружения, не получил широкой известности, хотя активно применялся противном на Восточном фронте. Часто историки называют его внебрачным сыном операции «Морской лев» – несостоявшейся десантной операции на Британское острова.

Третьему Рейху был нужен дешевый, перевозимый по железной дороге или грузовиком, десантный катер, который можно было запустить в производство. Pionierlandungsboot выпускался в нескольких модификациях. 40-я модель, одна из самых удачных, была своего рода инженерным пазлом – две зеркальные половинки для удобной перевозки, которые на месте стыковались болтами и сваркой.

-6

По воспоминаниям старожилов еще в 70-е годы оба корпуса Pi.L.B. были вместе, а до 90-х присутствовали гребные винты. Впрочем, в те годы в сопки Заполярья хранили еще много ржавого железа большой войны. Автор слышал байку, что дизель от немецкого катера исправно работал генератором на одной из погранзастав до её расформирования в 2000-х годах.

Удаленность от цивилизации и погранзона с пропускным режимом (до границы с Норвегией всего 20 километров) спасли немецкий катер от металлистов-мародеров. Еще более удивителен факт, что суровое Баренцево море не раздавило его в щепки своими яростными штормами. Вероятно сказалась и прочность Pionierlandungsboot, готовившегося для броска с танком в качестве основного груза через Ла-Манш с волнением до 4 баллов.

Могу предположить, что в конце войны Pi.L.B. был для немцев уже не ценным активом, а обузой, с транспортировкой которой возникли проблемы. Иначе как объяснить, что этот штучный катер нередко встречался автору брошенным в разных уголках Заполярья?

-9

Ещё один его собрат ржавеет недалеко от норвежского Киркенеса. Район у аэродрома Хёйбуктмоэн, где базируются и Королевские ВВС Норвегии, - режимный. Но норвежская «военная тайна» оказалась своеобразной: вооруженный патруль на квадроциклах рассказал о "tysk", немецком ржавом катере и использовании его какое-то время "russiske" саперами для переправы при освобождении Финнмарка, а затем и местными жителями.

-10

Кто-то, конечно, назовёт эту находку бесполезной ржавой посудиной без какой-либо ценности. Осколок войны, вмёрзший в скалы суровой и прекрасной бухты на краю нашей северной земли. Чтобы ощутить октябрь 1944-го, достаточно положить ладонь на его изъеденный солёным прибоем борт. И услышать эхо боевого клича идущего в атаку советского десанта и панических команд на немецком.