"Россия наносит сокрушительный удар по ВМС США в Арктике. Это реальная угроза для Америки". Под таким заголовком размещена статья в достаточно серьёзном международном журнале - "Рopular mechanics". Содержит новости науки и техники: новые технологии, наука, оружие, авиация, космос, автомобили. А заодно промывает мозги читателям статьями вот под такими заголовками.
Для любителей требовать пруфы:
Неплох и подзаголовок: "В Арктике расположены не только американские системы противоракетной обороны, но и существует опасение, что Россия может захватить контроль над арктическими ресурсами, такими как редкоземельные металлы и нефть, раньше, чем это сделают США."
Т.е. захватить-то хочется, но вот какое горе - нечем. И далее сетования, почему.
"...Несмотря на планы значительного сокращения расходов на оборону в течение следующих четырех лет, президент Трамп предложил продвинуть амбициозные новые проекты, включая, предположительно, огромный новый флот ледоколов в Арктике. «Сорок больших ледоколов Береговой охраны. Очень больших », — заявил Трамп на пресс-конференции в Северной Каролине.
Конкретная цифра в 40 ледоколов может быть обусловлена давними опасениями по поводу количества ледоколов у России, которая эксплуатирует около 40 таких судов, включая семь тяжелых полярных ледоколов. В отличие от этого, Береговая охрана США эксплуатирует только один 49-летний тяжелый полярный ледокол — 13-тысячетонный «Полярная звезда». Его дополняют ледоколы среднего размера «Хили» и «Сторис», причем последний должен начать работу из Джуно, Аляска, только в следующем году.
"Полярная звезда"
"Хили"
"Сторис"
Вообще-то последний - это буксир ледокольного типа, построенный в 2012 году. Сейчас проходит модернизацию.
Без помощи ледоколов обычные корабли могут заходить в арктические районы лишь в течение нескольких летних месяцев в году. В случае будущих конфликтов с Россией отсутствие ледоколов может ограничить возможности Пентагона по переброске войск и тяжелой техники для поддержки сухопутных войск на Аляске, где в настоящее время дислоцируется 11-я воздушно-десантная дивизия армии США, которая использует вертолеты и вездеходы для передвижения в условиях низких температур.
Хотя защита Аляски имеет первостепенное значение, существуют и более широкие мотивы. Из-за глобального потепления таяние арктических льдов открывает новые районы вокруг Северного полюса для потенциальной добычи полезных ископаемых и нефти или для более эффективной транспортировки грузов по всему миру — если суда смогут добраться до них с помощью ледоколов.
Увлечение Трампа ледоколами может также отражать его интерес к расширению территории США в таких местах, как Канада и Гренландия, с помощью силы и экономического давления. Таким образом, помимо сценария Третьей мировой войны, существует опасение, что Россия может фактически захватить контроль над арктическими ресурсами раньше, чем США.
Тем не менее, в настоящее время США испытывают трудности с завершением строительства первого из трех запланированных крупных новых тяжелых ледоколов, поэтому предложение Трампа о приобретении 40 ледоколов выглядит нереалистичным. Это не означает, что нет способов быстро приобрести больше ледоколов. Просто эти методы могут оказаться непопулярными с политической точки зрения.
Из-за высоких требований к топливу и электроэнергии, предъявляемых в этой категории судов, российский ледокольный флот включает восемь (и это число постоянно растет) атомных ледоколов. Ни одна другая страна не эксплуатирует атомные ледоколы, хотя Китай заявляет, что в конечном итоге построит один.
Помимо полярных ледоколов, Береговая охрана также эксплуатирует девять ледокольных буксиров класса Bay водоизмещением 662 тонны, вот таких, на Великих озёрах
Дефицит ледоколов у Береговой охраны сохраняется с начала 2010-х годов. После поломки и вывода из эксплуатации однотипного с Polar Star ледокола Polar Sea Береговая охрана пришла к выводу, что ей необходимо 4–5 тяжелых полярных ледоколов и 4–5 средних арктических ледоколов.
К сожалению, строительство новых ледоколов совпадает с другим затянувшимся кризисом: огромным дефицитом судостроительных мощностей в Соединенных Штатах. Проект строительства ледоколов типа «Полярный сторожевой корабль» не стал исключением: он превысил бюджет на 60 процентов, составив 5,1 миллиарда долларов, а головной корабль «Полярный страж» будет сдан с опозданием на несколько лет, вероятно, в 2030 году или позже. Как и их предшественники, построенные почти полвека назад, ледоколы стали утраченным искусством; опыт в их строительстве просто утрачен..."
Ну, можно же и купить или заказать где-нибудь в других странах, не так ли? А то Россия в самом деле всё в полярном бассейне захватит, добавлю я.
Между тем, в 90-е годы, когда Россия ещё имела иллюзии, что реальное сотрудничество с Западом, в том числе и в полярных областях возможно, были даже совместные проекты, как например в 1994 году встреча и совместная деятельность с канадским и американским ледоколами
Но с тех пор многое изменилось и теперь "Рopular mechanics" пишет то, что приведено выше.
А здесь более ранние мои статьи - о военных ледоколах:
Льды в Арктике продолжают таять - пора строить ледоколы с пушками. И не только в России.
И вообще о праве России иметь свои интересы в Полярном регионе:
Лишится ли Россия права владеть Северным морским путём?
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора, хотя и нечасто это происходит :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4