Вооружённые ледоколы существовали давно, известен даже бой между ними. Ранней весной 1920 года ледорез "Канада" под красным флагом схватился с белогвардейским ледоколом "Козьма Минин", уходившим из Архангельска в Норвегию. Артиллерийская перестрелка результатов не принесла, но осталась в истории как первый и единственный бой ледокольных кораблей.
Однако в те времена всё-таки изначально ледоколы строились как мирные суда и только во время войны их пришлось вооружать. Вот наш "Святогор", снимок 1919-1920 года:
Видно орудие на юте. В мирное время ледокол, который стал называться "Красин" вооружения лишился, но тут подоспела следующая война. Во время перехода с Дальнего Востока в американском Балтиморе были установлены одно 76,2-мм орудие, шесть 12,7-мм пулеметов и четыре 7,62-мм пулемета.
После перехода через Атлантику в Глазго к вооружению добавили еще два 76,2-мм (12-фунтовых) орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов "Эрликон". В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов "Браунинг" и два пулемета "Гочкис".
Это вооружение пригодилось, когда ледоколу пришлось отбиваться от немецкой авиации в составе конвоя PQ-15. Он продолжал наращивать свою боевую мощь. На 15 февраля 1943 г. артиллерийское вооружение "Красина" выглядело следующим образом: шесть американских 76,2-мм орудий; семь 20-мм автоматических пушек "Эрликон"; шесть 12,7-мм пулеметов "Браунинг"; шесть 7,62-мм пулеметов "Кольт".
Разоружили ледового богатыря в сентябре 1945 года во Владивостоке.
А что же американцы? Они начали строить вооружённые ледоколы (и вообще, ледоколы как таковые) уже в ходе Второй мировой войны. Это известная серия класса «Wind». Три из них были поставлены в СССР по программе Ленд-лиза в начале 1945 года. Это «Southwind», «Northwind» и «Westwind» переданные СССР и переименованные соответственно в «Адмирал Макаров», «Северный ветер»(с 1946 года «Капитан Белоусов») и «Северный Полюс».
На вооружении они имели четыре 102-мм пушки, восемь 40-мм зенитных установок фирмы «Бофорс», шесть 20-мм зенитных автоматов «Эрликон». Могли уверенно работать во льдах толщиной 1 метр.
На снимке "Северный ветер":
Как ни старался СССР удержать их у себя, к 1951 году пришлось вернуть американцам. Всего таких кораблей в США было 8 единиц. Они использовались как в ВМФ, так и в Береговой охране США
USCGC "EastWind" (WAGB-279):
Он же в Антарктиде:
Последний из них, кстати, побывавший в СССР под названием "Капитан Белоусов", а после возвращения в США и получивший прежнее название «Northwind», был выведен из эксплуатации только в 1989 году, прослужив 45 лет.
К 60-м годам нездоровый интерес к нашим арктическим водам стали проявлять вооружённые ледокольные корабли США и Канады. Надо было как-то противостоять. В это время у нас активно, по 2 единицы в год строились ледоколы проекта 97. Строили их и для Министерства морского флота, и как гидрографические, и как научно-исследовательские. Часть из них было решено строить как боевые для ВМФ и пограничников. Проект назывался 97П. Вооружение: 1x2 76-мм артустановка АК-726 с РЛС управления «Турель»; 2x6 30-мм АК-630 с РЛС управления «Вымпел»; 1 вертолет Ка-25ПС (затем Ка-27ПС).
В первой половине 2000-х годов часть их прошла капитальный ремонт и продолжает службу, однако в явно недостаточном количестве. Кстати, как и всякие ледоколы, благодаря формам своего корпуса на свободной воде они сильно подвержены качке, за что получили прозвание "бабуины", как намёк на непоседливость и вёрткость обезьян.
Почему-то у меня никак не получаются короткие статьи. С другой стороны - как можно писать о современном состоянии какой-нибудь проблемы без взгляда в прошлое - а как тогда с этим дело обстояло?
Вот что пишет тот самый Уильям Рид, о котором шла речь в прошлой статье:
Десять лет назад СМП пересекли всего несколько десятков грузовых судов. Сегодня, учитывая меньшее количество льда, тысячи судов перевозят грузы по этому маршруту, так как это на 40 процентов быстрее и дешевле, чем другие морские пути. Путин ясно понимает важность этого региона, и за последние годы он потратил миллиарды на укрепление дюжины военно-морских баз СМП, строительство новых ледоколов и атомных подводных лодок для патрулирования этого района и приказал построить новый тип военного корабля, получившего соответствующее название. (О нём в конце статьи)
Ну, дальше традиционные стоны по поводу отставания флота США.
Российский флот может похвастаться более чем 40 ледоколами, в том числе атомными, в то время как у США есть только один ледокол среднего водоизмещения. У России есть десятки подводных лодок, патрулирующих Баренцево море и другие арктические воды, в то время как у США есть только небольшая горстка. Только три подводные лодки класса Seawolf способны преодолевать толщу льда. Недавно несколько правительственных чиновников выразили обеспокоенность по поводу этого дисбаланса и призвали к операции по свободе судоходства (FONOP), чтобы показать Путину, что он не имеет безоговорочного контроля над СМП или Арктикой.
На данный момент вооружённый корабль ледокольного типа имеет Норвегия. Это "Свальбард"
Водоизмещение 6375 тонн, вооружение - 57-мм орудие Бофорс. Осенью прошлого года отметился в исключительной экономической зоне России. Якобы собирал установленные раньше научно-исследовательские буи. Примечательно, что «научный» проект осуществляло министерство обороны Норвегии, а поднимать буйки первоначально собирался ледокол береговой охраны США «Хили». Нет сомнений, что акустические буи в Ледовитом океане, где проложены маршруты российских АПЛ, имеют двойное назначение. Однако у России не нашлось желания подобрать один из них и посмотреть, что это за дрянь. Вот тебе и 40 ледоколов!
Королевский флот Канады принял на вооружение первый арктический патрульный корабль «Гарри Девольф». Его заложили в 2016 г., спустили на воду в 2018 г, а 26 июня 2021 г. в Галифаксе. прошла церемония принятия на вооружение. Уже в августе этого года «Гарри Девольф» отправился на север для участия в ежегодных арктических учениях.
При водоизмещении в 6615 тонн длина ледокола — 103,6 метра, а ширина — 19 метров. Преодолевает льды толщиной до 1 метра. Вооружение, конечно, не очень - корабль вооружен одной 25-мм пушкой системы BAE и двумя 12,7 мм пулемёта М2.
На патрульном корабле есть бортовой ангар для вертолета типа CH-148 (Sikorsky S-92).
Всего таких кораблей будет 6 единиц и вооружение может измениться.
Что же у нас? Хотя контракт на постройку до 2020 г. первых двух кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») был заключён между Минобороны России и АО «Адмиралтейские верфи» 4 мая 2016 г., но головной корабль серии - «Иван Папанин» был спущен на воду только 25 октября 2019 г. и сейчас стоит у достроечной стенки. Передача флоту запланирована на конец 2023 г.
"Иван Папанин" у достроечной стенки в марте 2021 года:
Водоизмещение 6800 тонн, длина 114 метров. Должен преодолевать льды с разгона толщиной до 1,7 метров, а непрерывным ходом около 1 метра. Корабли будут оснащены двумя катерами Raptor, вертолётом Ка-27 или Ка-226 , БПЛА и малым судном на воздушной подушке. Про вооружение чего только не пишут: тут и пушка 76,2-мм, и 30-мм АК-306, и 12,7-мм пулемётные установки 6П59 «Корд», ПЗРК "Игла" или "Верба" и даже та-дам! - пусковые установки противокорабельных ракет "Калибр" или "Уран" в контейнерном исполнении.
Впрочем, жизнь покажет.
Ещё об Арктике, очень рекомендую прочитать эту статью, где изложены все тонкости этого вопроса:
Лишится ли Россия права владеть Северным морским путём?
.............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь