Найти в Дзене
ФиалкаМонмартра

А где же стихотворение про "Фёдорово горе"?

Так получилось, что "детскую классику" - Барто, Маршака, Михалкова и Чуковского - я читала по четыре раза: себе, а потом по очереди детям. Казалось бы, что можно нового узнать для себя из детских стихов? А вот нет. Очень даже можно. "В сегодня лет" я задумалась над стихотворением "Федорино горе". Я не буду сейчас про "революционные аллегории" - вроде как, посуда - это восстание рабочих и так далее, мне интереснее другое. Как нам видится тема этого стихотворения? Ну, в общем-то, все понятно: поддерживай порядок и чистоту в доме, а то все может закончиться катастрофой, от тебя посуда убежит. Отличная мораль и урок для детей. А теперь попробуем абстрагироваться от негатива к "неряхе" и "лентяйке" Федоре и чуть внимательнее к ней присмотреться. Автор совершенно однозначно называет ее "бабушкой Федорой", и это не вызывает сомнений в ом, что это пожилой человек. Второй момент. Живет героиня в сельской местности, в деревенском доме и... одна. Если не считать котов. Выходит, что? Что, возможно

Так получилось, что "детскую классику" - Барто, Маршака, Михалкова и Чуковского - я читала по четыре раза: себе, а потом по очереди детям. Казалось бы, что можно нового узнать для себя из детских стихов? А вот нет. Очень даже можно. "В сегодня лет" я задумалась над стихотворением "Федорино горе".

Я не буду сейчас про "революционные аллегории" - вроде как, посуда - это восстание рабочих и так далее, мне интереснее другое. Как нам видится тема этого стихотворения? Ну, в общем-то, все понятно: поддерживай порядок и чистоту в доме, а то все может закончиться катастрофой, от тебя посуда убежит. Отличная мораль и урок для детей.

А теперь попробуем абстрагироваться от негатива к "неряхе" и "лентяйке" Федоре и чуть внимательнее к ней присмотреться. Автор совершенно однозначно называет ее "бабушкой Федорой", и это не вызывает сомнений в ом, что это пожилой человек. Второй момент. Живет героиня в сельской местности, в деревенском доме и... одна. Если не считать котов.

Выходит, что? Что, возможно ее родных уже нет в живых. Или ее дети перебрались в город и совершенно о ней забыли. В итоге пожилая женщина осталась одна, без помощи. Еще раз - это не городская квартира с удобствами, а деревенский дом начала двадцатого века, как минимум. То есть, водичка в колодце, дрова - в лесу. И одна пожилая женщина, которой некому помочь. Кто знает, может, ей здоровье не позволяет поддерживать идеальную чистоту в доме? Если обратить внимание на авторское "идет-ковыляет Федора", то сразу понятно, что это, действительно не слишком здоровый человек.

А еще и огород тоже никто не отменял. Причем, это не "три грядочки под зелень", как у многих дачников, а действительно картофельное поле, капустное и морковное. Да и продукты, как я понимаю, в магазине тогда было особо не купить, стало быть, хлеб надо испечь самой, худо-бедно хоть бы курочек держать, если на корову или козу нет сил. Но ведь осудить всегда проще, правда?

И, кстати, интересный момент, на который я тоже раньше не обращала внимания. Посуда великодушно "прощает" Федору и возвращается домой после ее обещания поддерживать порядок. Но вот авторский текст:

А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

...И только после этого появляется Федора. Интересно, правда? То есть, посуда признала, что план с бегством провалился, что было бы неплохо вернуться, что в доме все-таки лучше, чем в полях и болотах, но дальше начинается лицемерие про "нам Федору жалко" и "мы Федоре не враги". Если я не ошибаюсь, это называется "сделать хорошую мину при плохой игре" - решили вернуться сами, но сделать вид, что простили хозяйку, и именно это причина возвращения.

Словом, вопросов к стихотворению много, особенно у такой зануды, как я. Согласна, оно дает детям наглядный урок о важности чистоты и порядка, то есть, задачу свою выполняет. И... стоп!.. Неряху-Федору резко осудили, отлично, урок преподали - совсем замечательно. Но как же быть с неряхами и лентяями "Фёдорами", то есть, с мужчинами? Их что, не существует?..

Картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум
Картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум

Да, можно услышать, что в те времена чистота в доме была исключительно женской заботой, однако ведь и мужчина не должен был лежать на печи! И дел у него было гораздо больше, чем у женщин. Да и физически мужской труд был тяжелее - построить избу, нарубить дров, сена заготовить, поле вспахать. В идеале, зимой еще в город на заработки сходить. И, кстати, интересный момент. Если при ленивой хозяйке семья испытывала лишь дискомфорт и возможное осуждение соседей, то при ленивом "Фёдоре" семье угрожала неминуемая гибель - голод, холод, разорение.

Тем не менее, навскидку я не могу припомнить ни одного стихотворения, где бы осуждалась мужская лень. Напротив, в русских сказках она чуть ли не романтизировалась и преподносилась как "мудрость" и "выгодная стратегия" - достаточно вспомнить сказку про Емелю.

Так почему же такая несправедливость? Почему нет поучительного стихотворения для мальчиков "Фёдорово горе" - где от ленивого деда сбежали лопаты, пилы и стамески? Где трогательный монолог топора, который заржавел из-за небрежности хозяина? Где клятва "исправиться" и "стать добрее" со стороны деда Фёдора? Где описание заросшего бурьяном поля и грустные глаза коровы, которая осталась без сена на зиму? И, наконец, почему изба, которая давно покосилась из-за отсутствия ремонта, не убежала, скрипя бревнами и жалуясь курицам на тяжкую долю и нерадивость хозяина?

Ох... Что-то мне подсказывает, что все эти вопросы так и останутся без ответов. Увы.