Найти в Дзене
Наука наизнанку

Как образовалась колея в камнях римских дорог. Новая версия

Во времена Римской империи существовала огромная сеть дорог. По оценкам историков, их общая длина составляет более 400 тыс. км. Вдумайтесь в эту цифру и сопоставьте с объемом строительства акведуков, насчитываемых в количестве около 800 объектов. Масштабное строительство, пусть и растянувшееся на столетия. И это были не только грунтовые или отсыпанные песком, щебнем дороги – в городах и рядом с ними римские дороги были каменными. Таких древних магистралей с каменным покрытие более 80500 км. Они были вымощены слоями по сложной технологии: камнем, щебнем и песком. Сначала ров, в который укладывали камни, потом щебень, слой песка и снова слой камней. Такое впечатление, что по этим дорогам должы были проезжать многотонные грузовики. Не слишком ли такая надежность и высокая несущая способность для колесниц и телег? Отдельный вопрос, как можно было передвигаться на повозках по таким неровным, из крупного булыжника, дорогам? Колесница или телега развалится от динамической тряски через пару де

Во времена Римской империи существовала огромная сеть дорог. По оценкам историков, их общая длина составляет более 400 тыс. км. Вдумайтесь в эту цифру и сопоставьте с объемом строительства акведуков, насчитываемых в количестве около 800 объектов. Масштабное строительство, пусть и растянувшееся на столетия.

И это были не только грунтовые или отсыпанные песком, щебнем дороги – в городах и рядом с ними римские дороги были каменными. Таких древних магистралей с каменным покрытие более 80500 км. Они были вымощены слоями по сложной технологии: камнем, щебнем и песком.

Сначала ров, в который укладывали камни, потом щебень, слой песка и снова слой камней. Такое впечатление, что по этим дорогам должы были проезжать многотонные грузовики. Не слишком ли такая надежность и высокая несущая способность для колесниц и телег?

Отдельный вопрос, как можно было передвигаться на повозках по таким неровным, из крупного булыжника, дорогам?

Колесница или телега развалится от динамической тряски через пару десятков километров. Этот вопрос обсуждали в этих статьях и в комментариях к ним:

Не исключено, что сверху камней насыпали еще слой какого-то покрытия. Слой песка или даже римского бетона. Но т.к. уцелевшим такое покрытие нигде не найдено, то версия не является подтврежденной.

Хотя, в некоторых старых описаниях римских дорог имеется упоминание про слой с названием Summum dorsum (верхняя поверхность) из мелкого песка или гравия. Его, вероятно, вместе с дерном от растений удалили археологи.

В римских дорогах есть участки, которые мы бы назвали сейчас «лежачие полицейские». Они, как и сейчас сделаны для того, чтобы повозки притормаживали в местах перехода людей через дорогу. И по этим выпуклостям именно в этом месте должны были переходить дорогу люди.

-4

Перейдем к основному вопросу статьи – к колее в камне римских дорог. Вот пример из раскопанных дорог в Помпеях:

Считается, что повозки за десятки и даже сотни лет проточили камень и оставили колеи в мостовых. Это от того, что проезжали они по одному и тому же месту, а само движение в древнем городе было интесивным. Поэтому, и здесь сделали ограничитель, чтобы повозки притормаживали, пытаясь аккуратно проехать между камней. А по самим комням переходили дорогу люди.

Хотя, существуют примеры и с менее выраженной колеей. Здесь движение, вероятно, было менее интенсивным.

-6

С одной стороны объяснение логично и вопрос можно закрыть. Не будем торопиться, посмотрим еще на несколько примеров колеи в камне.

Иногда, колея в камне в одном месте углублялась, а буквально в метре, двух далее на других камнях ее уже совсем не видно.

-8

Порода камней вроде одна и та же и разная прочность – здесь не веский аргумент. В примере ниже тоже прерывистая колея в камне. Где-то протерлось, а где-то - нет:

Участок римской дороги (Центральная Македония, Греция)
Участок римской дороги (Центральная Македония, Греция)

А здесь сплошные вмятины в камнях римской дороги от колес повозок:

-10

Почему в одном месте произошло разрушение камня, а рядом или даже в этом же камне в паре сантиметрах – нет? На этот вопрос никто не дает ответа.

Посмотрите на эту фотографию дороги в Помпеях:

-11

Здесь в камне сделаны аккуратные прорези и они закрывают водосток. Все так же, как мы сейчас делаем крышки водоприемников в ливневой канализации на современных дорогах. Не проще ли было сделать эти элементы из бронзы? Или сборщики металла утащили бы крышки, как сейчас воруют чугунные канализационные люки?

Но сделать так качественно прорези в камне – это долго и сложно. Они должны были быть дорогими для города в изготовлении. Быстрее отлить из металла. Еще эти прорези и сам камень отшлифован, как видно. Но, возможно, это делалось все очень легко и быстро.

Здесь у края римской дороги камень очень качественно срезан, как пилой или струной по глине:

-12

Если увеличить фотографию, то видны следы вмятин от боковых бордюр. Как такое может быть?

Предположу версию, как в каменных мостовых римских дорог могла образоваться колея.

В камнях римских дорог происходило все то же самое, что в этих каменных выходах, когда по ним проезжали телеги и повозки – порода или вдавливалась или настолько быстро истиралась, что при нескольких проездах образовывалась колея.

Такие колеи в камне имеются в Турции, Испании, на Мальте, в Северной Америке.

В некоторых местах эту породу, минеральный туф, добывали и для строительства. И, вероятно, извлечение блоков было простым. Ее использовали и в строительстве римских дорог. Камень легко извлечь, обработать. А в кладке или в мостовой он медленно при контакте с СО2 воздуха набирал прочность. Абсолютно так же, как и при наборе прочности известкового раствора. Только здесь был природный, еще не затвердевший камень.

Но в римских дорогах камень не успевал набрать прочность, а т.к. по ним начинали ездить телеги, то или быстро истирали камень или он проминался, особенно после дождей.

Почему сейчас нет таких пород? За столетия все набрало прочность. А появились такие места в районах выходов, выдавливания из недр жидких флюидолитов. Получается, это происходило относительно недавно, в историческое время и после этих геологических процессов местные жители использовали геобетон в своих строениях, а римляне или античные жители – и в дорогах.

Про эти породы была статья здесь: