Найти в Дзене

Система повышения производительности труда на "Мёртвой дороге" Ч.II.

На Трансарктической железной дороге Чум-Салехард-Игарка проблема повышения производительности труда оставалась актуальной на всем протяжении периода строительства. Руководство проекта предпринимало различные меры, чтобы производительность труда росла, но никаких однозначно эффективных способов, которые позволили бы существенно интенсифицировать производственный процесс так и не отыскалось. Скорее всего их не существовало в природе принудительно труда. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПЛАН Темпы строительства дороги в первые два года сооружения главного пути были очень высоки. За год с небольшим от станции Чум (Коми АССР) до города Лабытнанги – станция Обская (Ямало-Ненецкий национальный округ Тюменской области) колонны строителей проложили почти 200 километров трассы. В отчёте о выполнении планов по труду за 1947 год Северного управления железнодорожного строительства МВД СССР приводятся такие данные: «Количество рабочих дней – выходов на работу в среднем на одного рабочего: план – 264, факт – 278. В т.

На Трансарктической железной дороге Чум-Салехард-Игарка проблема повышения производительности труда оставалась актуальной на всем протяжении периода строительства. Руководство проекта предпринимало различные меры, чтобы производительность труда росла, но никаких однозначно эффективных способов, которые позволили бы существенно интенсифицировать производственный процесс так и не отыскалось. Скорее всего их не существовало в природе принудительно труда.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПЛАН

Темпы строительства дороги в первые два года сооружения главного пути были очень высоки. За год с небольшим от станции Чум (Коми АССР) до города Лабытнанги – станция Обская (Ямало-Ненецкий национальный округ Тюменской области) колонны строителей проложили почти 200 километров трассы. В отчёте о выполнении планов по труду за 1947 год Северного управления железнодорожного строительства МВД СССР приводятся такие данные: «Количество рабочих дней – выходов на работу в среднем на одного рабочего: план – 264, факт – 278. В т.ч. по з/к план – 265, факт – 278. Производительность труда в капитальном строительстве. Объем строительно-монтажных работ выполненных хоз. способом (в тыс. руб. по сметным ценам 1945 г.). По плану – 238542, фактически – 255930. Количество отработанных рабочими человеко-дней: план – 4556, факт – 5018; средняя выработка на одного рабочего за отчетный период (в руб.) план –13799, факт – 14071».

Сравнительный анализ выработки на одного заключённого на строительстве трассы Чум–Мыс Каменный и трассы Салехард–Игарка, сделанный на основе типового справочника «Строительные нормы и правила. Сборник единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы. Сборник 28. Железные дороги. 1982 год», согласно действовавшим на этот период нормативам показывает, что производительность труда на трассе Трансарктической дороги была не ниже средней по стране при сооружении других железных дорог. Однако руководству строительства хотелось, чтобы производительность труда постоянно росла.

Снабжение местными стройматериалами лагерных пунктов Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации
Снабжение местными стройматериалами лагерных пунктов Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации

В январе 1950 г. Управление Обского ИТЛ утвердило условия соревнования между отделениями, колоннами, бригадами и отдельными заключёнными. Бригады удостаивались званий «отличная», «авангардная». Бригада, получившая эти звания, имела послабления в условиях режима, получала денежные премии, эти преференции оказались уже достойным «довеском» к моральному поощрению.

Судя по отчёту культурно-воспитательного отдела Обского ИТЛ, к середине 1951 г. на «Строительстве 501» более пяти с половиной тысяч человек выполняли норму выработки в интервале от 125 до 200%, 317 человек регулярно «выдавали» более 200%. Пять с половиной тысяч производственную норму не выполняли. На строительстве насчитывалось 123 бригады отличников, 30 «авангардных» бригад.

Говоря об отношении основной массы заключённых к труду, бывший заключённый, работавший на «Строительстве 501», И. Марманов свидетельствует: «Заключённые работали с энтузиазмом, работали за свободу. Я не беру урок, которые не работали, а делали карты из газет: красные кровью помечали, черные – куском подошвы. Потом они шли и даже в строю в карты играли. Для этого ведь ума много не надо. Обычных заключённых на работе брал азарт, потому что нам сказали: «Там, на Игарке все пойдёте домой». Перевыполнение плана поощрялось. В том числе порою и неформально. Например, бригаду, выполнившую за смену две нормы, у входа в зону встречал небольшой самодеятельный духовой оркестр, и не производился индивидуальный шмон на вахте».

ТРУДОВАЯ СПАРТАКИАДА

В 1950–1952 гг. процесс организации трудового соревнования между лагерными пунктами на трассе строящейся дороги Чум-Салехард-Игарка достигает своей кульминации, а голос его адептов звучал особенно громко: «На лагерном пункте № 107 при обсуждении обращения штаба трудового соревнования и принятии июньского трудового обязательства, заключённый бригадир Завгородний сказал: «Наша бригада завоевала первенство и получила звание «Бригада отличного качества». Я от имени бригады заверяю администрацию, что мы будем ещё лучше трудиться и оправдаем то доверие, которое оказано нам», – отмечалось в отчёте культурно-воспитательного отдела Енисейского исправительно-трудового лагеря за первое полугодие 1952 года.

-3

Принятие повышенных обязательств в преддверии какой-либо важнейшей даты в рамках трудового соревнования обставлялось соответствующим образом: проводились собрания, на которых начальник штаба докладывал об итогах работы за минувший период, объявлял о задачах на следующий месяц, проводилось обсуждение принимаемых обязательств. Заканчивалась акция подключением к процессу штаба «Ц». «Центральный штаб трудового соревнования в конце мая месяца 1952 г. обратился ко всем заключённым лагеря с призывом встать на трудовые вахты и объявить июнь месяцем высокой производительности труда», – отмечается в отчёте за первое полугодие 1952 года культурно-воспитательного отдела Обского исправительно-трудового лагеря.

В ответ на призыв откликались передовые подразделения строителей. «Инициатором объявления месячника высокой производительности труда явился лагерный пункт № 7 и в частности бригада Воробьёва, работающая на строительстве школы. Заключённые этой бригады на общем бригадном собрании взяли конкретные бригадные обязательства на июнь месяц и обратились ко всем заключённым лагпункта последовать их примеру. Вызов был подхвачен всеми заключёнными. Вот основные пункты обязательств бригады Воробьёва: Среднюю производительность по бригаде иметь: ежедневно 155%; Сэкономить строительных материалов против лимита на 2%», – так описывается в отчёте культурно-воспитательного отдела Обского исправительно-трудового лагеря за первое полугодие 1952 г. технология организации очередного этапа трудового соревнования.

Месячники высокой производительности труда неизменно заканчивались новыми трудовыми рекордами, особо отличившиеся бригады отмечались в праздничных приказах и отчётах КВО–КВЧ о проделанной работе. Так, в докладе Обского ИТЛ по итогам работы в первом полугодии 1952 г. утверждается: «В ходе месячника высоких производственных показателей добились бригады: Волохина – 155%, Рожко – 153%, Асанова –154%, Топоркова – 155%, Завгороднего – 200%, экскаваторная бригада экскаватора № 228 в июне добилась выполнения плана на 300%. Эта бригада в июне выполнила годовую норму и сейчас работает в счёт 1953 г.».

Кладбище паровозов, разъезд Долгий на реке Таз в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области. Техника Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Фотограф Вячеслав Калинин
Кладбище паровозов, разъезд Долгий на реке Таз в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области. Техника Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Фотограф Вячеслав Калинин

Участие заключённых в процессе обсуждения итогов и принятия новых обязательств считалось непременным условием организации массовых производственных мероприятий, что находило соответствующее отражение в отчётных документах культурно-воспитательных отделов Обского и Енисейского исправительно-трудовых лагерей в составе Северного управления лагерей железнодорожного строительства. «На лагпункте № 100 на общем собрании заключённый Тарасов заявил: “В эти дни, когда Волга соединяется с Доном, хочется радоваться росту могущества нашей Родины, хочется работать ещё лучше для неё. Я беру обязательство выполнять норму не ниже чем на 150 % и призываю последовать моему примеру», – информирует руководство Северного управления лагерей железнодорожного строительства в отчёте по итогам работы в первом полугодии 1952 г. культурно-воспитательный отдел Обского исправительно-трудового лагеря.

ЗАКОННАЯ ЗАРПЛАТА

В 1950 г. Совет министров СССР принял Постановление «Об оплате труда заключённых, за исключением лиц, приговорённых к каторжным работам».

Введённая постановлением мера поощрения положительно сказалась на производительности труда заключённых, особенно тех из них, сроки которых подходили к концу. Люди, работающие на трассе о деньгах не думали, но зарплаты им начислялись, а средства постепенно накапливались на личных счетах. Финансовый отдел и бухгалтерия Северного управления лагерей железнодорожного строительства работали эффективно.

Средства на свое содержание заключённые зарабатывали сами, своим трудом. И хотя их ставки зарплаты были в 2-3 раза ниже чем вольнонаемных, но учитывая, что заключенные состояли на полном обеспечении, и деньги им в тундре особо тратить было некуда, у многих из них к концу срока скапливались вполне приличные суммы. Многие бывшие строители Трансарктической дороги, к примеру Иван Марманов, оставивший подробные мемуары, вспоминали, что после окончания срока уезжали домой с «хорошими деньгами».

Отличительной особенностью завершающего периода строительства Трансарктической железной дороги становится расчёт сотрудников культурно-воспитательных отделов на самоорганизацию в процессе производственной деятельности заключённых, поощрение их инициативы и смекалки в рамках выполнения повседневных обязанностей. Сотрудниками культурно-воспитательных частей в лагпунктах из числа заключённых повсеместно создаются производственно-массовые секции, призванные обеспечить распространение передовых методов труда, ускорить продвижение вперёд на особо важных участках трассы.

В рапорте на имя начальника культурно-воспитательного отдела ГУЛАГа за подписью начальника «Строительства 501» Самодурова и начальника культурно-воспитательного отдела «Строительства 501» Егорова за первое полугодие 1952 г. приводятся следующие факты: «Большую роль в организации трудового соревнования, в отчётном периоде, сыграли культсоветы и производственно-массовые секции. Так, например, на 2-м лагерном пункте (6-е лаготделение) производственно-массовая секция активно помогала в организации трудового соревнования в бригадах, контролировала выполнение взятых обязательств, следила за правильной расстановкой рабочей силы на производстве. Члены секции были закреплены за отдельными объектами. Так, в апреле, члены секции Рогачёв и Русаян были закреплены за рытьём траншей и колкой льда под основанием паромной переправы. Член секции Бурухин закреплён за производством в ЦРМ, большую помощь он оказал в выявлении неработающих заключённых, которые не работали, а жили за счёт других».

СЛЕТ ОТЛИЧНИКОВ

Одним из распространённых методов консолидации и мобилизации заключённых на выполнение плановых заданий и обмена опытом считалось проведение слётов отличников производства. В Северном управлении лагерей железнодорожного строительства первый слёт ударников состоялся ещё в 1947 году. Обский исправительно-трудовой лагерь первый слёт отличников и передовиков производства организовал в 1949 году.

Передовая механизированная колонна Северного управления лагерей железнодорожного строительства выдвигается к месту проведения работ. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации
Передовая механизированная колонна Северного управления лагерей железнодорожного строительства выдвигается к месту проведения работ. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации

Можно предположить, что первый общелагерный слёт передовиков производства, который состоялся в 1947 году, оказался мероприятием плохо подготовленным, поскольку не получил должного резонанса и в среде заключённых, и в отчётности культурно-воспитательного отдела. Второй общелагерный слёт, напротив, освещался достаточно подробно, а в отчёте культурно-воспитательного отдела за первый квартал 1948 года в главе «производственно-массовая работа» ему уделён специальный раздел.

На слёт, который состоялся на станции Абезь Коми АССР 25 января 1948 года, собрались «лучшие производственники-мастера высокой производительности труда, рекордисты, бригадиры, десятники, культорги, сельхозработники, всего 250 человек. Слёт открыл начальник Политотдела, с докладом об итогах работы новостройки за 1947 г. выступил инженер строительства тов. Цвелодуб. С содокладом о значении трудового соревнования в деле досрочного выполнения производственного плана выступил нач. КВО тов. Бейер», – сообщается в отчёте о проделанной работе культурно-воспитательного отдела Северного управления лагерей железнодорожного строительства за первый квартал 1948 года.

Трудно судить, что в действительности представлял собой такой «форум», проходивший в деревянном клубе приполярного посёлка, на который съехались представители далёких лагерных колонн, заброшенных в безлюдную тундру. Идентифицировали ли хотя бы в какой-то мере себя участники мероприятия с образом заключённого-передовика, или просто посчитали личной удачей возможность на несколько дней избавиться от тяжёлых и утомительных обязанностей? В то же время нет оснований считать, что всё происходившее в рамках этого мероприятия оказалось тотальной фальсификаций или выдумкой руководителей политотдела и культурно-воспитательного отдела стройки.

На слёте, как следует из отчётов культурно-воспитательного отдела Северного управления лагерей железнодорожного строительства, заключённые дискутировали о путях выполнения производственного плана, обменивались опытом, выступали с починами. Так, главный кондуктор 1-го железнодорожного района, заключённый В. Дергач заявил: «Я беру на себя обязательства к 1 июля выполнить всю годовую норму, я обязуюсь не допустить ни одной аварии по вине поездной бригады, подготовить в свободное время двух главных кондукторов из своей бригады и порученные мне грузы доставлять в срок и без потерь». С аналогичными заявлениями выступали на слёте и другие заключённые – передовики производства.

В Енисейском исправительно-трудовом лагере (образованном в 1949 г.) работу по организации слётов передовиков на должном уровне удалось наладить к 1950 г. Как отмечалось в отчёте культурно-воспитательного отдела за первый квартал 1951 года: «За 4 месяца 1951 года проведено 9 слётов отличников производства». В докладе о культурно-воспитательной работе Енисейского ИТЛ за первое полугодие 1952 г. руководство КВО ГУЛАГа информировалось: «В 3-м отделении регулярно (1 раз в квартал) проводятся слёты отличников и передовиков производства».

Ещё одной формой производственно-массовой работы культурно-воспитательных отделов на строительстве железной дороги стал обмен положительным опытом, распространение передовых методов труда и обучение дефицитным рабочим специальностям. Обмен положительным опытом между подразделениями Северного управления поначалу вёлся стихийно и достаточно хаотично – в рамках непосредственного контакта заключённых, бригадиров и вольнонаёмных работников в ходе возведения различных объектов. Со временем этому процессу придали определённый порядок.

Культурно-воспитательный отдел Северного управления лагерей железнодорожного строительства, в соответствии с директивой политотдела и культурно-воспитательного отдела ГУЛАГа МВД СССР № 9/6/ 247-с от 1 марта 1951 года «О внедрении новых форм трудового соревнования в лагерях и колониях МВД–УМВД», создал некое подобие системы обмена и передачи положительного опыта.

В «Докладной записке о политмассовой и культурно-воспитательной работе среди заключённых Обского ИТЛ и Строительства 501 МВД СССР за первое полугодие 1951 г.» отмечается, что «в ряде лагподразделений стали проводиться специальные вечера, на которых отличники производства выступали и рассказывали, как нужно организовать своё рабочее место, как содержать инструмент, как механизировать тот или иной рабочий процесс». Кроме того, как отмечалось в «Докладной записке…», на «строительстве шире начато внедрение в производство технических усовершенствований, предлагаемых картотекой обмена опытом в ГУЛЖДС».

В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ

Особенно много внимания уделялось в Северном управлении лагерей железнодорожного строительства процессу обучения дефицитным на строительстве специальностям, чему способствовал собственный Учебный комбинат.

Создание Учебного комбината в Северном управлении ИТЛ позволило поставить дело обучения заключённых дефицитным специальностям на поток. Только за второе полугодие 1948 г. в Учкомбинате подготовили 1567 специалистов (на этот момент в Северном управлении числилось 44870 заключённых).

Технику Северного управления лагерей железнодорожного строительства кто-то должен был использовать и обслуживать. Процесс обучения дефицитным рабочим специальностям был на Строительстве 501/503 интенсивным и эффективным. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации.
Технику Северного управления лагерей железнодорожного строительства кто-то должен был использовать и обслуживать. Процесс обучения дефицитным рабочим специальностям был на Строительстве 501/503 интенсивным и эффективным. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации.

Наряду с обучением в стенах Учебного комбината практиковалось и подготовка специалистов без отрыва от производства. Об этом вышестоящее руководство информировалось в каждом отчётном документе культурно-воспитательных отделов ИТЛ Строительств 501, 503. К примеру, в докладе культурно-воспитательного отдела Обского исправительно-трудового лагеря за первое полугодие 1952 года сообщается: «Фрезеровщик Дашук М. Д., работая на 4-х фрезерных станках, обучил своим методам работы 2-х учеников, которые в данное время работают самостоятельно и намного перевыполняют производственные задания. Опыт работы экскаватора № 228 внедрён почти во всех экскаваторах строительства».

В рамках такой формы подготовки только в четвёртом квартале 1948 года в строительных колоннах прошли обучение 259 плотников, 18 машинистов локомобилей, 11 кочегаров локомобилей, 17 шофёров, 3 токаря, 4 столяра.

Процесс обучения далеко не всегда успевал за темпами развития проекта, и это обстоятельство также находило своё отражение в документообороте Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Так, в докладной записке на имя начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) комиссией во главе с подполковником А. Паниковым указывалось, что в Енисейском исправительно-трудовом лагере не достаточно активно ведётся обучение востребованным на производстве специальностям: «За 4 месяца 1951 г. через сеть массово-технического обучения с отрывом от производства подготовлено 28 машинистов, 21 вулканизатор, 49 аккумуляторщиков, 20 техников ОТИ и без отрыва от производства 70 человек плавсостава, 10 медсестёр и 15 плотников. Подготовка специалистов массовых профессий организована явно недостаточно, особенно это касается заключённых-женщин».

В отчёте о культурно-воспитательной работе Енисейского ИТЛ за первое полугодие 1952 года сообщалось, что в период с января по июнь текущего года через сеть массового технического обучения (курсы, школы, техминимумы) с отрывом от производства обучено 28 шофёров, без отрыва от производства 57 кочегаров стационарных установок, 21 машинист локомобилей, 5 экскаваторщиков, 8 слесарей, 17 токарей, 10 монтёров связи, 66 рабочих других специальностей.

ИТОГИ И ВЫВОДЫ

Наибольших успехов в осуществлении производственно-массовой работы (как и в строительстве железной дороги) подразделениям Северного управления лагерей железнодорожного строительства удалось добиться в 1951 году,когда механизм Трансарктической магистрали впервые с момента начала проекта обрёл стабильный рабочий ритм, а производственный процесс достиг сравнительно высокого уровня организации, обеспечив выполнение запланированных объёмов. В дальнейшем пафос трудового соревнования стал постепенно выветриваться по мере углубления механизма строительства в дебри туруханских болот и урочищ Енисейского водного бассейна.

Бригада Главного управления лагерей железнодорожного строительства, инспектировавшая Северное управление лагерей железнодорожного строительства и «Строительство 503», отмечала в акте проверки: «Работники культурно-воспитательных частей многих лагподразделений уделяют большое внимание в своей работе развёртыванию трудового соревнования. За 4 месяца 1951 года проведено 9 слётов отличников производства, проведено заседаний местных штабов трудового соревнования – 144, утверждено отличников производства – 1976, отличных бригад – 81, авангардных – 21, рекордных – 4, бригад отличного качества – 4».

К концу 1952 года интенсивность трудового соревнования, как и активность передовых колонн «Строительства 501,503» стала заметно снижаться. Впереди замаячила какая-то новая реальность, связанная с процессом приведения уже построенной трассы к требуемым нормативам, достройкой вторых станционных путей, заменой временных мостов на постоянные и т.д. Однако жизнь перечеркнула эти рутинные, хотя, впрочем, и долголетние планы.