Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Сеточки для волос возвращаются»… Женские причёски конца 16 века

Когда-то я писала статью: «Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?» Статья интересная, но ещё интересней комментарии. А про 19-й век можно сказать коротко так... В 1860-х дамы вдохновились модой Средних Веков и Ренессанса и стали делать причёски с сеточками. В фильме «Унесённые ветром» у Скарлетт есть такие причёски. Называли такой головной убор снудом. «Snood» – декоративная сетка для волос или тканевый мешочек, надеваемый женщинами на волосы на затылке. Но вернёмся к моде второй половины 16 века, о которой я сейчас пишу. В то время во Франции выходил из моды чепец арселе, а в Италии – пышный валик бальцо. Дамы стали носить сложные причёски. Украшали их разными диадемами, драгоценными брошами, сеточками. Особенно популярны сеточки были в Италии. Они часто встречаются на портретах флорентийского художника Алессандро Аллори. Причём, эти сеточки обычно не из нитей, а из мелкого жемчуга. Новый головной убор, появившийся во Флоренции в те годы: На портрете ниже – такой же

Когда-то я писала статью: «Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?»

Статья интересная, но ещё интересней комментарии. А про 19-й век можно сказать коротко так... В 1860-х дамы вдохновились модой Средних Веков и Ренессанса и стали делать причёски с сеточками. В фильме «Унесённые ветром» у Скарлетт есть такие причёски.

Называли такой головной убор снудом.

«Snood» – декоративная сетка для волос или тканевый мешочек, надеваемый женщинами на волосы на затылке.

Кадр из фильма «Унесённые ветром». Причёска Скарлетт с сеточкой.
Кадр из фильма «Унесённые ветром». Причёска Скарлетт с сеточкой.

Но вернёмся к моде второй половины 16 века, о которой я сейчас пишу.

В то время во Франции выходил из моды чепец арселе, а в Италии – пышный валик бальцо. Дамы стали носить сложные причёски. Украшали их разными диадемами, драгоценными брошами, сеточками.

Портрет дамы, традиционно отождествляемой с Елизаветой Валуа (годы жизни: 1545-1568).
Портрет дамы, традиционно отождествляемой с Елизаветой Валуа (годы жизни: 1545-1568).

Особенно популярны сеточки были в Италии.

Они часто встречаются на портретах флорентийского художника Алессандро Аллори. Причём, эти сеточки обычно не из нитей, а из мелкого жемчуга.

Алессандро Аллори. Изабелла Медичи, 1560-е годы.
Алессандро Аллори. Изабелла Медичи, 1560-е годы.
Аллори или Бронзино. Изабелла Медичи, 1565 год.
Аллори или Бронзино. Изабелла Медичи, 1565 год.

Новый головной убор, появившийся во Флоренции в те годы:

Алессандро Аллори. Портрет флорентийской дворянки, 1560-е.
Алессандро Аллори. Портрет флорентийской дворянки, 1560-е.
Алессандро Аллори. Портрет флорентийской дворянки, 1560-е. Другой вариант картины.
Алессандро Аллори. Портрет флорентийской дворянки, 1560-е. Другой вариант картины.

На портрете ниже – такой же головной убор с сеточкой из жемчуга, только пышнее украшен:

Алессандро Аллори. Портрет Элеоноры Медичи.
Алессандро Аллори. Портрет Элеоноры Медичи.

Волосы уложены низко и забраны в сеточку.

Такая причёска мне попалась только на одном портрете:

Джованни Амброджо де Предис. Портрет Марии Сфорца.
Джованни Амброджо де Предис. Портрет Марии Сфорца.

Дама ниже одета по испанской моде. Но это – польская принцесса София Ягеллон, в замужестве – герцогиня Брауншвейг-Люнебургская.(1522 – 1575).

  • Испанская мода влияла на другие европейские страны, даже те, что находились далеко от Испании.

Головной убор здесь интересный. Сеточка (или «сеточка-шапочка») как будто бы сделана из нитей и крохотных золотых цветков.

Портрет Софьи Ягеллон в испанском костюме, середина 16 века.
Портрет Софьи Ягеллон в испанском костюме, середина 16 века.

Ещё один портрет дамы из династии Ягеллонов. Вероятно, он написан чуть позже, в 1560-е (судя по модели платья).

Здесь причёска такая же, но в ней больше драгоценных камней.

Портрет дамы из династии Ягеллонов.
Портрет дамы из династии Ягеллонов.

Портрет ниже я нашла с такой подписью: «Дама, предположительно Филиппина Вельзер, вероятно, работы Корнеля де Лиона, 1545-1550 годы».

У меня есть сомнения насчёт даты создания портрета (думаю, он был написан позднее) и даже насчёт художника.

Но не в этом суть, а в том, что здесь интересная причёска. Небольшой берет надет на волосы, уложенные в сеточку (или лучше сказать – головной убор «снуд»)

Прозрачная вставка, закрывающая декольте, и «снуд» сделаны из одной…

Как назвать? Из ткани? Я не знаю:) Возможно, это тонкая, но жёсткая ткань, покрытая замысловатой сеткой из золотистых нитей.

Портрет дамы в берете, одетой по испанской моде, середина 16 века.
Портрет дамы в берете, одетой по испанской моде, середина 16 века.

Анна Австрийская, королева Испании (1549 – 1580).

Судя по размеру воротника, портрет написан в 1570-е. На голове дамы – шапочка с узором в сеточку, украшенная спереди диадемой.

Очень мило, по-моему. И напоминает итальянскую моду столетней давности.

Анна Австрийская, королева Испании, 1570-е.
Анна Австрийская, королева Испании, 1570-е.

В нашем сериале «Графиня де Монсоро» тоже есть причёски с разными прелестными сеточками.

Костюмы двух прекрасных Диан. Сериалы «Графиня де Монсоро».

Кадр из сериала «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Причёска Дианы с небольшой сеточкой.
Кадр из сериала «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Причёска Дианы с небольшой сеточкой.

Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?

Костюмы из сериала «Борджиа» как мощный источник вдохновения.

«Куда подевалось бальцо?»… Изменения итальянской моды 16 века.