Найти в Дзене

Японский чайный дисбаланс

В японских новостях вычитал о том, что экспорт японского чая за первые десять месяцев этого года составил 10084 тонны. Если динамика сохранится, то в этом году японский чайный экспорт может побить рекорд 1954 года, когда Япония экспортировала 11553 тонны чая. Потом японский чайный экспорт пошел на спад, говорят, из-за роста популярности китайского чая. Ну а теперь вот снова растет. Основным покупателем японского чая являются США — туда уходит примерно треть всего японского экспорта. Крупными импортерами японского чая являются также Тайвань, Германия и Таиланд. Ну а вообще в 2024 году — за 2025 год статистики пока нет — Япония произвела около 74000 тонн традиционного чая. И это на 10 с лишним процентов меньше, чем десятилетие назад. Тут бы, наверное, можно было бы в очередной раз рассказать о снижении спроса на сенчу на внутреннем рынке и постепенном уходе из индустрии и жизни традиционных японских чайных фермеров. Но я хочу обратить ваше внимание совсем на другое. Смотрите. Индонезия

В японских новостях вычитал о том, что экспорт японского чая за первые десять месяцев этого года составил 10084 тонны. Если динамика сохранится, то в этом году японский чайный экспорт может побить рекорд 1954 года, когда Япония экспортировала 11553 тонны чая. Потом японский чайный экспорт пошел на спад, говорят, из-за роста популярности китайского чая. Ну а теперь вот снова растет.

Основным покупателем японского чая являются США — туда уходит примерно треть всего японского экспорта. Крупными импортерами японского чая являются также Тайвань, Германия и Таиланд.

Ну а вообще в 2024 году — за 2025 год статистики пока нет — Япония произвела около 74000 тонн традиционного чая. И это на 10 с лишним процентов меньше, чем десятилетие назад. Тут бы, наверное, можно было бы в очередной раз рассказать о снижении спроса на сенчу на внутреннем рынке и постепенном уходе из индустрии и жизни традиционных японских чайных фермеров. Но я хочу обратить ваше внимание совсем на другое.

Смотрите. Индонезия производит в год примерно 120 тысяч тонн чая. Аргентина — примерно 80 тысяч тонн. Вьетнам — примерно 180. Заметно больше, чем Япония. Однако по уровню околочайного информационного шума ни одна из этих стран не сравнится с Японией. А об аргентинском чае многие потребители этого напитка и вовсе не слышали. В отличие от чая японского.

Китай, Кения, Индия, Турция и Шри-Ланка производят чая не просто больше, а в разы больше, чем Япония. Несопоставимо больше. А теперь прикиньте, о каком чае вы слышите чаще, об индийском или японском? О кенийском или японском? А если вы живете в США, то я бы рискнул сравнить и вовсе не сравнимое — присутствие в информационном пространстве чая японского и китайского.

Как-то меня занесло в Лас-Вегас, на World Tea Expo. Так вот, если ничего не знать о чайном рынке и оценивать его только по экспонентам, то можно было предположить, что чай в мире есть японский, корейский, тайваньский, кенийский, индийский, цейлонский — и что-то еще невнятное и малопонятное из Китая. Круглой формы и в потертых бумажках. И это при том, что Китай производит почти в пятьдесят раз больше чая, чем Япония. Да, я понимаю, что в США свои закидоны в торговле и с Японией, и с Китаем — но тем не менее. Да и за пределами США Китай едва ли упоминается в чайном контексте в пятьдесят раз чаще Японии — пропорционально количеству произведенного чая.

Японский чай — это ничтожная капля в мировом чайном рынке. Чуть больше одного процента всего мирового производства чая. Однако в мировой чайной культуре Япония занимает место совершенно не соответствующее ее доле в мировом чайном рынке.

Тенча (тэнтя, tencha). Фотография Ольги Никандровой.
Тенча (тэнтя, tencha). Фотография Ольги Никандровой.

Такой рыночно-культурный дисбаланс, конечно, не уникален ни для чая, ни для Японии. И у этого дисбаланса есть только одна причина. Называется она «длительный, комплексный и последовательный маркетинг». Причем не столько японского чая, сколько японской культуры и Японии в целом.

На мой взгляд, именно этот длительный, комплексный и последовательный маркетинг является самой интересной частью японской чайной культуры. Разбирать его подробно я сейчас не готов. Поэтому замечу только, что все хорошо знакомые нам японские чайные феномены отлично в этот маркетинг ложатся. Сенсорная и информационная простота японского чая (в первом приближении, конечно). Японские чайные церемонии и их интегрированность в парадную японскую культуру и парадные же этические концепты. «Книга чая» Окакуры Какудзо. И даже наблюдаемое сейчас и совершенно объективное падение объемов производства японского чая — все это помогает ему сохранять тот исключительно положительный для Японии дисбаланс между заметностью японского чая на мировом чайном рынке и заметностью японского чая в мировой чайной культуре.