Часть 38
Утро следующего дня нас «порадовало» дождем. Не слишком сильным, но каким-то моросяще-осенним. Под дождь мы во время наших поездок попадали редко, но всегда были к нему готовы, поэтому решили не сидеть в гостинице, а отправляться на дальнейший осмотр московских достопримечательностей, тем более что наши планы на сегодня вполне гармонировали с унылой погодой – мы решили отправиться в Новодевичий монастырь и посетить находящееся там же Новодевичье кладбище.
Да, я кладбища не люблю, но это рассматриваю скорее как музей, а не место упокоения.
Новодевичий монастырь мы не смогли посетить в наш прошлый визит в Москву из-за проходящей в нем реставрации. Хотя и в этот раз мы смогли только по территории погулять, а с посещением церквей не сложилось. Дело в том, что Смоленский собор возводили как летний храм, т.е. отопление в нем не предусмотрено, поэтому посетить его можно с начала июня до середины сентября, а в зимнее время его закрывают, чтобы перепады температур не повредили древние фрески. Причем эта информация держится в глубокой тайне и на сайте монастыря ее нет, а сюрприз ждет на кассе. Мы были в мае, который и календарно еще весна, и вообще на самом деле было холодно. Я уже упоминала о том, что в 2019 году я в парке Зарядье босиком гуляла, а в этом году куртку снять не хотелось.
Да и вообще у меня создалось впечатление, что по понедельникам (день нашего визита) монастырь приходит в себя после выходных. Ну и ладно.
В маленьком сквере напротив монастыря
находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, изначально построенная практически одновременно с обителью.
А зачем такое излишество? Можно подумать, на территории монастыря церквей недостаточно.
Достаточно. Целых восемь. Но тут всё дело в постановлении IV Вселенского Собора:
Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности.
А совершение церковных обрядов для мирян означало бы прямое нарушение этого постановления. Поэтому монастырь «для своих», а для ближайшего прихода – отдельная церковь.
Сначала Предтеченкая церковь была деревянной, затем ее перестроили в камне, а в 1722 году была построена отдельно стоящая колокольня.
К сожалению, нашествие наполеоновский войск эта церковь не пережила, а новая была построена в отдалении от монастыря. Но и там она не прижилась, только захватчики уже были не при чем. В 1930 году церковь закрыли, а еще через несколько лет попросту разрушили и построили на ее месте дом, перед которым установили скульптуру «Миру-Мир».
Ту самую, с которой девушка-Европа пропала в неизвестном направлении. Но я про это уже говорила.
В 2012 году было принято решение восстановить церковь, причем на старом месте.
Мы направляемся ко входу в Новодевичий монастырь,
который проходит под храмом Спаса Преображения (или Преображенской надвратной церковью) конца XVII века.
По соседству расположены двухэтажные жилые палаты, названные в честь Евдокии Лопухиной, первой супруги Петра I, которая провела в монастыре последние годы жизни.
Кстати, все здания из красного кирпича и с краснокирпичными элементами возведены во времена правления царевны Софьи, для которой монастырь был любимым детищем, а впоследствии стал тюрьмой. После нее на территории монастыря не возведено ни одной новой церкви.
Основан Новодевичий монастырь был в 1524 году по указанию великого князя Василия III в память о присоединении Смоленска, долгое время находившегося под властью Литовского княжества.
Так что в прошлом году монастырю сравнялось 500 лет.
По легенде великий князь выделил на строительство обители 230 килограммов серебра.
Поскольку монастырь был построен в районе Девичьего поля, то с названием определились быстро. Только добавили приставку «Ново-» в связи с тем, что Стародевичий Вознесенский монастырь уже существовал.
Девичье поле, в свою очередь, получило свое название из-за того, что вроде бы именно здесь собирали девушек, которые впоследствии отправлялись в Золотую Орду в качестве дани.
Древнейшей каменной постройкой комплекса стал соборный храм Смоленской иконы Божией Матери, посвященный иконе Одигитрия, список которой подарили монастырю в 1525 году.
При Иване Грозном (сыне Василия III), монастырь пользовался особым расположением и льготами. В обители возвели из камня Амвросиевскую церковь, трапезную и палаты царицы Ирины Годуновой.
В XVI веке монастырь пострадал от нашествия крымских татар, а в конце XVI века в соборном храме был помазан на правление Борис Годунов.
При Годунове главный храм обновили и возвели новые каменные постройки.
Защитные деревянные стены заменили мощными каменными высотой 11 метров, толщиной 3 и протяженностью около километра.
В комплекс входит 12 башен.
Правда, ажурные завершения башни получили только в конце XVII века.
В Новодевичьем монастыре наряду с простыми монахинями принимали постриг и представительницы самых знатных фамилий России (Лопухиных, Милославских, Шереметевых, Мещерских и других). Кто добровольно, а кто и насильно. Аристократических жительниц окружал комфорт: плиточные полы и изразцовые печи, а кроме того их могли часто навещать родственницы, которые приезжали с прислугой и поварами.
Самой известной узницей монастыря стала царевна Софья.
Она была дочерью царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской. Получив прекрасное для своего времени образование, она знала латынь и польский язык, сочиняла стихи, изучала историю.
Принимать участие в государственных делах Софья стала при своем родном брате Фёдоре, а после стрелецкого бунта была провозглашена регентшей при несовершеннолетних братьях-государях Петре и Иване. Всего через 4 года ее стали именовать самодержицей, в основном потому, что ее правление явно пошло на пользу государству: при ней развились промышленность и торговля, а также укрепились международные связи.
Но когда власть захватила боярская партия, поддерживающая царя Петра, Софью обвинили в измене и заточили в Новодевичий монастырь.
Резиденцией принцессы стала Надпрудная башня и бывшие караульни при ней.
Ранее в них размещались охранявшие монастырь стрельцы.
Деятельная натура Софьи противилась подобному положению, но стрелецкий бунт, который она возглавила с целью захвата власти, был подавлен. Софья была пострижена в монахини с именем Сусанна, а поддержавшие ее стрельцы казнены.
Скончалась она в возрасте 46 лет и похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.