Часть 39
Армия Наполеона использовала Новодевичий монастырь как склад продовольствия, а перед уходом из Москвы Наполеон приказал сжечь обитель, но отважная монахиня-казначея Сарра сумела спасти монастырь, потушив фитили бочек с порохом.
Очевидно, только она в силу своей должности, понимала, во что обойдется восстановление монастыря, и это придало ей сил совершить подвиг. 😁 В память о подвиге казначею Сарру похоронили у стен собора, однако в советский период могила была утрачена.
После революции Новодевичий монастырь закрыли, однако в годы Великой Отечественной войны в Успенском
и Преображенском храмах разрешили проводить богослужения.
Сейчас Новодевичий монастырь входит в ТОП-100 чудес России, а с 2004 года ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырские постройки прекрасно сохранились до наших дней, и за изящную архитектуру в стиле московского барокко и планировку по крепостному типу Новодевичий монастырь иногда называют «Кремлём в миниатюре».
Как я уже упоминала, исторический архитектурный ансамбль монастыря был создан при царевне Софье. Именно при ней были построены две надвратные церкви, а также колокольня и трапезная, образовавшие две оси, центром пересечения которых стал Смоленский собор.
Преображенскую надвратную церковь мы уже видели. А над южными воротами, которые выходят на Новодевичье кладбище и сейчас закрыты, находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковь выглядит внушительнее, чем Преображенская, и это не удивительно – изначально именно эти ворота считались главными в обители, поскольку вели к дороге на Смоленск.
Во вторую «ось» входит храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, который называют украшением монастырского комплекса.
Колокольня монастыря (противоположный конец второй «оси») состоит из пяти уменьшающихся восьмериков, украшенных резьбой и орнаментами.
Постройку венчает восьмигранный барабан с золотой луковкой купола.
Высота колокольни 72 метра и это самое высокое здание обители, гармонично сочетающееся с другими строениями комплекса.
По всей территории монастыря находятся захоронения.
Во-первых, вокруг церквей очень часто находятся кладбища, а во-вторых у богатых людей на территории Новодевичьего были семейные участки.
Это усыпальница семьи Прохоровых – владельцев Трехгорной мануфактуры (старейшего текстильного предприятия Москвы) и известных меценатов.
Дело в том, что после издания указа 1771 года, запрещавшего хоронить покойников в городах, на территории монастырей, особенно близких к черте города, стали формироваться дворянские некрополи.
К началу XX века свободного места для новых захоронений практически не осталось.
После революции кладбище, конечно, не ликвидировали под ноль, но количество надгробий сильно сократили (из 2000 уцелело порядка сотни), так что кто где покоится под зеленым газоном или утрамбованной дорожкой, узнать уже невозможно. Утраченными оказались могилы военного министра Д.А. Милютина, генералов С.С. Апраксина и А.Ф. Багговута, мецената И.С. Мальцова и многих других.
Уцелевшие «бесхозные» надгробия находятся рядом с мавзолеем Волконских.
Захоронению Дениса Давыдова у стен Смоленского собора повезло гораздо больше.
Он даже от советской власти бюст получил в знак уважения.
Могилы его потомков тоже не тронули.
Вообще на территории монастыря было много захоронений ветеранов войны 1812 года.
Очень монументально выглядит захоронение Василия Ивановича Тимофеева, генерала от инфантерии, героя Бородинского сражения, и не только.
Кстати, именно В.И. Тимофеев подавлял Севастопольское восстание против карантинных мер во время чумы. Его дивизию перебросили к городу после убийства военного губернатора города Н.А. Столыпина.
Историку Сергею Михайловичу Соловьеву тоже повезло.
Одно из последних захоронений в монастыре – могила генерала Брусилова.
Помните Брусиловский прорыв? Молодцы. Я только название и помню, ну и еще то, что это в Первую мировую войну было. Погуглить можно, но я с военной историей вообще дружу слабо.
У фасада храма Успения Пресвятой Богородицы расположено единственное современное захоронение.
Именно стараниями игуменьи Серафимы монастырь стал возрождаться в 1994 году.
Выйдя из монастыря, мы спустились к Новодевичьему пруду.
Дождь почти прекратился, но верхние этажи Москва-сити скрыты низкими облаками.
По берегам пруда чего-то ждут нахохленные уточки.
Может, они хотят, чтобы их покормили? Но у нас с собой ничего нет, да и нельзя кормить птиц всякими булками.
Прогулявшись вокруг пруда,
мы направились на Новодевичье кладбище.
Продолжение следует...