Часть 37
Напротив Трапезной находится Духовская церковь (полное название - церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов).
Это вторая каменная церковь монастыря, возведенная в 1476 – 1477 годы.
В советские годы Свято-Духовский храм был закрыт и разорен, а в 1996 году в заброшенном храме случился пожар, который повредил деревянные конструкции, и в итоге храм был разобран.
В 2005 году начался процесс возрождения храма
и восстановления памяти о бывшем здесь городском кладбище, на котором сейчас можно увидеть как старинные могилы и надгробия, так и современные захоронения.
Самым известным захоронением является могила генералиссимуса А.С. Шеина.
А кто он вообще такой?
Алексей Шеин был последним представителем древнего боярского рода, сыном стольника Семёна Ивановича Шеина. Его прадед, Михаил Борисович, Шеин командовал русскими войсками во время Смоленской войны и был казнён за измену.
А.С. Шеин нёс шапку Мономаха на коронации Петра I и Ивана V в 1682 году, был воеводой в различных городах, включая Курск и Тобольск, и возглавлял Новгородский разрядный полк во время Крымских походов 1687 и 1689 годов.
В 1695 – 1696 годах он был первым воеводой Большого полка во время Азовских походов и получил награды за взятие Азова.
Алексей Шеин участвовал в подавлении стрелецкого бунта и присутствовал при казни Степана Разина на Болотной площади.
Кроме того Шеин организовал первую навигационную школу в России и руководил строительством морской гавани в Таганроге в 1697 году.
В общем, без дела не скучал. Очень активный мужик был.
Похоронен, как вы заметили, в Троице-Сергиевой Лавре.
В советские годы его могила была утрачена, но ее местонахождение было точно известно, а кроме того сохранились описания и фотографии, поэтому в 2016 году во время археологических раскопок могилу удалось обнаружить, а памятник восстановить.
На четырёх гранях обелиска выгравированы надписи: «Светильник истины», «Светильник любви», «Светильник веры» и «Светильник добродетели».
По поводу последнего «светильника» вспомнился анекдот:
Идет поручик Ржевский по кладбищу и видит надпись на могиле: «Здесь покоится верный муж и доблестный гусар». Почесал в затылке и говорит:
- Ну надо же, какая жадная женщина – мужа и любовника в одной могиле похоронила.
Извините, не удержалась.
У лестницы, ведущей ко входу в Трапезную стоит Троицкий собор, в котором находятся мощи преподобного Сергия Радонежского.
Как вы понимаете, в данном случае тоже я обошлась без фото.
Собор построили в 1422 – 1423 годах при содействии князя Юрия Звенигородского (Галицкого) – сына Дмитрия Донского и крестника Сергия Радонежского.
А широкую известность собор получил после того как в начале XV века его иконостас и фрески выполнили мастера под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного.
Именно здесь находилась знаменитая икона Рублева «Троица» до тех пор, пока ее в 1929 году не переместили в Третьяковскую галерею, а в соборе осталась копия. Однако в 2024 году икону вновь вернули в Троицкий собор, хотя там всё не просто.
Вплотную к собору находится церковь Никона Радонежского, а на том месте, где по легенде находилась келья игумена Сергия, к церкви пристроена Серапионова палата, названная по имени архиепископа Новгородского Серапиона, над гробом которого она сооружена.
Кроме того, здесь находятся надгробия над могилами митрополита Московского Иоасафа и архимандрита Дионисия.
За собором видна Келарская башня – единственная из всех башен обители, которая не выдвинута наружу, а выступает внутрь монастыря.
А из-за казначейского келейного корпуса выглядывает часть церкви Зосимы и Савватия Соловецких.
Но это всё второстепенные детали.
Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает пятиярусная колокольня, которая видна за несколько километров до подъезда к монастырю.
По крайней мере, из окна маршрутки, которая нас сюда привезла, я эту колокольню прекрасно видела. Сфотографировать не получилось, конечно же…
Возводили колокольню почти 30 лет – с 1741 по 1770 год.
Её высота составила 88 метров и на момент постройки она была самой высокой в России – на 7 метров выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Самый древний колокол на колокольне 1421 года, но многие колокола были переплавлены в советское время и восстановлены уже в начале этого века, в том числе и большой действующий «Царь-колокол» православного мира весом 72 тонны.
Перед колокольней в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск «Государственные и ратные дела монастыря», сложенный из дикого камня,
на котором выбиты тексты, перечисляющие заслуги Лавры перед Отечеством в «несчастливые для России времена»: татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей, когда Лавра «к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала».
На южной стороне рассказывается, как Сергий Радонежский поддерживал борьбу Дмитрия Донского за свержение татарского ига.
На восточной и северной сторонах говорится о роли Троицкого монастыря в Смутное время.
На западной стороне напоминание о том, что Петр I дважды находил убежище в монастырских стенах.
Рядом с колокольней находится Успенский собор, заложенный по указу Ивана Грозного в 1559 году.
Правда, закончили строительство уже после смерти царя в 1585 году.
Собор является копией одноименного храма в Московском Кремле.
Ну, будем считать, что очень похож, конечно же.
В соборе хранится одна из главных святынь монастыря – гроб Сергия Радонежского, а еще здесь находится усыпальница Годуновых.
Рядом с храмом в часовне красного цвета находится Успенский колодец,
пользующийся большой популярностью среди паломников и туристов. Такой большой, что мы не стали даже пытаться штурмовать это небольшое помещение.
Всё равно я понятия не имею, что потом с этой водой делать.
Кстати, этот источник никогда не отождествляли с легендарным родником Сергия (Гремячий ключ), у него своя история имеется.
Когда в XVII веке монахи проводили ремонт юго-западного угла Успенского собора, во рву, вырытом для фундамента, внезапно появилась ключевая вода. Один монах этой водой исцелился от слепоты, а монастырский слуга, который не поверил в целебную силу источника, внезапно умер. История умалчивает, от воды ли, или от чего другого.
Поскольку чудеса у источника стали происходить более-менее регулярно, над ним построили Надкладезную часовню, украшенную резными колоннами.
Напротив часовни в конце XIX века установлена сень с чугунной чашей и крестом, из которой летом также можно брать воду.
И там тоже желающих было, как мне кажется, больше чем воды.
На этом мы решили, что на сегодня нам с лихвой хватит впечатлений, и отправились уже знакомой дорогой на вокзал, чтобы возвращаться в Москву.
Единственная проблема была в том, что обратные билеты я брала еще в Москве, поэтому они были от станции Абрамцево. Теоретически это не должно было нам помешать сесть в электричку и тихонько проехать зайцами минут 15, но я же человек честный в финансовых вопросах. Причем в некоторых случаях эта честность граничит с умственной отсталостью. Так, собственно, было и в тот раз.
Пока я покупала билеты до станции Абрамцево, а потом мы еще и в небольшой очереди на досмотр постояли, до отхода ближайшей электрички осталось примерно минуты две. Со второй платформы. И мы снова, как и в парке «Патриот», побежали. Причем в этот раз то, что я добежала, ничего не значило – это водителя автобуса я могла бы уговорить подождать еще несколько секунд, а с электричкой такое не прокатит. Но мама не подвела, и мы с ней вместе заскочили в вагон перед самым закрытием дверей. Можно было устраиваться поудобнее – мы возвращались в Москву.