Найти в Дзене

Десять ключевых произведений эстетизма

В середине XIX века провокационное и чувственное эстетическое движение (Aesthetic Movement) бросило вызов чопорным, подавляющим и консервативным викторианским традициям Британии, грозя их разрушить. Будучи больше, чем просто направление в изящных искусствах, эстетизм проник во все сферы жизни — от музыки и литературы до дизайна интерьеров и моды. В основе эстетизма лежало стремление создавать
Оглавление

В середине XIX века провокационное и чувственное эстетическое движение (Aesthetic Movement) бросило вызов чопорным, подавляющим и консервативным викторианским традициям Британии, грозя их разрушить. Будучи больше, чем просто направление в изящных искусствах, эстетизм проник во все сферы жизни — от музыки и литературы до дизайна интерьеров и моды. В основе эстетизма лежало стремление создавать «искусство ради искусства», возвеличивать вкус, поиск красоты и самовыражение над моральными предписаниями и ограничивающими условностями. Свобода творческого выражения и чувственность, которые проповедовал эстетизм, воодушевляли его приверженцев, но также сделали их объектом насмешек со стороны консервативных викторианцев. Тем не менее, отвергнув традиционные дидактические обязательства искусства и сфокусировавшись на самовыражении, эстетическое движение помогло подготовить почву для мирового модернистского искусства XX века.

Эдвард Берн-Джонс: Надежда, 1896 Музей изящных искусств Бостона
Эдвард Берн-Джонс: Надежда, 1896 Музей изящных искусств Бостона

Ключевые идеи и достижения эстетизма

1. Бунтуя против викторианской вещественности и современного им индустриализма (особенно против того, что они критиковали как обеднённый и повторяющийся дизайн потребительских товаров, созданных дёшево «бездушными» машинами), художники-эстеты делали ставку на высокое качество ремесленного исполнения в создании любого предмета искусства. Некоторые даже возрождали доиндустриальные техники.

Декоративное блюдо "Антилопа" Глазурованная керамика. Художник: Уильям де Морган
Декоративное блюдо "Антилопа" Глазурованная керамика. Художник: Уильям де Морган

Альберт Мур: В разгар лета, 1887
Альберт Мур: В разгар лета, 1887

2. Эстеты провозглашали лозунг «искусство ради искусства», отделяя искусство от его традиционной обязанности нести моральное или социально-политическое послание. Вместо этого они сосредоточились на исследовании цвета, формы и композиции в погоне за красотой.

Фредерик Лейтон: Пылающий июнь. 1895 Холст, масло. 120 × 120 смМузей искусств, Понсе
Фредерик Лейтон: Пылающий июнь. 1895 Холст, масло. 120 × 120 смМузей искусств, Понсе

3. В отличие от викторианского пристрастия к вычурному декору, плавным формам и обилию деталей, искусство эстетов характеризуется приглушёнными цветами, геометрическими узорами и упрощёнными линейными формами. Источниками вдохновения для движения служили картины прерафаэлитов с изображением огненно-рыжих красавиц, средневековые геометрические орнаменты, а также японские мотивы и эстетика.

Данте Габриэль Россетти: Видение Фьямметты. 1878 Холст, масло. 140 × 91 см. Коллекция Эндрю Ллойда Уэббера. На картине изображена Фьямметта — возлюбленная и муза Джованни Боккаччо (до сих пор не доказано, была ли Фьямметта вымышленным персонажем или реально существовавшим человеком). Натурщицей для картины стала Мария Спартали Стиллман.
Данте Габриэль Россетти: Видение Фьямметты. 1878 Холст, масло. 140 × 91 см. Коллекция Эндрю Ллойда Уэббера. На картине изображена Фьямметта — возлюбленная и муза Джованни Боккаччо (до сих пор не доказано, была ли Фьямметта вымышленным персонажем или реально существовавшим человеком). Натурщицей для картины стала Мария Спартали Стиллман.

4. Движение эстетов утверждало, что искусство не должно ограничиваться живописью, скульптурой и архитектурой, а должно быть частью повседневной жизни. С этой целью эстетизм охватывал не только «высокие» искусства, но и керамику, изделия из металла, моду, мебельное производство и дизайн интерьеров.

Ключевые работы и художники эстетизма

1. Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост Баттерси, 1872-75

Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост Баттерси, 1872-75 Холст, масло. Собрание Галереи Тейт, Великобритания. Художник: Джеймс Уистлер
Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост Баттерси, 1872-75 Холст, масло. Собрание Галереи Тейт, Великобритания. Художник: Джеймс Уистлер

На этой картине изображён ночной вид на деревянный мост Баттерси на Темзе в Лондоне (позже заменённый современным). Вид написан в сумерках, с туманом над рекой, смутными огнями зданий вдалеке и фейерверком в небе. 

Не стремясь к правдоподобному изображению, Уистлер сосредоточился на том, чтобы вызвать у зрителя эмоциональный отклик с помощью успокаивающей палитры, мягкого мазка и гармонии форм. Эффект получился безмятежным и романтичным, скрывающим шумную реальность городской жизни.

Будучи давним поклонником японского художника укиё-э Кацусики Хокусая, Уистлер построил композицию моста, похожую на гравюр Хокусая «Под мостом Маннэн в Фукугаве». Именно через такие образы Уистлер познакомил британских последователей эстетизма с характерными чертами японской эстетики: силуэтными формами, воздушными мазками и плоскостными композициями.

Название «ноктюрн» отсылает к музыкальной пьесе, вдохновлённой ночью. Уистлер видел глубокую связь между живописью в эстетическом стиле и музыкой, называя свои картины в честь музыкальных форм, чтобы подчеркнуть их «тональное» сходство (сравнивая ноты с красками) и сместить акцент на их визуальную природу, а не на повествовательное содержание. Он утверждал, что «Искусство должно быть независимо от всякой дешёвки... должно стоять особняком и обращаться к художественному чувству глаза или уха, не смешивая его с эмоциями, совершенно ему чуждыми...».

2. La Ghirlandata («Увенчанная гирляндой»), 1873

La Ghirlandata («Увенчанная гирляндой»), 1873 Холст, масло. Галерея Гилдхолл, Лондон. Художник: Данте Габриэль Россетти
La Ghirlandata («Увенчанная гирляндой»), 1873 Холст, масло. Галерея Гилдхолл, Лондон. Художник: Данте Габриэль Россетти

Эту работу обычно понимают как «воплощение любви и красоты». В отличие от более ранних прерафаэлитских картин Россетти, здесь видно смягчение линий, характерное для так называемой «чувственной» фазы художника, более близкой эстетизму. Композиция сбалансирована и почти симметрична.

Женщина нежно перебирает струны арфы, её фигура скрыта струящимися драпировками и цветочными гирляндами. Её нежные черты лица повторяются в ликах двух ангелов. Цветовая палитра яркая и гармоничная: зелёное платье сливается с листвой, отчего тёплые телесные тона и огненные пряди волн кажутся ещё ярче.

Моделью стала Алекса Уайлдинг, которую Россетти писал многократно. Её большие выразительные глаза, губы и пышные рыжие волосы указывают на присущую работе чувственность. Этот образ резко контрастировал с миниатюрными чертами, традиционно считавшимися эталоном красоты в викторианскую эпоху.

Данте Габриэль Россетти: Морские чары. 1877 Холст, масло. 111,5 × 93 см Художественный музей Фогга, Кембридж. Натурщицей для картины, где изображена сирена стала Алекса Уайлдинг. Сирена одета в венец из цветов и играет на арфе; её мечтательный вид и осанка предполагают, что она тоже была заколдована музыкой и ароматом окружающих цветов.
Данте Габриэль Россетти: Морские чары. 1877 Холст, масло. 111,5 × 93 см Художественный музей Фогга, Кембридж. Натурщицей для картины, где изображена сирена стала Алекса Уайлдинг. Сирена одета в венец из цветов и играет на арфе; её мечтательный вид и осанка предполагают, что она тоже была заколдована музыкой и ароматом окружающих цветов.

Россетти воспел роскошные каштаново-рыжие волосы своей модели — черту, ассоциировавшуюся в викторианской Англии с распущенностью, — как прекрасную и соблазнительную. Рыжеволосые красавицы Россетти стали важным мотивом эстетизма, появляясь в картинах, а позже и на улицах Лондона, где в моду вошло окрашивание волос хной.

3. Гармония в синем и золотом: Павлинья комната, 1876-77

Гармония в синем и золотом: Павлинья комната, 1876-77 Масло, сусальное золото на холсте, коже и дереве. Галерея Фрира, Вашингтон. Художник: Джеймс Уистлер
Гармония в синем и золотом: Павлинья комната, 1876-77 Масло, сусальное золото на холсте, коже и дереве. Галерея Фрира, Вашингтон. Художник: Джеймс Уистлер

Судовладелец Фредерик Лейланд пригласил архитектора Томаса Джекила спроектировать столовую для его лондонского дома, которая должна была дополнить картину Уистлера «Принцесса из страны фарфора» и выгодно представить коллекцию сине-белого фарфора хозяина.

Джеймс Уистлер: Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора. 1863, холст, масло. 201,5 × 116,1 см. Художественная галерея Фрира, Вашингтон
Джеймс Уистлер: Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора. 1863, холст, масло. 201,5 × 116,1 см. Художественная галерея Фрира, Вашингтон

Из-за болезни Джекил не смог закончить работу, и его сменил Уистлер, которому поручили внести завершающие штрихи. Однако Уистлер воспринял это как carte blanche и полностью переделал пространство на свой вкус. Он покрыл стены бирюзово-синими и золотыми росписями, расписал потолок золотом и украсил его узором из синих павлиньих перьев (типичный мотив эстетизма). Позже Уистлер объяснял:

«Я просто писал. Я продолжал — без эскиза или наброска — она росла по мере того, как я писал. И в конце я достиг [...] точки совершенства».

Готовая комната, по его словам, воплощала «гармонию в синего и золотого».

Однако Лейланд, обнаружив самоуправство Уистлера, был не впечатлён. Они долго спорили о гонораре. В ярости Уистлер, как гласит история, вернулся в комнату и нарисовал фреску с двумя дерущимися павлинами-самцами — намёк на ссору художника и заказчика.

Джеймс Уистлер: «Искусство и Деньги, или История комнаты»
Джеймс Уистлер: «Искусство и Деньги, или История комнаты»

Уистлер назвал эту панель «Искусство и Деньги, или История комнаты».

Павлинья комната считается важнейшим примером применения принципов эстетизма в дизайне интерьера для создания вдохновляющей среды. Такие эстетские интерьеры возводили дизайн в ранг изящного искусства. 

4. Чайник, 1879

Чайник, 1879 Серебро, эбеновое дерево. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Художник: Кристофер Дрессер
Чайник, 1879 Серебро, эбеновое дерево. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Художник: Кристофер Дрессер

Это один из многих чайников, созданных Кристофером Дрессером в эстетическом стиле. Его чистые линии и угловатость контрастируют с традиционным викторианским дизайном, который эстеты клеймили как вычурный и переусложненный. Дрессер был одним из первых, кто осознал важность промышленного дизайна для предметов быта и возможность делать его модным и художественным. Его работы по металлу считаются важным предшественником дизайна Баухауса. Музей Виктории и Альберта описывает Дрессера как «промышленного дизайнера до того, как такая профессия была изобретена», человека, который «блестяще адаптировал свои дизайнерские и эстетические решения к свойствам материалов и процессам производства».

Кристофер Дрессер: Кувшин, 1892
Кристофер Дрессер: Кувшин, 1892

Дрессер интересовался японским искусством и дизайном, много путешествуя по Востоку. Простота дизайна чайника, геометрические формы, диагонали и ручка из эбенового дерева свидетельствуют о его увлечении японской эстетикой. Как и Уильям Моррис, Дрессер стремился привнести красоту и качественный практичный дизайн в каждую сферу жизни, говоря:

«Пусть у нас будут предметы полезные, но пусть они будут и красивыми».

Он стал одним из самых влиятельных дизайнеров, которые помогли внедрить эстетизм в дома среднего класса.

5. Золотая лестница, 1880

Золотая лестница, 1880 Холст, масло. Собрание Галереи Тейт, Великобритания. Художник: Эдвард Берн-Джонс
Золотая лестница, 1880 Холст, масло. Собрание Галереи Тейт, Великобритания. Художник: Эдвард Берн-Джонс

Созданная для выставки в Галерее Гросвенор в 1880 году, «Золотая лестница» — картина Берн-Джонса, наиболее полно соответствует идеалам эстетизма. Хотя многие его работы содержат повествование и моральный посыл, здесь он отказывается от этого, создавая композицию, целиком основанную на эстетике. Каждая из женщин, спускающихся по изящному изгибу золотой лестницы, одета в античное платье, все фигуры удлинены, стройны и повторяют форму самого холста. Платья слегка различаются, обеспечивая декоративное разнообразие. Каждая держит музыкальный инструмент, ритмично спускаясь по лестнице, которая визуально отсылает к музыкальной гамме.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Изначально картина называлась «Музыка на лестницах» — несомненная отсылка к известному утверждению Уолтера Патера о том, что «все искусства стремятся к состоянию музыки».

Берн-Джонс был ключевой фигурой, связавшей прерафаэлитизм и эстетизм. Хотя лица и одежды фигур похожи на его более ранние работы и образы Россетти, композиция указывает на ценности эстетизма: у картины нет литературного источника, палитра нежна и гармонична, отсутствует сложный нарратив. Удлинённый формат (около 274 x 122 см) напоминает скорее декоративную стеновую панель, чем традиционное повествовательное полотно.

6. Чтение вслух, 1884

Чтение вслух, 1884 Холст, масло. Художественная галерея Келвингроув, Глазго. Художник: Альберт Мур
Чтение вслух, 1884 Холст, масло. Художественная галерея Келвингроув, Глазго. Художник: Альберт Мур

Картины Альберта Мура часто изображают женщин в моменты досуга, одетых в замысловато драпированные платья в классическом стиле. Здесь две женщины прислонились к экстравагантной софе, внимательно слушая, как третья, полулёжа, читает книгу. Атмосфера — томная и расслабленная, сцена лишена какого-либо импульса повествования, так что эффект плоскостной, линейной композиции — чисто декоративный. Мур часто давал названия картинам уже после их завершения, что подчёркивало его намерение создавать в первую очередь декоративные, а не повествовательные сцены.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Вдохновлённый классическим искусством, Мур не копировал конкретные источники, а заимствовал лишь то, что нужно для создания приятного глазу образа. Его классицизм подчинён эстетизму. Как и его друг Уистлер, Мур сосредоточен на тональной гармонии и эстетическом эффекте, а не на исторической точности. Он виртуозно изображал драпировки, что демонстрирует обилие тканей на этой картине с тонкими цветовыми и текстурными вариациями. Такие классические образы стали его визитной карточкой и помогли утвердить эту тему в эстетическом искусстве.

7. Декоративное блюдо (Charger), 1888

Декоративное блюдо (Charger), 1888 Глазурованная керамика. Бирмингемский музей, Великобритания. Художник: Уильям де Морган
Декоративное блюдо (Charger), 1888 Глазурованная керамика. Бирмингемский музей, Великобритания. Художник: Уильям де Морган

Это большое блюдо украшает изображение павлина в полном оперении. Изгиб распушённого хвоста павлина повторяет округлую форму тарелки. Красочное оперение контрастирует с более сдержанным, но не менее сложным растительным орнаментом, создавая гармоничную и сбалансированную композицию. Павлин-самец был ключевым мотивом эстетизма, символизируя показную, экспрессивную внешность самих эстетов.

В таких работах, как это блюдо, Уильям де Морган возродил средневековую технику люстра (глазури с металлическим отблеском). Он активно экспериментировал с глазурями и обжигом, подняв декоративно-прикладное искусство до уровня высокого. 

8. Купание Психеи, 1889-90

Купание Психеи, 1889-90 Холст, масло. Собрание Галереи Тейт, Великобритания. Художник: Фредерик Лейтон
Купание Психеи, 1889-90 Холст, масло. Собрание Галереи Тейт, Великобритания. Художник: Фредерик Лейтон

Поклонник классического искусства, Лейтон изображает Психею из легенды об Амуре и Психее, повторяя позу древнегреческой скульптуры «Венера Каллипига». Героиня, кажется, раздевается перед купанием, заворожённая своим отражением в воде. Ассоциация Психеи с зеркальным отражением перекликается с акцентом эстетизма на визуальном и культе идеальной красоты.

Лейтон возродил жанр ню в викторианской Англии. Викторианская ханжеская мораль привела к тому, что к 1850 году ню почти исчезла из британского искусства. Её возвращение в работах Лейтона и его единомышленников-эстетов в 1880-х вызвало скандал и горячие споры. Помимо нарушения приличий, критиковали и «восковую», безжизненную плоть его фигур.

Изначально это должна была быть одна из нескольких панелей, заказанных художником Лоуренсом Альма-Тадемой для своего дома. Однако Лейтон, президент Королевской академии, счёл предложенный узкий формат невозможным. В итоге высота панели осталась большой, а ширина увеличилась, но форма всё равно осталась необычно вытянутой для станковой картины. Это указывает на эстетический вкус к использованию живописи как декоративного элемента — стеновой панели, гармонирующей с архитектурой.

Фредерик Лейтон: Кренайя, нимфа Даргла, 1880
Фредерик Лейтон: Кренайя, нимфа Даргла, 1880

9. Дом-музей Лейтона (Leighton House), 1864-95

Дом-музей Лейтона (Leighton House), 1864-95 Лондон, Холланд-Парк-роуд, 12. Архитекторы: Фредерик Лейтон и Джордж Эйтчисон
Дом-музей Лейтона (Leighton House), 1864-95 Лондон, Холланд-Парк-роуд, 12. Архитекторы: Фредерик Лейтон и Джордж Эйтчисон

В 1864 году Лейтон заказал архитектору Джорджу Эйтчисону строительство дома со студией в Челси. Изначально здание было скромным, с элегантным классическим фасадом. Но в течение 30 лет Лейтон достраивал и переделывал его, создав уникальный памятник эстетической архитектуры и дизайна. Задуманный как «частный дворец искусства», дом был наполнен произведениями, подобранными по эстетическому эффекту, без оглядки на их историческую ценность.

Салон
Салон

Потолок арабского зала
Потолок арабского зала

Жемчужина дома — двухэтажный «Арабский зал», вдохновлённый дворцом Ла-Дзиза в Палермо. Он был создан для коллекции изразцов, керамики и ковров, собранных Лейтоном в Турции, Сирии и Египте. Зал украшает купол с сусальным золотом, мозаичный фриз работы Уолтера Крейна, изящные деревянные решётки на окнах и диваны, обитые тканями Уильяма Морриса. Последней, в 1895 году, была пристроена Картинная галерея («Шёлковая комната»), наполненная светом и работами Лейтона и его друзей — Милле, Сарджента и других.

Фредерик Лейтон: Дездемона, 1888 модель -Дороти Дин, Дом-музей Лейтона
Фредерик Лейтон: Дездемона, 1888 модель -Дороти Дин, Дом-музей Лейтона

Интересный контраст роскоши — единственная спальня в доме с простой железной кроватью Лейтона. Это, возможно, указывает на тот факт, что для многих людей чувственные наслаждения эстетического движения были чисто визуальными и не обязательно воплощались в реальной жизни. 

10. Чайный халат, 1897

Чайный халат, 1897 Брокатель (шёлк и хлопок), подкладка из тафты, передняя панель из атласного шёлка. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Производитель: Liberty of London
Чайный халат, 1897 Брокатель (шёлк и хлопок), подкладка из тафты, передняя панель из атласного шёлка. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Производитель: Liberty of London

Этот халат с пышными рукавами напоминает средневековое платье. Подобная одежда часто фигурировала на картинах Россетти. Этот тип свободной моды и концепция идеальной женской красоты прерафаэлитов были восприняты женщинами в последующие

Эта одежда была разработана и произведена Liberty of London, одним из первых универмагов, который удовлетворил современный вкус модных эстетов.

.Сдержанные коричнево-золотые тона считались «художественными», а свободный силуэт — более здоровой альтернативой тугим корсетам викторианской моды. Популярность такого наряда — свидетельство того, насколько глубоко эстетизм проник в потребительскую сферу.

Эдвард Берн-Джонс: Зачарованный Мерлин. 1872—1877. Холст, масло. Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт, Ливерпуль, Англия.   Бёрн-Джонс обращается к циклу легенд о короле Артуре: Владычица Озера Нимуэй соблазнила Мерлина и обманом заставила выдать секреты его волшебства. Она выучилась магии, после чего использовала свои магические способности, чтобы заманить Мерлина в ловушку и избавиться от него.
Эдвард Берн-Джонс: Зачарованный Мерлин. 1872—1877. Холст, масло. Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт, Ливерпуль, Англия. Бёрн-Джонс обращается к циклу легенд о короле Артуре: Владычица Озера Нимуэй соблазнила Мерлина и обманом заставила выдать секреты его волшебства. Она выучилась магии, после чего использовала свои магические способности, чтобы заманить Мерлина в ловушку и избавиться от него.

Альберт Джозеф Мур: "Серебро". Холст, масло
Альберт Джозеф Мур: "Серебро". Холст, масло

Вдохновлённые чувственными женскими портретами Россетти, идеи эстетизма впервые ярко проявились именно в живописи, а оттуда распространились на другие области. Из всех художников-эстетов живописцы, возможно, лучше всех были подготовлены для реализации цели «искусства ради искусства», так как живопись, в отличие от декоративного искусства или моды, легко отделима от утилитарной функции. Такие художники, как Мур, Уистлер и Лейтон, могли полностью сосредоточиться на создании красивых, приятных глазу композиций. Масляные краски, позволяющие достигать тончайших тональных переходов, идеально подходили для изучения цветовых гармоний.

🫶 Поддержка канала донатом