Найти тему
Русская и мировая живопись

Акцент на красоту в искусстве Фредерика Лейтона

Лорд Фредерик Лейтон был одним из самых влиятельных и виртуозных художников викторианской эпохи, блестящим живописцем тел и пейзажей. Он был титаном британского искусства, приверженцем классического искусства. Проведя свою раннюю жизнь в поездках по Европе, Лейтон приобрел невероятно широкий круг знакомств, охватывающий всю гамму современных художественных школ, от академической исторической живописи до натурализма, романтизма и эстетизма. Его акцент на красоте - особенно красоте мужского тела - предвосхитил упадок "искусства ради искусства".

Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton) Автопортрет. 1880 Галерея Уффици, Флоренция
Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton) Автопортрет. 1880 Галерея Уффици, Флоренция

Фредерик Лейтон родился в семье доктора Фредерика Септимуса и Августы Сьюзен Лейтон в 1830 году в британском приморском городке Скарборо. Его отец был врачом, а дед был главным врачом царской семьи Александра I в Санкт-Петербурге, где он сколотил большое состояние. Карьера Лейтона всегда поддерживалась этим семейным богатством.

Фредерик Лейтон: Супруги, 1882
Фредерик Лейтон: Супруги, 1882

Фредерик Лейтон: Идиллия, 1880
Фредерик Лейтон: Идиллия, 1880

Фредерик Лейтон: Сад Гесперид, 1892
Фредерик Лейтон: Сад Гесперид, 1892

Примерно в возрасте 16 лет Лейтон переехал со своей семьей во Франкфурт, где поступил в Государственный художественный институт, обучаясь у Якоба Беккера, художника, связанного с Дюссельдорфской школой романтической пейзажной живописи. Лейтон быстро прогрессировал как художник и продемонстрировал свою не по годам развитую способность налаживать влиятельные контакты в мире искусства, подружившись с художником-романтиком и скульптором Антоном Вирцем и историческим живописцем Луи Галле. Он расширил свою сеть контактов по возвращении в Лондон на Великую выставку 1851 года, познакомившись с художниками-нарративистами. В 1852 году молодой художник снова переехал, на этот раз в Рим. В полной мере используя культурные и художественные возможности, которые предоставлял город, он подружился с широкой группой художников, работающих в самых разных жанрах, включая Иоганна Фридриха Овербека, Джорджа Хеминга Мейсона и Джованни Косту.

Фредерик Лейтон: Девушка с корзиной фруктов, 1863
Фредерик Лейтон: Девушка с корзиной фруктов, 1863

Фредерик Лейтон: Греческие девушки играют в мяч, 1889
Фредерик Лейтон: Греческие девушки играют в мяч, 1889

Фредерик Лейтон: Мальчик, защищающий ребенка от орла
Фредерик Лейтон: Мальчик, защищающий ребенка от орла

В течение следующих двух лет Лейтон выполнил свою первую крупную работу, очень популярную картину "Знаменитую Мадонну несут в процессии по улицам Флоренции" (1853-55). Выставленная в Королевской академии в Лондоне в 1855 году, она была куплена в первый день выставки королевой Викторией, которая написала в своем дневнике:

"Здесь была очень большая картина человека по имени Лейтон. Это прекрасная картина, очень напоминающая картину Поля Веронезе, такая яркая и полная света. Альберт был очарован ею - настолько, что заставил меня купить ее".
Знаменитую Мадонну Чимабуэ несут в процессии по улицам Флоренции, 1853-55. Холст, масло, 231,8 х 520,7 см                     Фредерик Лейтон                                                         На этой картине Лейтон изображает группу фигур, одетых в стиле раннего флорентийского Ренессанса, марширующих в процессии, высоко неся знаменитую картину флорентийского художника XIII века Чимабуэ "Мадонна с младенцем" 1280-х годов. Фигуры в нижней половине резко очерчены на фоне полосатой стены, типичной для флорентийской архитектуры, в то время как верхняя половина показывает отдаленный пейзаж с листвой и холмами. Слева из окна выглядывают фигуры - две женщины, младенец - на оживленную процессию внизу, в которую входят церковники, музыканты и молодые девушки, усеивающие дорожку цветами.                     Легкость и яркость этой работы - вот что привлекло похвалу современников. Белый цвет облаков и ткани, а также светло-серый цвет стен придают интерьеру первозданное сияние, в то время как преобладание цветов от бледно-желтого до темно-красного добавляет теплоты и ощущения роскоши. Этот эффект усиливается за счет использования теней, которых немного и они очень маленькие, благодаря чему фигуры и их одежда кажутся почти трехмерными в своей сказочной четкости.                                    Больше всего поражают стилизованные позы и кажущаяся взаимная отчужденность фигур, составляющих сцену. Их взгляды не объединены, и вместо этого кажется, что все изображенные люди разделяют моменты близости с одним или двумя другими, не обращая внимания на остальных. Это особенно очевидно в группе слева, чьи тесно вплетенные тела, кажется, лишены того впечатления линейного движения справа налево, которое придает остальной части сцены ощущение энергии.
Знаменитую Мадонну Чимабуэ несут в процессии по улицам Флоренции, 1853-55. Холст, масло, 231,8 х 520,7 см Фредерик Лейтон На этой картине Лейтон изображает группу фигур, одетых в стиле раннего флорентийского Ренессанса, марширующих в процессии, высоко неся знаменитую картину флорентийского художника XIII века Чимабуэ "Мадонна с младенцем" 1280-х годов. Фигуры в нижней половине резко очерчены на фоне полосатой стены, типичной для флорентийской архитектуры, в то время как верхняя половина показывает отдаленный пейзаж с листвой и холмами. Слева из окна выглядывают фигуры - две женщины, младенец - на оживленную процессию внизу, в которую входят церковники, музыканты и молодые девушки, усеивающие дорожку цветами. Легкость и яркость этой работы - вот что привлекло похвалу современников. Белый цвет облаков и ткани, а также светло-серый цвет стен придают интерьеру первозданное сияние, в то время как преобладание цветов от бледно-желтого до темно-красного добавляет теплоты и ощущения роскоши. Этот эффект усиливается за счет использования теней, которых немного и они очень маленькие, благодаря чему фигуры и их одежда кажутся почти трехмерными в своей сказочной четкости. Больше всего поражают стилизованные позы и кажущаяся взаимная отчужденность фигур, составляющих сцену. Их взгляды не объединены, и вместо этого кажется, что все изображенные люди разделяют моменты близости с одним или двумя другими, не обращая внимания на остальных. Это особенно очевидно в группе слева, чьи тесно вплетенные тела, кажется, лишены того впечатления линейного движения справа налево, которое придает остальной части сцены ощущение энергии.

В возрасте 25 лет Фредерик снова переехал, на этот раз в Париж, где познакомился со многими художественными гигантами предыдущего поколения, включая Жана-Огюста-Доминика Энгра, Жана-Франсуа Милле и другими. Хотя его знакомые, как правило, были разнообразны по своей художественной принадлежности - от неоклассицизма Энгра до реализма Милле, - примерно в это время Лейтон начал ощущать новый дух эстетизма, царивший тогда в парижских художественных кругах, которые ставили красоту превыше всего остального. Он все больше ассоциировался с этим движением. Тем временем он продал один из своих портретов итальянской модели Нанны Ризи принцу Уэльскому.

Фредерик Лейтон: Портрет римской дамы (Ла Нанна), 1859 Этот портрет - один из нескольких, созданных Лейтоном для итальянской модели Нанны Ризи. Она изображена одетой в разнообразные струящиеся ткани, на фоне серо-голубых обоев и лепного орнамента. Высокий вырез, развевающиеся ткани, скрывающие силуэт тела, руки обхватывающие тело, резкие черты лица и почти незаметная, слегка презрительная улыбка в сочетании с направленным вниз взглядом создают ощущение властности. Контрасты цвета волос и кожи дополняют использование сфумато в глазах, который одновременно украшает их и окутывает таинственностью. Критик Ричард Дормент отмечает, что "сфумато [...] и ее тонкая улыбка напоминают о Леонардо, в то время как сочные, размытые цвета и роскошные ткани напоминают о Веронезе". Последнее было сравнением, которое сама королева Виктория сделала со ссылкой на стиль Лейтона, описывая свою покупку знаменитой Мадонны Чимабуэ.
Фредерик Лейтон: Портрет римской дамы (Ла Нанна), 1859 Этот портрет - один из нескольких, созданных Лейтоном для итальянской модели Нанны Ризи. Она изображена одетой в разнообразные струящиеся ткани, на фоне серо-голубых обоев и лепного орнамента. Высокий вырез, развевающиеся ткани, скрывающие силуэт тела, руки обхватывающие тело, резкие черты лица и почти незаметная, слегка презрительная улыбка в сочетании с направленным вниз взглядом создают ощущение властности. Контрасты цвета волос и кожи дополняют использование сфумато в глазах, который одновременно украшает их и окутывает таинственностью. Критик Ричард Дормент отмечает, что "сфумато [...] и ее тонкая улыбка напоминают о Леонардо, в то время как сочные, размытые цвета и роскошные ткани напоминают о Веронезе". Последнее было сравнением, которое сама королева Виктория сделала со ссылкой на стиль Лейтона, описывая свою покупку знаменитой Мадонны Чимабуэ.

В 1859 году Лейтон поселился в Лондоне, который оставался его основным местом жительства до конца его жизни. Именно здесь, будучи членом так называемого клуба Хогарта, он познакомился с другими молодыми художниками своего поколения, в том числе с ключевыми членами группы прерафаэлитов, такими как Данте Габриэль Розетти.

К тридцати годам Фредерик Лейтон был одним из самых влиятельных и харизматичных представителей европейского мира искусства.

Фредерик Лейтон: Персей и Андромеда, 1891
Фредерик Лейтон: Персей и Андромеда, 1891

Фредерик Лейтон: Акма и Септимий (по стихотворению Катулла "Счастливая примета")
Фредерик Лейтон: Акма и Септимий (по стихотворению Катулла "Счастливая примета")

Фредерик Лейтон: Плененная Андромаха, 1886
Фредерик Лейтон: Плененная Андромаха, 1886

После 1860 года Лейтон начал сознательно отдавать приоритет форме эстетизма, хотя и с более заметным акцентом на классические, особенно эллинистические, мотивы.

Это не нашло отзывчивой аудитории в его родной Британии. Он подал заявление о приеме в Королевскую академию в 1861 году, но прошло три года, прежде чем его приняли.

Фредерик Лейтон: Блондинка,  1879
Фредерик Лейтон: Блондинка, 1879

Фредерик Лейтон: Лючия, 1880-е
Фредерик Лейтон: Лючия, 1880-е

Фредерик Лейтон: миссис Джеймс Гатри
Фредерик Лейтон: миссис Джеймс Гатри

В конце 1860-х и начале 1870-х Лейтон путешествовал по Египту, Ближнему Востоку и Греции, завоевав репутацию пейзажиста. Свидетельством его художественной многогранности является то, что на протяжении всей своей карьеры он также преуспевал в портретной живописи, хотя никогда не позволял ей доминировать в своей практике, искушению, которому поддавались многие художники из-за больших финансовых выгод от такой работы.

Фредерик Лейтон: Сад гостиницы, Капри, 1859
Фредерик Лейтон: Сад гостиницы, Капри, 1859

Фредерик Лейтон: Дездемона, 1888
Фредерик Лейтон: Дездемона, 1888

Фредерик Лейтон: Икар и Дедал, 1869            Стоя на мраморном выступе, Икар и его отец Дедал почти обнажены, если не считать искусно развевающейся драпировки. Сын протягивает руку, чтобы ухватиться за крылья, закрепленные у него на спине, в то время как отец дает слова совета или предостережения. За постаментом и статуей на заднем плане изображение резко исчезает, открывая пышную бухту, темно-синее море и далекий горный хребет. В греческой мифологии Дедал - отец Икара, изготавливает крылья для себя и своего сына, чтобы избежать их заточения в Кноссе. Несмотря на предупреждение отца, Икар подлетает слишком близко к солнцу, расплавляет свои восковые крылья и разбивается насмерть. Художник изображает высокомерную уверенность Икара, очевидную в его целеустремленном взгляде на горизонт, в то время как беспокойство Дедала проявляется в том, что он крепко стягивает ремни-крылья на его груди. Тот факт, что Икар, кажется, хватается за воздух, а не за свои ручные ремни, может намекать на то, что вот-вот произойдет. На первый план в этом образе, как и во многих других работах Лейтона, выдвигается красота молодого мужского тела. Гибкая мускулатура Икара и волевой профиль лица выделяются на фоне черного материала. Фон вызывает у зрителя чувство головокружения - опасность, которую маскирует яркая красота Икара.
Фредерик Лейтон: Икар и Дедал, 1869 Стоя на мраморном выступе, Икар и его отец Дедал почти обнажены, если не считать искусно развевающейся драпировки. Сын протягивает руку, чтобы ухватиться за крылья, закрепленные у него на спине, в то время как отец дает слова совета или предостережения. За постаментом и статуей на заднем плане изображение резко исчезает, открывая пышную бухту, темно-синее море и далекий горный хребет. В греческой мифологии Дедал - отец Икара, изготавливает крылья для себя и своего сына, чтобы избежать их заточения в Кноссе. Несмотря на предупреждение отца, Икар подлетает слишком близко к солнцу, расплавляет свои восковые крылья и разбивается насмерть. Художник изображает высокомерную уверенность Икара, очевидную в его целеустремленном взгляде на горизонт, в то время как беспокойство Дедала проявляется в том, что он крепко стягивает ремни-крылья на его груди. Тот факт, что Икар, кажется, хватается за воздух, а не за свои ручные ремни, может намекать на то, что вот-вот произойдет. На первый план в этом образе, как и во многих других работах Лейтона, выдвигается красота молодого мужского тела. Гибкая мускулатура Икара и волевой профиль лица выделяются на фоне черного материала. Фон вызывает у зрителя чувство головокружения - опасность, которую маскирует яркая красота Икара.

В 1877 году была завершена его первая выставленная скульптура "Атлет, борющийся с питоном". Совместно с другими известными художниками, Лейтон возродил неоклассическую скульптуру, подчеркнув гибкость движений тела и высокий натурализм, а также включив многие ориенталистские и мифологические мотивы символизма.

Фредерик Лейтон: Атлет борется с питоном,  1877, бронза. Эта бронзовая обнаженная фигура в натуральную величину была первой из выставленных Лейтоном скульптур, представляющих относительно позднее, но чрезвычайно влиятельное направление в этой области. Его тело уравновешено и напряжено, атлет обхватывает змею обеими руками, одной спереди, другой сзади, сжимая ее шею чуть ниже головы. Питон, со своей стороны, плотно обхватывает конечности и туловище атлета и смотрит ему в глаза, открыв пасть, как будто шипит на своего противника. Простого ощущения физической силы, красоты и динамизма, которые излучает эта скульптура, было достаточно, чтобы запустить целое движение, известное как "Новая скульптура". Ко второй половине девятнадцатого века скульптура считалась устаревшей, и эту точку зрения, в частности, выразил французский художественный критик и поэт Шарль Бодлер. Работа Лейтона, в ее натуралистической трактовке человеческого тела и возрождении классических мотивов, была воспринята как своего рода воскрешение, ведущее к развитию нового скульптурного стиля, отвечающего современным течениям в живописи, таким как символизм и натурализм, и сочетающего экзотические и мифологические сюжеты с гиперреалистичным изображением человека. Тема боя позволила Лейтону привнести новое ощущение подвижности и энергии в скульптурное тело, в отличие от воспринимаемого спокойного покоя классической скульптуры. Как пишет скульптурный критик Дэвид Гетси, здесь есть действие и движение и для зрителя, обвивание питона вокруг ноги атлета побуждает зрителя бесконечно кружиться вокруг статуи, тем самым оживляя ее. Тело змеи также ведет взгляд по спирали эротического путешествия по телу атлета.
Фредерик Лейтон: Атлет борется с питоном, 1877, бронза. Эта бронзовая обнаженная фигура в натуральную величину была первой из выставленных Лейтоном скульптур, представляющих относительно позднее, но чрезвычайно влиятельное направление в этой области. Его тело уравновешено и напряжено, атлет обхватывает змею обеими руками, одной спереди, другой сзади, сжимая ее шею чуть ниже головы. Питон, со своей стороны, плотно обхватывает конечности и туловище атлета и смотрит ему в глаза, открыв пасть, как будто шипит на своего противника. Простого ощущения физической силы, красоты и динамизма, которые излучает эта скульптура, было достаточно, чтобы запустить целое движение, известное как "Новая скульптура". Ко второй половине девятнадцатого века скульптура считалась устаревшей, и эту точку зрения, в частности, выразил французский художественный критик и поэт Шарль Бодлер. Работа Лейтона, в ее натуралистической трактовке человеческого тела и возрождении классических мотивов, была воспринята как своего рода воскрешение, ведущее к развитию нового скульптурного стиля, отвечающего современным течениям в живописи, таким как символизм и натурализм, и сочетающего экзотические и мифологические сюжеты с гиперреалистичным изображением человека. Тема боя позволила Лейтону привнести новое ощущение подвижности и энергии в скульптурное тело, в отличие от воспринимаемого спокойного покоя классической скульптуры. Как пишет скульптурный критик Дэвид Гетси, здесь есть действие и движение и для зрителя, обвивание питона вокруг ноги атлета побуждает зрителя бесконечно кружиться вокруг статуи, тем самым оживляя ее. Тело змеи также ведет взгляд по спирали эротического путешествия по телу атлета.

Год спустя он стал президентом Королевской академии. В своей роли президента он выступал посредником между конкурирующими требованиями традиции и авангарда, как это всегда делало его собственное искусство.

Фредерик Лейтон: Кренайя, нимфа Даргла, 1880
Фредерик Лейтон: Кренайя, нимфа Даргла, 1880

Опытный бизнесмен, Лейтон разбогател благодаря своему искусству, комфортно проживая в Кенсингтоне. Именно здесь он собрал свою впечатляющую коллекцию произведений искусства, а также основал своего рода художественный салон, в котором собирались лучшие и ярчайшие представители мира современного искусства, а также кружок привлекательных молодых людей. Хотя ходило множество слухов о сексуальной ориентации Лейтона, он был поразительно сдержан в личных и романтических вопросах. Лейтон никогда не был в центре сексуальных скандалов.

"Лентяй" Фредерика Лейтона из Музея Виктории и Альберта, 1885, бронза             Вторая заметная скульптура Лейтона, очень похожая на его атлета, борющегося с питоном, - обнаженный мужчина в натуральную величину, отлитый из бронзы. Однако фигура лентяя более изящна. Он стоит со слегка приподнятой пяткой одной ноги - жест, указывающий на позу контрапоста классической скульптуры, - в то время как поднятые руки и наклон головы назад наводят на мысль о том, что он потянулся после долгого сна. Название произведения, казалось бы, подтверждает томный покой, но мышцы тела такие же напряженные, как и в более ранней скульптуре Лейтона. Действительно, вместо того, чтобы отдыхать, фигура может готовиться к действию, точно так же, как растяжка может означать переход от сна к бодрствованию. Когда одна рука сжата в кулак, демонстрируя бицепс, а другая открыта и касается лица, в фигуре, по сути, присутствует баланс силы и изящества, что одновременно наводит на мысль об агрессии и своего рода эротизированном нарциссизме.
"Лентяй" Фредерика Лейтона из Музея Виктории и Альберта, 1885, бронза Вторая заметная скульптура Лейтона, очень похожая на его атлета, борющегося с питоном, - обнаженный мужчина в натуральную величину, отлитый из бронзы. Однако фигура лентяя более изящна. Он стоит со слегка приподнятой пяткой одной ноги - жест, указывающий на позу контрапоста классической скульптуры, - в то время как поднятые руки и наклон головы назад наводят на мысль о том, что он потянулся после долгого сна. Название произведения, казалось бы, подтверждает томный покой, но мышцы тела такие же напряженные, как и в более ранней скульптуре Лейтона. Действительно, вместо того, чтобы отдыхать, фигура может готовиться к действию, точно так же, как растяжка может означать переход от сна к бодрствованию. Когда одна рука сжата в кулак, демонстрируя бицепс, а другая открыта и касается лица, в фигуре, по сути, присутствует баланс силы и изящества, что одновременно наводит на мысль об агрессии и своего рода эротизированном нарциссизме.

Лейтон продолжал работать до самого конца своей жизни, в последние годы все больше затрагивая темы смерти и бренности.

В 1880-х годах он очень сблизился с моделью известной как Дороти Дин. Ходили слухи о любовной связи между ними. Друг Лейтона в различных письмах называл ее "женой" художника.

Фредерик Лейтон: Одиночество, 1890
Фредерик Лейтон: Одиночество, 1890

Фредерик Лейтон: Пылающий июнь, 1895     Великолепная поздняя работа Лейтона "Пылающий июнь" изображает женщину, спящую, свернувшись калачиком, на мраморной скамье. Одетая в полупрозрачное оранжевое платье, она кутается в слои красной и желтой ткани. Позади нее тонкая полоска моря освещена солнцем, на горизонте видны слабые очертания суши. Местоположение работы неясно, возможно это средиземноморская веранда. В этой картине есть ощутимая интенсивность, достигаемая благодаря цветовой палитре и формальной композиции. Преобладание красных, желтых и золотистых оттенков, кажется, почти воспламеняет лежащую фигуру, сжавшуюся в форму шара. Она заменяет отсутствующее солнце, о присутствии которого свидетельствует почти белая полоска освещенного моря над ее головой. Балансируя на носке одной ноги, она излучает сочетание физического напряжения и расслабления, которыми славятся человеческие фигуры Лейтона. Сведя небо и море к одной полосе, Лейтон делает работу несколько безвоздушной. Зритель сталкивается со сжатой, эротичной фигурой женщины, такой же яркой, мощной и неотвратимой, как июньское солнце. Фигура с огненными волосами типична для женского образа в искусстве прерафаэлитов, излучающего скрытую сексуальную энергию.
Фредерик Лейтон: Пылающий июнь, 1895 Великолепная поздняя работа Лейтона "Пылающий июнь" изображает женщину, спящую, свернувшись калачиком, на мраморной скамье. Одетая в полупрозрачное оранжевое платье, она кутается в слои красной и желтой ткани. Позади нее тонкая полоска моря освещена солнцем, на горизонте видны слабые очертания суши. Местоположение работы неясно, возможно это средиземноморская веранда. В этой картине есть ощутимая интенсивность, достигаемая благодаря цветовой палитре и формальной композиции. Преобладание красных, желтых и золотистых оттенков, кажется, почти воспламеняет лежащую фигуру, сжавшуюся в форму шара. Она заменяет отсутствующее солнце, о присутствии которого свидетельствует почти белая полоска освещенного моря над ее головой. Балансируя на носке одной ноги, она излучает сочетание физического напряжения и расслабления, которыми славятся человеческие фигуры Лейтона. Сведя небо и море к одной полосе, Лейтон делает работу несколько безвоздушной. Зритель сталкивается со сжатой, эротичной фигурой женщины, такой же яркой, мощной и неотвратимой, как июньское солнце. Фигура с огненными волосами типична для женского образа в искусстве прерафаэлитов, излучающего скрытую сексуальную энергию.

В 1894 году здоровье Лейтона пошатнулось. Он умер от стенокардии, не оставив наследников. Его последними записанными словами были "моя любовь к Академии".

Фредерик Лейтон: Терезина (ок. 1874)
Фредерик Лейтон: Терезина (ок. 1874)

Фредерик Лейтон: Шум моря
Фредерик Лейтон: Шум моря

К концу его жизни многие деятели мира искусства начали выступать против стиля, ассоциируемого с Лейтоном, иногда высмеиваемого как чрезмерно театрального или эмоционально холодного. В начале карьеры он считался слишком тесно связанным с континентальными стилями, такими как символизм, к ее концу он был вновь отнесен к широкой категории "академических", представляя собой здание, против которого могли бы биться молодые художники. Тем не менее, Лейтон сохранил большое количество последователей и почитательниц. Возможно, наибольшее непосредственное влияние он оказал на Джона Уильяма Уотерхауза и его коллег-прерафаэлитов.

Фредерик Лейтон: Дэвид: "О, если бы у меня были крылья, как у Голубя! Ибо тогда я улетел бы и обрел покой". Псалом 55:6
Фредерик Лейтон: Дэвид: "О, если бы у меня были крылья, как у Голубя! Ибо тогда я улетел бы и обрел покой". Псалом 55:6

Фредерик Лейтон: Илия в пустыне  
Фредерик Лейтон: Илия в пустыне  

Работы Фредерика Лейтона впечатляют своей интенсивностью, которая кажется совершенно оригинальной. В то же время его творчество представляет собой важный переходный этап между неоклассической и академической исторической живописью начала девятнадцатого века и теми авангардными течениями конца девятнадцатого века - символизмом, прерафаэлитизмом, - которые продолжали делать акцент на технической точности.

Источник фото картин:

Category:Frederic Leighton - Wikimedia Commons

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.