Лорд Фредерик Лейтон был одним из самых влиятельных и виртуозных художников викторианской эпохи, блестящим живописцем тел и пейзажей. Он был титаном британского искусства, приверженцем классического искусства. Проведя свою раннюю жизнь в поездках по Европе, Лейтон приобрел невероятно широкий круг знакомств, охватывающий всю гамму современных художественных школ, от академической исторической живописи до натурализма, романтизма и эстетизма. Его акцент на красоте - особенно красоте мужского тела - предвосхитил упадок "искусства ради искусства".
Фредерик Лейтон родился в семье доктора Фредерика Септимуса и Августы Сьюзен Лейтон в 1830 году в британском приморском городке Скарборо. Его отец был врачом, а дед был главным врачом царской семьи Александра I в Санкт-Петербурге, где он сколотил большое состояние. Карьера Лейтона всегда поддерживалась этим семейным богатством.
Примерно в возрасте 16 лет Лейтон переехал со своей семьей во Франкфурт, где поступил в Государственный художественный институт, обучаясь у Якоба Беккера, художника, связанного с Дюссельдорфской школой романтической пейзажной живописи. Лейтон быстро прогрессировал как художник и продемонстрировал свою не по годам развитую способность налаживать влиятельные контакты в мире искусства, подружившись с художником-романтиком и скульптором Антоном Вирцем и историческим живописцем Луи Галле. Он расширил свою сеть контактов по возвращении в Лондон на Великую выставку 1851 года, познакомившись с художниками-нарративистами. В 1852 году молодой художник снова переехал, на этот раз в Рим. В полной мере используя культурные и художественные возможности, которые предоставлял город, он подружился с широкой группой художников, работающих в самых разных жанрах, включая Иоганна Фридриха Овербека, Джорджа Хеминга Мейсона и Джованни Косту.
В течение следующих двух лет Лейтон выполнил свою первую крупную работу, очень популярную картину "Знаменитую Мадонну несут в процессии по улицам Флоренции" (1853-55). Выставленная в Королевской академии в Лондоне в 1855 году, она была куплена в первый день выставки королевой Викторией, которая написала в своем дневнике:
"Здесь была очень большая картина человека по имени Лейтон. Это прекрасная картина, очень напоминающая картину Поля Веронезе, такая яркая и полная света. Альберт был очарован ею - настолько, что заставил меня купить ее".
В возрасте 25 лет Фредерик снова переехал, на этот раз в Париж, где познакомился со многими художественными гигантами предыдущего поколения, включая Жана-Огюста-Доминика Энгра, Жана-Франсуа Милле и другими. Хотя его знакомые, как правило, были разнообразны по своей художественной принадлежности - от неоклассицизма Энгра до реализма Милле, - примерно в это время Лейтон начал ощущать новый дух эстетизма, царивший тогда в парижских художественных кругах, которые ставили красоту превыше всего остального. Он все больше ассоциировался с этим движением. Тем временем он продал один из своих портретов итальянской модели Нанны Ризи принцу Уэльскому.
В 1859 году Лейтон поселился в Лондоне, который оставался его основным местом жительства до конца его жизни. Именно здесь, будучи членом так называемого клуба Хогарта, он познакомился с другими молодыми художниками своего поколения, в том числе с ключевыми членами группы прерафаэлитов, такими как Данте Габриэль Розетти.
К тридцати годам Фредерик Лейтон был одним из самых влиятельных и харизматичных представителей европейского мира искусства.
После 1860 года Лейтон начал сознательно отдавать приоритет форме эстетизма, хотя и с более заметным акцентом на классические, особенно эллинистические, мотивы.
Это не нашло отзывчивой аудитории в его родной Британии. Он подал заявление о приеме в Королевскую академию в 1861 году, но прошло три года, прежде чем его приняли.
В конце 1860-х и начале 1870-х Лейтон путешествовал по Египту, Ближнему Востоку и Греции, завоевав репутацию пейзажиста. Свидетельством его художественной многогранности является то, что на протяжении всей своей карьеры он также преуспевал в портретной живописи, хотя никогда не позволял ей доминировать в своей практике, искушению, которому поддавались многие художники из-за больших финансовых выгод от такой работы.
В 1877 году была завершена его первая выставленная скульптура "Атлет, борющийся с питоном". Совместно с другими известными художниками, Лейтон возродил неоклассическую скульптуру, подчеркнув гибкость движений тела и высокий натурализм, а также включив многие ориенталистские и мифологические мотивы символизма.
Год спустя он стал президентом Королевской академии. В своей роли президента он выступал посредником между конкурирующими требованиями традиции и авангарда, как это всегда делало его собственное искусство.
Опытный бизнесмен, Лейтон разбогател благодаря своему искусству, комфортно проживая в Кенсингтоне. Именно здесь он собрал свою впечатляющую коллекцию произведений искусства, а также основал своего рода художественный салон, в котором собирались лучшие и ярчайшие представители мира современного искусства, а также кружок привлекательных молодых людей. Хотя ходило множество слухов о сексуальной ориентации Лейтона, он был поразительно сдержан в личных и романтических вопросах. Лейтон никогда не был в центре сексуальных скандалов.
Лейтон продолжал работать до самого конца своей жизни, в последние годы все больше затрагивая темы смерти и бренности.
В 1880-х годах он очень сблизился с моделью известной как Дороти Дин. Ходили слухи о любовной связи между ними. Друг Лейтона в различных письмах называл ее "женой" художника.
В 1894 году здоровье Лейтона пошатнулось. Он умер от стенокардии, не оставив наследников. Его последними записанными словами были "моя любовь к Академии".
К концу его жизни многие деятели мира искусства начали выступать против стиля, ассоциируемого с Лейтоном, иногда высмеиваемого как чрезмерно театрального или эмоционально холодного. В начале карьеры он считался слишком тесно связанным с континентальными стилями, такими как символизм, к ее концу он был вновь отнесен к широкой категории "академических", представляя собой здание, против которого могли бы биться молодые художники. Тем не менее, Лейтон сохранил большое количество последователей и почитательниц. Возможно, наибольшее непосредственное влияние он оказал на Джона Уильяма Уотерхауза и его коллег-прерафаэлитов.
Работы Фредерика Лейтона впечатляют своей интенсивностью, которая кажется совершенно оригинальной. В то же время его творчество представляет собой важный переходный этап между неоклассической и академической исторической живописью начала девятнадцатого века и теми авангардными течениями конца девятнадцатого века - символизмом, прерафаэлитизмом, - которые продолжали делать акцент на технической точности.
Источник фото картин:
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.