Найти в Дзене
Зин Зивер

Прерафаэлиты: как возродилось прекрасное Братство и обрело искусство останавливать мгновения

В 1848 году молодые британские художники, выпускники Королевской Академии, решительно разорвали связи с канонами тогдашней живописи. Каноны искусства, которое равнялось на Рафаэля, стали тесными рамками. Восхищение великим художником обернулось формализмом. Молодые бунтари призвали обратиться к источникам, которые питали самого Рафаэля – к предшествующей традиции. Они назвали себя «Братством прерафаэлитов». И объединились вокруг Данте Габриэля Россетти, талантливого художника и эстета-теоретика. Данте Габриэль Россетти в 1840 году Прерафаэлиты: второе поколение Братство, основанное на идеалах прекрасного, просуществовало всего 5 лет. В 1853 году оно распалось. Каждый пошёл своей дорогой. Из молодых романтиков они стали известными художниками – успешными и уставшими. Но спустя всего три года после распада Братства Данте Габриэля Россетти пригласили стать редактором университетского журнала «Оксфорд и Кембридж». Россетти переехал в Оксфорд и там познакомился с двумя студентами. Оба они
Оглавление

В 1848 году молодые британские художники, выпускники Королевской Академии, решительно разорвали связи с канонами тогдашней живописи. Каноны искусства, которое равнялось на Рафаэля, стали тесными рамками. Восхищение великим художником обернулось формализмом. Молодые бунтари призвали обратиться к источникам, которые питали самого Рафаэля – к предшествующей традиции.

Они назвали себя «Братством прерафаэлитов». И объединились вокруг Данте Габриэля Россетти, талантливого художника и эстета-теоретика.

Данте Габриэль Россетти в 1840 году
Данте Габриэль Россетти в 1840 году

Прерафаэлиты: второе поколение

Братство, основанное на идеалах прекрасного, просуществовало всего 5 лет. В 1853 году оно распалось. Каждый пошёл своей дорогой. Из молодых романтиков они стали известными художниками – успешными и уставшими.

-2

Но спустя всего три года после распада Братства Данте Габриэля Россетти пригласили стать редактором университетского журнала «Оксфорд и Кембридж».

-3

Россетти переехал в Оксфорд и там познакомился с двумя студентами. Оба они увлекались поэзией Альфреда Теннисона и Джона Кится.

Восхищались сказками и легендами Британских островов. Всматривались в цветущие луга, надеясь увидеть перелёты крошечных фей. Вглядывались в туманные дали, пытаясь рассмотреть очертания таинственного Авалона, навсегда укрывшего легендарного короля Артура.

Оба молодых студента увлекались историей. Восхищались средневековым искусством. И оба пробовали рисовать. Без образования, без навыков. Они просто восхищались природой и пытались выразить своё восхищение карандашом и кистью.

Этих молодых людей звали Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс.

Уильям Моррис, Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс
Уильям Моррис, Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс

Младшие прерафаэлиты: новая эстетика, новая красота

Если первые прерафаэлиты сознательно усвоили принципы, разработанные Данте Габриэлем, то Бёрн-Джонсу и Моррису не надо было подстраивать свои взгляды под чужую теорию. Они как будто родились с теми же убеждениями. Нет смысла копировать известных художников, пересказывать в сотый раз одни и те же сюжеты. Надо учиться у самой природы – и у забытых мастеров древности.

Отсутствие академического образования из недостатка превратилась в достоинство. Эдвард и Уильям могли взглянуть свежим взглядом на мир и на искусство.

«Спящая красавица». Роспись на деревянной панели. Совместная работа Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса
«Спящая красавица». Роспись на деревянной панели. Совместная работа Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса

Второе Братство Прерафаэлитов: вдохновлённые Данте

Но неистовый Данте Габриэль Россетти не мог уйти в чистое искусство. Он вновь озвучил на весь мир идеи новой эстетики – теперь со страниц университетского журнала.

Россетти не изменил своим принципам. Но под влиянием молодых сподвижников пересмотрел приоритеты. Теперь главной категорией прерафаэлитов стал эстетизм. В искусстве и в жизни.

Может показаться, что младшее поколение прерафаэлитов отвергло основной принцип старших – следование Правде жизни. Но это не так.

Новый эстетизм состоял в том, чтоб заметить прекрасное мгновение, остановить его и запечатлеть в произведении живописи.

Молодые художники оказались настолько убедительными, что их идеи подхватили музыканты и писатели. Громко поддержал прерафаэлитов Оскар Уайльд. И даже философы согласились, что главное в живописи

смелость и убедительность в характеристике движений и жестов персонажей, подсказанные в большей мере наблюдением за натурой, обострение ритма и его замедление, часто инспирированные действительностью синхронность и бунт колорита.

«Спящая красавица». Роспись на деревянной панели. Совместная работа Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса
«Спящая красавица». Роспись на деревянной панели. Совместная работа Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса

Младшие прерафаэлиты сумели сказать: Остановись, мгновенье, ты прекрасно! – и мгновение повиновалось

Начало истории Братства здесь: