На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь во век. По правде Твоей избавь меня и освободи меня, приклони ко мне ухо Твое и спаси меня. (Пс. 70; 1-2)
Начало данного псалма довольно похоже на 30-й псалом. В еврейском тексте наш псалом не имеет названия, в таких случаях всегда предполагают, что псалом был продолжением предыдущего. Тогда 69 должен был быть началом или, лучше сказать, введением к этому псалму. И их, действительно, объединяет одна тематика - молитва гонимого праведника. Однако, в греческой Септуагинте этот псалом имеет название: “Псалом Давида”. И далее добавлено: “Сынов Ионадавовых и первых пленников. Не надписан у Евреев”.
В том, что авторство псалма принадлежит Давиду не было сомнений. На это указывают многие слова и обороты, которые характерны именно ему. О времени написания косвенно говорит само содержание псалма: “Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать крепость моя, не оставь меня!”
То есть, скорее всего Давид его писал приближаясь к преклонному возрасту. Поэтому 70-ый псалом можно было бы охарактеризовать такими словами - молитва человека, приближающегося к старости.
О чем же молиться Давид?
“На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь во век”. Довольно-таки твердая утвердительная мысль. Такую непоколебимость веры человек действительно обретает после многих практических уроков Божьей помощи. А таковые уроки мы получаем никак иначе, как тогда, когда имеем нужду или когда притесняемы от людей и обстоятельств жизни. По-другому можно так сказать: крепкая вера является результатом многих испытаний.
Так и говорит об этом Давид: “Ты - упование мое, Господи, Господи, надежда моя от юности моей. На Тебе утвердился я от утробы, от чрева матери моей Ты мой покровитель”. То есть с самого рождения и до преклонного возраста я только на Тебя уповаю. Так складывались обстоятельства жизни царя Давида, что он не мог уповать ни на кого иного. Люди, даже самые близкие, его постоянно или предавали или отдалялись от него в моменты испытаний. И таким образом только Бог оставался для псалмопевца самым близким.
“И вот теперь, когда я стал старым”, - как бы так вопрошает Давид, - неужели Ты, Господи, оставишь меня? Если ты не покидал меня в молодые годы, когда я был крепок и хоть как-то мог сопротивляться врагу или убежать от него в пустыню, то неужели теперь, когда былая крепость оскудела во мне, Ты оставишь меня?” Конечно же, этот вопрос риторический.
Если люди так не поступают, например, дети не оставляют пожилых родителей или супруги после 40 лет совместной жизни не оставляют друг друга, то тем более Господь. Не может Господь оставить человека, который всю свою жизнь уповал на Него, был неразрывно связан с Ним, зависел от Него и у которого теперь, в старости, просто нет иной помощи. И нужно отметить, что этими рассуждениями должно руководствоваться всякому человеку преклонного возраста.
Но всё же псалмопевец, чтобы укрепить свою веру просит Бога: “Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать крепость моя, не оставь меня! Не удаляйся от меня. Боже мой! На помощь ко мне поспеши”.
Итак, псалмопевец молиться Господу, чтобы Он не оставлял его. Причина этого прошения в том, что если ему невозможно было без Его помощи в молодые годы, тем более теперь, когда он приближается к старости. Но какова же цель этого прошения? Очень важно обратить на это внимание, потому как если с причиной для многих все ясно - значительная часть людей именно к старости обращаются к Богу и приходят в Церковь именно, потому что в этот период все более начинает осознаваться необходимость в помощи Божией - то вот с целью такового прошения многие не понимают.
Можно так поставить вопрос: какова твоя цель того, чтобы в преклонные годы Господь был твоим помощником? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос, а Давид отвечает таким образом:
“А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день - спасение Твое… Чему Ты научил меня от юности моей, и до ныне буду возвещать - чудеса Твои. И даже до старости, и до глубокой старости, Боже мой, не оставь меня, пока не возвещу о силе Твоей всему роду грядущему, о силе Твоей и правде Твоей, Боже, простирающейся до вышних”.
Такова цель псалмопевца, так он хотел использовать годы преклонного возраста, и по этой причине просит Господа защитить его и помочь ему. Давид, помимо опыта управления государством, дворцовых дел и военного искусства, основным опытом своей жизни считал опыт жизни с Богом. И если пространную речь псалмопевца выразить кратко, то можно сказать так: он считает обязанностью поделиться опытом своей жизни с Богом со всем родом грядущим.
Какая цель может быть более благородной? Так и Павел писал: “Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас”. То есть, единственное, что держало Павла на земле, это не страх смерти даже мученической, а желание быть полезным для верующих во Христа.
“Велики дела, которые Ты сотворил для меня, Боже! Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! И снова оживлял меня и от бездн земли возвел меня! Многократно являл на мне величие Твое и снова утешал меня, и от бездн земли снова возвел меня!”
Давид опытно знал, что такое испытания, предательства и гонения. И также опытно знал, как от всего этого спасет Господь. Этим драгоценным опытом, которого не имеет не только молодость, но часто и старость, он и желает поделиться с потомками, а помимо этого, прославить Господа, чтобы все это осталось на многие века всем грядущим поколениям. Вот и мы читаем псалмы Давида и утешаемся даже в самых тяжелых испытаниях жизни, благодаря тому опыту жизни с Богом, который оставил нам Давид.
Многие свою молодость и средние годы проводят для угождения себе, так и старость желают продлить по этим же эгоистичным мотивам. А пример Давида и Павла говорят об истинной и правильной цели - служение ближнему, вернее сказать служение Богу, через служение ближнему.
В детстве и юности человек подготавливается принять свое служение, его питают, одевают, учат всему необходимому. Далее он взрослеет и в этом возрасте начинает приносить плоды того, что было вложено в него ранее: он строит, творит, созидает, но его бурная деятельность не всегда успешна, по причине отсутствия опыта он может часто ошибаться. Достигая возраста седин и приближаясь к старости, человек уже не в силах приносить те плоды и практически осуществлять то служение, которое исполнял ранее, теперь его бурная практическая деятельность принимает иной вид - служение словом, приобретенным опытом, убережения от ошибок молодого поколения и наставления их в правильном пути.
То есть, если в молодые годы служение ближнему ты мог делать своими руками, своей практической деятельностью, то в преклонном возрасте это же служение нужно осуществлять словом, поддержкой, напутствием, приобретенным опытом.
Завершает 70-ый псалом Давид такими словами: “Посему я буду прославлять Тебя среди народов, Господи, на орудиях псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе на гуслях, Святый Израилев.”
Именно с этой целью псалмопевец обращается к Господу, для этого он просит защитить и оградить его старость. Не для себя, не за свои заслуги, а чтобы еще и еще возвестить людям и грядущим поколениям о Боге. И сегодня мы, читая его псалмы, в частности этот 70-ый, уверенно знаем, что ему это удалось.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
Псалом 68. Зачем Господь спас человека через Крест, страдания и позор?
Псалом 69. Краткая молитва из Псалтири, произносимая в опасности