Найти в Дзене
History Fact Check

Почему Екатерина Медичи родила 10 детей, но династия оборвалась

Десять детей. Три короля на троне. Ни одного наследника, который дожил бы до внуков. Как такое возможно? Екатерина Медичи всю жизнь боролась за династию Валуа — плела интриги, устраивала браки, шла на преступления. А в итоге её род оборвался, словно проклятый. Всё началось так хорошо. В 1544 году у Екатерины и Генриха II родился первый сын — Франциск. Потом ещё один. И ещё три. Пять мальчиков — казалось, династия защищена на века. Но уже тогда что-то было не так. Франциск рос болезненным. В пятнадцать его женили на Марии Стюарт — самой завидной невесте Европы. Он стал королём Франции и королём-консортом Шотландии одновременно. Два трона в шестнадцать лет. Правда, править ему было некогда. Франциск охотился. Развлекался. Слушался то дядьёв жены — братьев Гизов, то мать. Государственные дела его не интересовали совсем. В шестнадцать лет он умер. Воспаление уха. На престол взошёл десятилетний Карл IX. И произнёс фразу, которая определила судьбу Франции на четырнадцать лет: «Я буду правит

Десять детей. Три короля на троне. Ни одного наследника, который дожил бы до внуков.

Как такое возможно? Екатерина Медичи всю жизнь боролась за династию Валуа — плела интриги, устраивала браки, шла на преступления. А в итоге её род оборвался, словно проклятый.

Всё началось так хорошо. В 1544 году у Екатерины и Генриха II родился первый сын — Франциск. Потом ещё один. И ещё три. Пять мальчиков — казалось, династия защищена на века.

Но уже тогда что-то было не так.

Франциск рос болезненным. В пятнадцать его женили на Марии Стюарт — самой завидной невесте Европы. Он стал королём Франции и королём-консортом Шотландии одновременно. Два трона в шестнадцать лет.

Правда, править ему было некогда. Франциск охотился. Развлекался. Слушался то дядьёв жены — братьев Гизов, то мать. Государственные дела его не интересовали совсем.

В шестнадцать лет он умер. Воспаление уха.

На престол взошёл десятилетний Карл IX. И произнёс фразу, которая определила судьбу Франции на четырнадцать лет: «Я буду править вместе с мамой».

Екатерина получила то, чего хотела. Власть за спиной сына.

Она подобрала ему жену — Елизавету Австрийскую, дочь императора Максимилиана II. Тихую, добрую, кроткую. Девушку, которая не будет мешать матери управлять государством.

Елизавета оказалась единственным светлым пятном в жизни Карла. Она стала ему другом — может быть, единственным во всём Лувре, где каждый что-то замышлял. Она прощала измены болезненного мужа и оставалась рядом.

-2

Но сына-наследника не родила. Их единственная дочь Мария Елизавета умерла в пять лет.

А потом случилась Варфоломеевская ночь. 24 августа 1572 года. Париж утонул в крови протестантов.

Историки до сих пор спорят: кто отдал приказ? Екатерина, испугавшаяся восстания гугенотов? Клан Гизов, жаждавший расправы над еретиками? Или сам король?

Известно одно: Карл согласился расправиться с лидерами протестантов. Но массовой резни не хотел. Уже наутро он пытался остановить убийства. Кричал, чтобы прекратили.

Его никто не слушал.

Через два года он умер от туберкулёза. Ему было двадцать три. Наследника не оставил.

Генрих III был любимцем матери. «Моё единственное утешение — это скорее увидеть Вас, — писала Екатерина ему в Польшу после смерти Карла. — Если я и Вас потеряю, то заживо похороню себя вместе с Вами».

-3

На этот раз Екатерине пришлось отступить. Генрих был здоровее братьев. Он взял власть в свои руки.

И тут же оказался между двух огней. С одной стороны — могущественные Гизы-католики. С другой — хитрый протестант Генрих Наваррский, который метил на французский трон. А рядом — собственный брат Франсуа Анжуйский, который тоже примерял корону.

Наследника у Генриха III не было. Хотя с женой — нежной Луизой де Водемон — отношения были прекрасные.

В конце 1588 года король пошёл ва-банк. Организовал убийство братьев Гизов.

Католический лагерь взорвался. Через полгода к Генриху III на аудиенцию пробрался монах-доминиканец Жак Клеман. И заколол короля.

Династия Валуа пресеклась. На престол взошёл тот самый Генрих Наваррский.

А что же младший сын — Франсуа Анжуйский? Он причинил матери больше всего хлопот. Всю жизнь плёл интриги. Сначала против Карла IX. Потом против Генриха III.

-4

Не получилось захватить власть во Франции — замахнулся на Нидерланды и Англию. Мать помогала ему свататься к самой Елизавете I. Ему было двадцать шесть, королеве Англии — сорок семь.

Елизавета называла его «лягушонок». И разорвала помолвку после того, как жених провалил военную кампанию в Антверпене.

Франсуа умер в двадцать девять лет от истощения. Не реализовав ни одной амбиции.

Дочери Екатерины сложились по-разному.

Старшая Елизавета вышла замуж за испанского короля Филиппа II в пятнадцать лет. Стала образцовой королевой. Своей добротой и кротостью смягчала крутой нрав мужа. Даже примирила его с психически больным сыном доном Карлосом, который участвовал в заговорах против отца.

Умерла в двадцать три. Наследника не родила. Но Филипп II сохранил к ней нежные чувства даже после смерти.

Принцесса Клод была любимицей матери. Она не лезла в политику, не строила интриг. Горбатая и косолапая, она располагала всех ангельским характером. Была эмоционально привязана к матери — просто любила её, без задних мыслей.

-5

В одиннадцать лет её выдали замуж за герцога Лотарингии. Она родила девять детей. И умерла в двадцать семь во время родов.

Безутешная Екатерина взяла на воспитание её старшую дочь Кристину. Ей она завещала итальянское имущество, включая герцогство Урбино.

А вот знаменитая королева Марго доставила матери не меньше хлопот, чем неугомонный Франсуа. Бурная личная жизнь. Скандалы. Ссоры с королём-братом.

Будучи замужем за Генрихом Наваррским, она меняла любовников, как перчатки. Её то изгоняли из двора, то заточали. Но Маргарита удержалась на плаву — что для той эпохи было почти подвигом.

С мужем она прожила двадцать семь лет. Детей не родила. В 1599 году они развелись.

Екатерина перед смертью не только исключила дочь из завещания. Даже не повиделась с ней.

-6

Маргарита умерла в шестьдесят один год от воспаления лёгких.

Ещё трое детей Екатерины умерли во младенчестве. Сын Людовик. Дочери-близняшки Виктория и Жанна.

Десять детей. Титанические усилия «чёрной королевы». Браки, интриги, преступления ради династии.

И ни одного внука по мужской линии.

Что пошло не так? Почему сыновья умной, сильной женщины не стали хотя бы просто умелыми правителями? Франциск был слаб и болезнен. Карл — мягок и несамостоятелен. Генрих — зажат между врагами. Франсуа — одержим амбициями.

Может, дело в генах — болезненность передавалась по наследству. Может, в воспитании — Екатерина так крепко держала власть, что не дала сыновьям вырасти настоящими королями. А может, в самой эпохе — религиозные войны сжигали людей быстрее, чем династии успевали закрепиться.

Но результат один. Нить Валуа оборвалась. Екатерина похоронила четверых сыновей. Пережила большинство дочерей. И не увидела ни одного внука-наследника на французском троне.

История редко бывает справедливой к тем, кто слишком сильно цепляется за власть.