После того как Советский Союз приказал долго жить, учебники истории в бывших республиках начали переписывать с невероятной скоростью. То, что мы десятилетиями считали однозначным злом, вдруг стало добром. Например, басмачество.
В советских фильмах ("Белое солнце пустыни", помните?) это были жестокие, бородатые разбойники, которые грабили кишлаки и убивали учителей. А теперь в Азии их называют борцами за свободу и национальными героями.
Но где правда? Кто эти люди на самом деле? И почему среди тех, кто уходил в горы с винтовкой, было так много представителей народа, которого сегодня... просто не существует на карте? Давайте попробуем разобраться в этом восточном детективе.
Как слово стало оружием
Начнем с лингвистики, потому что тут кроется ключ к пониманию. Слово "басмач" придумали не комиссары в кожанках. Оно древнее. В переводе с тюркского "басма" - это налет.
То есть "басмач" - это, грубо говоря, налетчик. Человек, который живет грабежом. Веками так называли лихих людей, которые нападали на караваны в степи. Никакой политики, чистый криминал.
Но когда грянула революция и в Туркестан пришла Советская власть, всё перевернулось. Для многих местных жителей, воспитанных в строгом исламе, новые порядки стали шоком.
Большевики закрывали мечети, отменяли шариатские суды, заставляли женщин снимать паранджу. Народ воспринял это как вторжение неверных. Люди взялись за оружие не ради грабежа, а ради джихада - священной войны. Себя они называли моджахедами.
И тут советская пропаганда сделала гениальный ход. Воевать с "народом" или "верующими" было идеологически неверно. Как объяснить солдату из Рязани, что он стреляет в угнетенного крестьянина? И тогда всех повстанцев скопом назвали старым, обидным словом "басмачи".
Логика простая: раз ты басмач, значит, ты бандит. А с бандитом не договариваются, его уничтожают. Так сложнейший гражданский и религиозный конфликт превратили в простую полицейскую операцию по борьбе с бандитизмом.
Пестрое одеяло Туркестана
Кто же шел в эти отряды? Национальный состав был пестрым, как базар в Самарканде. В Туркестане тогда жили десятки народов: узбеки, таджики, киргизы, туркмены, казахи. Но если копнуть глубже и посмотреть на отчеты царских генералов (а они умели считать), всплывает удивительный факт.
В тех областях, где басмачество полыхало ярче всего (Ферганская долина, Сырдарья), самым многочисленным народом были не узбеки и не таджики. Это были сарты.
В конце XIX века их насчитывалось почти миллион человек! Это 26% всего населения Туркестана. Сарты были оседлыми жителями - земледельцами, ремесленниками, торговцами.
Они говорили на тюркском языке, но по образу жизни сильно отличались от кочевников. И именно они, потеряв свои земли и уклад, чаще всего уходили к курбашам (полевым командирам).
Куда делись сарты?
И вот тут мы подходим к главной загадке. Открываем советскую перепись населения 1926 года - и... сартов нет. Миллион человек просто растворился в воздухе. Их не депортировали, не расстреляли. Их просто переписали.
Советская власть, когда нарезала границы новых республик (Узбекистана, Таджикистана и т.д.), решила упростить сложную этническую карту региона. Нужно было создать крупные "титульные" нации.
Сарты оказались в сложном положении. По языку они были ближе к узбекам, а по культуре - к таджикам. В итоге большевики приняли волевое решение: записать всех сартов узбеками.
Это был чисто политический ход. Исчезновение целого народа произошло тихо, без шума и пыли. Ирония судьбы: народ, который составлял костяк сопротивления Советской власти, был ассимилирован этой же властью одним росчерком пера в паспорте. Сегодня о сартах вспоминают только историки, а их потомки считают себя чистокровными узбеками.
Почему они проиграли?
Басмачество не могло победить, и дело не только в пулеметах Красной Армии. Сами лидеры движения не смогли договориться между собой. Курбаши часто враждовали друг с другом за влияние и добычу, забывая про "священную войну".
К тому же большевики быстро учились. Поняв, что силой веру не сломать, они сменили тактику. Начали открывать национальные школы, перестали так жестко давить на ислам (на время, конечно), стали привлекать местную элиту к управлению.
Народ устал от войны. Крестьянину нужно растить хлопок и кормить детей, а не бегать по горам с винтовкой. К началу 30-х годов движение выдохлось. Командиры либо погибли, либо бежали в Афганистан.
Сегодня историю пытаются перекроить, делая из басмачей рыцарей без страха и упрека. Но истина, как всегда, сложнее. Для кого-то они были защитниками веры, а для кого-то - теми самыми налетчиками, которые забирали последний мешок зерна. История Востока не бывает черно-белой, она всегда соткана из полутонов.
А как вы относитесь к тому, что в бывших республиках СССР сейчас ставят памятники тем, кто воевал против Красной Армии? Это восстановление справедливости или плевок в наше общее прошлое?
Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍
Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй. Спасибо!
А еще у нас есть телеграм канал, в котором мы освещаем уникальный и интересный материал, которого нет на дзене - традиции, народы, обычаи и уникальные места нашей планеты. Присоединяйтесь!"