От «глумления» над Рождеством до «рекламы» домашнего насилия — вспоминаем крупные маркетинговые провалы уходящего 2025 года.
Pims
В июне российская сеть чайных Pims выложила в соцетях ролик с подписью «Pims Police для тех, кто решил приготовить Pims дома». На видео мужчина «досматривает» девушку, которая готовит напитки чайной дома: он хватает её, задирает юбку и прижимает к стеклу. Аудитория такой креатив не оценила. В комментариях под постом многие отметили, что «делать рекламу на насилии — дно», и заявили, что больше не будут ходить Pims.
Вместо извинений бренд поспешил закрыть комментарии под роликом, однако люди продолжали высказываться под другими постами в аккаунте Pims в Instagram (входит в Meta, запрещённую в РФ). Тогда компания дополнила текст публикации словами No harassment (англ. «Нет домогательствам»).
Казалось бы, что на этом история закончилась. Однако чуть позже основатель креативного агентства Avantiina Agency Анастасия Хавалкина опубликовала в своём Telegram-канале голосовое сообщение от сооснователя бренда Артура Шустериоваса. В нём он иронично извинялся за то, что «не убрал молоко в холодильник». Это спровоцировало новую волну недовольства.
Далее Pims опубликовал ещё один ролик, где своеобразному «обыску» подвергся уже мужчина. Под видео также были отключены комментарий, а на следующий день после публикации оно, как и первый пост, было удалено.
Впоследствии Pims всё-таки выпустил официальное заявление о ситуации, но и его аудитория восприняла негативно. А всё из-за того, что бренд попытался оправдаться и отметил, что «Pims — это не для всех».
Шустериовас впервые официально прокомментировал скандал только в декабре. В интервью для «РБК Стиль» сооснователь компании заявил, что ролик был снят в рамках актуального тогда тренда на задержания. Решение снять видео было согласовано, в том числе и с ним. По словам сооснователя Pims, команда подумала, что будет «вайбово» сделать что-то подобное. Он добавил, что реакция, которую вызвала кампания, стала абсолютно непредсказуемой.
«Спустя время я уверен только в том, что эти ролики были ошибкой. Согласовал бы я их, находясь в текущей точке? 100% нет. Контент реально задел людей, в том числе часть аудитории, которая любит нас и покупает наши напитки. И такие комментарии с нашей, с моей стороны тоже были абсолютно некорректны. Мы поняли, как важно быть внимательными к тому, что волнует общество, а ещё что мы не такие опытные и всезнающие, как нам казалось», — пояснил Шустериовас.
American Eagle
В июле в центре скандала оказался американский бренд American Eagle и его новый амбассадор Сидни Суини. Актриса появилась в кампейне бренда, главным слоганом которой стала фраза «У Сидни Суини отличные джинсы». Из-за созвучия слов jeanes (англ. «джинсы») и genes (англ. «гены») аудитория восприняла посыл рекламы неоднозначно. Масло в огонь подлило и то, что в одном из роликом Суини также говорит, что гены передаются от родителей детям и определяют цвет волос, характер, цвет глаз. А потом заявляет: «Мои джинсы — синие».
Аудитория негативно встретила кампанию: в Tiktok её назвали «нацистской пропагандой» и «расистским свистом». Специалист по рекламе и профессор Робин Ланда же объявил, что выражение «хорошие гены» раньше активно использовалось в идеологии американской евгеники.
Бренд поспешил извиниться, отметив, что American Eagle приветствует всех, кто носит их джинсы с уверенностью и что «хорошие джинсы хорошо смотрятся на всех». Однако это не помогло: аудитория продолжила критиковать компанию, а соцсети заполнили ироничные ролики. Сидни Суини также столкнулось с большой волной хейта, но не стала высказываться на эту тему.
Swatch
В августе швейцарский бренд часов запустил новую кампанию, посвящённую коллекции Swatch Essentials. Одной из моделей в ней стал мужчина азиатской внешности. На фотографии для кампейна он делал «раскосые глаз» — жест, когда человек, оттягивает уголки век пальцами в попытке изобразить азиатский разрез глаз. Это вызвало широкое возмущение в Китае: пользователи соцсетей разглядели в фото расизм.
Бренд быстро принёс извинения, заявив, что «принял к сведению опасения», и удалил фотографии. Однако многие китайцы не были удовлетворены таким шагом — они призывали бойкотировать компанию, отмечая, что имидж Swatch в Азии рухнул окончательно.
На инцидент также отреагировал рынок: акции бренда после скандала рухнули на 4%, но затем частично восстановились.
Chery
В ноябре китайский автопроизводитель Chery решил покорить гору Тяньмэнь, известную огромной природной аркой, к которой ведут 999 ступеней. Ранее подобную акцию уже проводил Land Rover, отправив взбираться по ступеням Range Rover Sport P400e. Так компания демонстрировала внедорожные возможности авто.
Chery решил повторить успех Land Rover и таким же образом поднять к арке кроссовер Chery Fengyun X3L SUV. Однако в итоге автомобиль чуть не упал со склона, протаранив ограждение. Компания принесла извинения и пообещала компенсировать ущерб.
McDonald's
В декабре нидерландское подразделение McDonald's выпустило ролик, посвящённый грядущим праздникам. В видео, полностью созданном с помощью искусственного интеллекта, иронично обыгрывалась песня It's the Most Wonderful Time of the Year (англ. «Это самое замечательное время в году») — предпраздничный сезон компания называла «самым отвратительным». Герои ролика страдали от пробок, непогоды, травм и сгоревшей еды. Спасти же их всех от праздничного сумасшествия вызвался McDonald's, который предложил «спрятаться» у него до января.
Ролик встретили неоднозначно: многие пользователи соцсетей назвали его депрессивным, неуклюже снятым, неправдоподобным, бездушным и «слегка демоническим». Большее возмущение у людей вызвало даже не использование AI, а то, как цинично McDonald's отнёсся к празднику. Один из пользователей добавил, что посыл ролика буквально читается как «забудьте о друзьях и семье… съешьте “Биг Мак”».
Компания The Gardening.Club, в которую входит студия The Sweetshop, работавшая над кампанией, встала на защиту ролика. В The Gardening.Club объяснили, что команда тщательно работала и потратила «больше человеко-часов, чем на традиционное производство». Процесс создания видео, по словам представителей, занял «семь напряжённых недель» — и всё это время над ним работали реальные специалисты, а не нейросети.
Однако заявление не помогло: пользователи соцсетей наоборот начали иронизировать над создателями кампании. McDonald's в итоге удалила ролик и отметила, что он стал «важным уроком в процессе изучения эффективного использования AI».
А какие неудачные компании этого года помните вы? Делитесь мнением в комментариях, подписывайтесь на наши каналы в Telegram, ВКонтакте и на YouTube и следите за новостями на нашем сайте.