Начало нашей саги о школе - вот здесь: о программе 2.2, о том, как мы с диагнозом "РАС" на ней оказались, и почему я решилась на то, чего боятся все особые родители, - надомное обучение.
Дорогие мамы сложных ребят, есть среди нас те, кому не становится плохо от фразы «надомное обучение»? Ну вот и мне было. Дурно. Потому что в школе или спецсаду человек занимается, развивается (ну хоть как-то). А главное, его кормят и у меня появляется хоть несколько часов покоя, когда я никого не обслуживаю и не пытаюсь устаканить. У психиатра есть два выходных, совещания с умными коллегами, спокойный обед, а вечером музей или театр. А у меня ничего нет. Работаю в психушечке 24/7 – именно что неприлично звучит, потому что это неправильно. Матери, человеку нужен отдых и восстановление. Да, за счет очного образования.
И вдруг… надомное. Причем добровольно.
Крутите пальцем у виска? Поражаетесь моему мазохизму?
Да нет, всё не так страшно. "Надомное" оно по документам. А по закону школа имеет право обучать ребенка в своем здании, так как это основная форма обучения. То есть формат надомности не отменяет походы в школу ногами с понедельника по пятницу, порой по два раза.
Надомку просто так не получить. Нужны веские основания:
1) желание родителей (в письменной форме, директору - «Прошу перевести моего сына, трататушки…»)
2) медпоказания от лечащего врача, который делает вывод о невозможности обучения вместе со всеми ребятами в классе. В нашем случае это участковый психиатр (плюс подписи из вышестоящего медучреждения, за ними тоже пришлось поездить);
3) психолого-педагогическая характеристика из школы, прочитав которую, психиатр и делает вывод. В нашем случае доктор пациента видела сто раз, как и справку его розовую - вопросов нет, вот вам заключение.
Характеристика была мрачной. Не сформированы, неусидчив, не удерживает, не, не, не, не, не. А тьютор по АООП 2.2 в принципе не положен.
Поэтому мы с папой долго ломали голову, как бы заиметь такого тьютора. Да, я могу сидеть с сыном в классе. Но одноклассники на переменах начнут со мной тусоваться (дети всегда так делают, что со мной, люди, я прямо какой-то аниматор поневоле), а на уроках – просить помощи, отвлекая сына. Он еще и ревновать начнет. И вообще, чужая тетя - более авторитетная фигура в учебном процессе. Многие педагоги жаловались, что их дети других учителей слушаются, а маму, со всем ее ленинским-герценским-шолоховским, - нет. Хоть ты плачь.
В общем, думали мы,гадали, что делать с хроническим просиживанием штанов и пустыми тетрадками... и вдруг оказалось, что можно учиться «надомно», продолжая ходить в школу! Сын, как и все, числится в классе, но не ловит ворон с 9 до 14, а реально УЧИТСЯ. Отдельно, тет-а-тет. Учит не наша классная, а две других учительницы (я им как опытным специалистам очень доверяю). Плюс наша любимая сурдопедагог-дефектолог.
Как устроен учебный процесс? Учимся во вторую смену, уроков по 2-3 в день. Из-за того, что наше личное расписание составлялось аж в октябре, синхронизировать персональные уроки с физкультурой и музыкой в общем классе пока не вышло.
А еще "всенародный" урок длится 30 минут, а наш – 40. И все сорок минут сын вынужден сидеть и пахать. Спрос только с него - этакий жесткий интенсив. И после двух уроков парень покидает школу… со всё теми же глазами по пять копеек.
Что мы проходим? Догоняем далеко убежавших вперед товарищей. Там уже состав числа 8 изучают, а у нас – число 3. Догоним ли? Не знаю. Да и какая разница. Думаю, педагоги со стажем 25-30 лет давно (или сразу) всё поняли, но не хотят расстраивать маму. Руки опустятся: зачем делать уроки, зачем корячиться, зачем вообще учиться, если итог очевиден – вторичная УО и неценз (АООП 2.3 или 8.3)?
Но я сейчас об этом не думаю. Моя родительско-педагогическая задача – «догоняющий онтогенез». Всегда делать больше, чем задано; пройти всё то, что положено. И по итогам растянутого первого класса (май-2027) поставить человеку честную, трудовую, твердую… тройку. Положительную оценку. Чем троечник-нормыш, ничего не делающий в школе (с родителями типа «А Вот Вы У Меня Сами Учились»), «лучше» моего сына, который в свои 8 постоянно (м)учится уже пять лет?
Выгорит затея с надомкой или нет - я без понятия. Вы скажете, наверное, дорогой читатель: вам хорошо - у вас образование, знаете, чему как учить и чинить… Да. Если в целом. Но в деталях - сами знаете кто. А деталек у нас… как у того ИИ-робота, что на презентации рухнул, хотя труда в него вложили ого-го.
В общем, дефектологические знания умножают мамину скорбь. Именно потому, что я слишком хорошо всё вижу и понимаю. И главная моя борьба – с собственным отчаянием от бессилия. (Убеждаю себя, что это НЕ ТАК, я не бессильна - прогресс есть, хоть и крайне медленный.) А не с дефектами развития сына. Стадия "принятие"... ну, почти :)
С проблемами борюсь очевидным способом – делаем дома больше, чем задают. Дополнительные упражнения, задания на прокачку дефицитов, игровые моменты, паузы (попить водички, поскакать, пописать, пардон). Работа по таймеру - он же «звонок с урока». Часы на стене (детские, обучающие) – «будет 45 минут, 15:45 - тогда и конец». Предсказуемый: показываю на таймере 05:33… 30…27…
Прислала учительнице в мессенджер то, что делаем помимо домашки (обсуждали «наглядно-действенную» модель). Она сказала, что это хорошо, но торопиться не надо (от чего я совсем погрустнела – точно, всё с нами ясно старшим товарищам).
Теперь собственно о домашних заданиях. Сын в более медленном режиме проходит программу подготовительной группы детсада – ту, от которой товарищи по классу уже ушли. Прописи, обводки, чтение слогов (1-3 тип). Счетные операции только начинаются - снова повтор садовской программы.
Связную речь вытаскиваем клещами на «Развитии речи» и уроках сурдопедагогики: там из человека вытаскивают именно коммуникацию («ядерное» нарушение при РАС, второй-третий порядок отклонения – при слухе, ради этой прокачки я всю эту эпопею с АООП 2.2 и затевала). Связная не вытаскивается - ясно почему. Мама в отчаянии, учителя говорят – не волнуйтесь, идем в своем темпе.
И куда мы придем?
Неизвестно. Ведь у РАСтущего самурая нет цели – есть только путь…