Найти в Дзене
Motorius

Международные автосалоны все? Мы проверили на себе

Корреспондент Top Gear Сэм Бернетт, посетил в сентябре международный автосалон IAA Mobility в Мюнхене и рассказал, как это было. Международные автошоу (ну или автосалоны) — некогда грандиозные храмы прогресса, где будущее автомобилестроения рождалось под вспышки фотокамер и восхищенные взгляды толп, — сегодня переживают кризис идентичности. На фоне цифровых премьер и флагманских презентаций в отдельных ангарах закономерен вопрос: а не ушли ли традиционные мотор-шоу в прошлое, превратившись в дорогой анахронизм? Чтобы найти ответ, Top Gear в сентябре 2025 года отправил корреспондента Сэма Бернетта на тот берег океана на один из главных европейских салонов — IAA Mobility в Мюнхене. Цель была не просто посчитать концепты и шаги, а почувствовать пульс эпохи. Что осталось от прежней магии — ковров с «запахом века», помпезных пресс-конференций и обязательных костюмов? И что пришло на смену: тихая деловая рутина в полупустых павильонах или новая, более живая и городская форма диалога с миром

Корреспондент Top Gear Сэм Бернетт, посетил в сентябре международный автосалон IAA Mobility в Мюнхене и рассказал, как это было.

Международные автошоу (ну или автосалоны) — некогда грандиозные храмы прогресса, где будущее автомобилестроения рождалось под вспышки фотокамер и восхищенные взгляды толп, — сегодня переживают кризис идентичности. На фоне цифровых премьер и флагманских презентаций в отдельных ангарах закономерен вопрос: а не ушли ли традиционные мотор-шоу в прошлое, превратившись в дорогой анахронизм?

Чтобы найти ответ, Top Gear в сентябре 2025 года отправил корреспондента Сэма Бернетта на тот берег океана на один из главных европейских салонов — IAA Mobility в Мюнхене. Цель была не просто посчитать концепты и шаги, а почувствовать пульс эпохи. Что осталось от прежней магии — ковров с «запахом века», помпезных пресс-конференций и обязательных костюмов? И что пришло на смену: тихая деловая рутина в полупустых павильонах или новая, более живая и городская форма диалога с миром?

Этот материал — не сухой репортаж, а живая хроника одного дня глазами уставшего, но наблюдательного журналиста. День, в котором смешались ностальгия, курьезные встречи, турецкие кроссоверы, китайский прорыв, горчица на джемпере и неуловимая тень Орландо Блума. Пройдемся вместе по залам «Мессе» и улицам Мюнхена, чтобы понять, дышит ли еще это явление — и если да, то чем.

-2

↳ День для прессы, 6:50 утра
Звонит будильник в телефоне. На мгновение я задумываюсь, где нахожусь, и начинаю свой ежедневный аудит того, что у меня болит сегодня утром. Я так устал. Я оставил окно открытым на ночь, чтобы проветрить, и слышу объявления с главного вокзала Мюнхена по соседству. Это второй автосалон, на котором я побываю за последние восемь лет, странно думать, что раньше три или четыре таких события в год были частью расписания. Мне нужен кофе.

↳ 7:05 утра
У меня есть время только на душ и немного потупить на стену. Проверка образа перед выходом из номера. Я выбираю стиль «безработный автомобильный дизайнер»: пиджак и легкий черный джемпер. Раньше нужно было наряжаться на автосалон, как на свадьбу, из-за общения с важными руководителями. Теперь они все носят кроссовки, и никто не знает, как теперь одеваться правильно.

↳ 7:24 утра
В шаттле. Это привилегия — когда тебя бесплатно возят по городу, но она основана на унизительном, но абсолютно точном принципе, что журналистам нельзя доверять добираться куда-либо самостоятельно.

-3

↳ 8:03 утра
Ах, выставочный центр «Мессе». Мгновенная волна ностальгии накрывает меня, когда я выхожу из вызывающего приступы клаустрофобии пространства вращающейся двери (она ручная — мне потребовалось примерно шесть секунд, чтобы понять это). Думаю, это из-за запаха, который исходит от выставочных ковров, которые за неделю принимают на себя трафик целой жизни, а потом отправляются в мусорный контейнер. Главный вход выглядит как вокзал без путей: все в стекле и гигантские экраны.

-4

↳ 8:19 утра
Замечаю концепт Corsa на стенде Opel — он выглядит как CGI-рендер, даже если стоять вплотную. Я никогда не понимал смысла концептов, большинство из них довольно странные. Хотя это смутно напоминает сцену из «Дьявол носит Prada», где зверский редактор журнала в исполнении Мерил Стрип ледяным тоном объясняет, как бесформенный синий джемпер Энн Хэтэуэй — результат многолетних решений индустрии. Здесь, в общем-то, то же самое.

-5

↳ 8:42 утра
Под шоу выделено шесть залов (из 16) — пять с половиной, если включить экзистенциальное убожество зала A3. Он используется лишь наполовину, с горсткой маленьких голых модульных стендов компаний из сферы B2B, но доминирует над ним ряд фудтраков. Я чувствую легкое сочувствие к представителям с потерянным видом, которых на неделю сослали из головного офиса. Названия всех компаний, кажется, написаны с ошибками. Подряд стоят Surprice, Moter и Protean, соревнуясь за сомнительные, но, вероятно, важные B2B-контракты.

-6

↳ 8:56 утра
Турецкий автомобильный бренд TOGG вот-вот начнет презентацию. Слоган на заднике стенда: «Togg’ether beyond» (игра слов: вместе (together) и Togg — 
прим. пер.), что считывается только после тщательного обдумывания. Вот что бывает, если покормить менеджера по маркетингу после полуночи. Сама машина — типичный кроссовер с гигантской решеткой.

↳ 9:09 утра
Сталкиваюсь с главой Общества производителей и продавцов автомобилей (SMMT) Майком Хоузом, который занят решением проблем британской автомобильной промышленности, но не настолько, чтобы не уделить минутку для разговора (я раньше на него работал, так что могу себе позволить). Он фанат таких автосалонов — может, он сможет вернуть былую славу Бирмингему.

-7

↳ 9:23 утра
Пытаюсь посмотреть пресс-конференцию XPeng, но она а) забита до отказа, б) на китайском (есть наушники для перевода, но чтобы добраться до них, придется пробиваться через толпу, как Джон Уик) и в) рядом со мной стоит мужчина, вылитая копия Роба Брайдона, но он испанец, и это очень отвлекает.

↳ 9:27 утра
Меня чуть не сбил с ног немецкий министр, когда я взбирался на оживленный стенд Volkswagen. Почему-то на нем нет ни одной машины, кроме маленького детского концепта ID, представленного еще в марте.

Похоже, сцена используется для череды представлений, но это нормально, потому что я видел все это вчера на предпоказе Volkswagen Group в Мюнхене — серию из четырех небольших электромобилей на одной платформе (самым значимым, вероятно, будет электрический Polo), новый 911 Turbo S и странно выглядящий концепт Audi.

Это было ярко, гламурно и длилось целую вечность. Моя теория: если бы нас продержали там достаточно долго, у нас бы развился маркетинговый эквивалент стокгольмского синдрома, и мы бы полюбили всё. Там был сын Боба Марли, Рохан, он разрисовал ID. Buzz.

-8

↳ 9:34 утра
Только что прошел больше 4 000 шагов. Однажды во Франкфурте я прошел 38 000 шагов, но то была другая эпоха. На стенде Mobileye непрерывно пищит сигнализация на автономном ID. Buzz. Наблюдение, как он въезжает на сцену во время вчерашней пресс-конференции, принесло большое разочарование.

«Инженер замечает, что я над ним смеюсь, и мне приходится изображать интерес к его автономному автобусу в качестве компенсации»

↳ 9:49 утра
Начинается что-то вроде «братской могилы автошоу»: пресс-конференции стартуют у крупных автопроизводителей в дальнем конце каждого зала (хотя их всего четыре, здесь не хватает крупных автопроизводителей), а затем у грядки из мелких коммерческих стендов, которые, вероятно, получают теплое смутное сияние от проходящего мимо потока людей. Я шучу с человеком с японского стенда автозапчастей, что его стенд — это то место, где люди стоят, когда пытаются лучше разглядеть пресс-конференцию на соседнем стенде. Он посмеивается, но в его глазах — боль.

-9

↳ 9:53 утра
Огромная толпа у Leapmotor, где мужчина рассказывает об автомобилях. Я сегодня не могу уследить ни за чем, что происходит, позже прочитаю на сайте TG, что же здесь творилось. Весь ажиотаж вокруг новых китайских брендов, это похоже на переломный момент.

-10

↳ 9:55 утра
Чувствуется, что это немного похоже на национальный салон, но с группой китайских брендов, которые втискиваются внутрь. Volvo здесь, но это грустный маленький стенд, который, вероятно, оплатил местный дилер. Ford, Hyundai/Kia, Renault и Lucid заняли места в основном публичном шоу, которое начнется завтра по всему центру Мюнхена. Это смелая идея, и именно туда были вложены все деньги (2 миллиона фунтов на стенд Mercedes, как я слышал) — в городе есть четыре основные локации, где люди могут увидеть новейшие автомобили по пути с работы или за покупками, вместо того чтобы тащиться на другой конец города в выставочный центр.

-11

↳ 10:01 утра
Смотрю новый электрический GLC на стенде
Mercedes-Benz. Мне нравится задняя часть, но ни один здравомыслящий человек не любит переднюю — Mercedes-Benz предвидел это, поставив забор, который мешает как следует рассмотреть машину спереди. Люди по очереди пытаются запечатлеть его игристую решетку на телефоны. Судя по выражениям их лиц, получается так себе. Естественно.

↳ 10:04 утра
Я всеми руками за приток свежей крови в автомобильную промышленность, но у меня есть проблема с GAC. Не с автомобилями, они выглядят нормально (внедорожник Aion V даже выглядит бодро — он появится в Великобритании в 2026). Дело в том, что он назван в честь звука, который издает мой кот незадолго до того, как я наступаю во что-то мокрое на полу в столовой.

-12

↳ 10:09 утра
Замечаю еще одну толпу людей. Это стенд Smart! В соответствии с наследием бренда он крошечный, и я пропустил его во время предыдущего обхода. Кстати, мне очень нравится, когда у брендов глупые названия, которые представителям компаний приходится упорно произносить каждый раз, когда они их упоминают. Это очень #смешно. Мысленно отмечаю вернуться позже, когда смогу что-то увидеть.

↳ 10:16 утра
Идут приготовления к пресс-конференции на стенде Changan. Мужчина стоит на сцене рядом с загадочным автомобилем (Deepal S05 — представьте Porsche Macan, щурящий глаза), в то время как другие настраивают камеры и проверяют уровень микрофонов. Еще один маленький человечек ходит вокруг автомобиля, отпаривая складки на покрывале, которое вот-вот сорвут. Внимание к деталям — вот что важно.

-13

↳ 11:41 утра
Я столкнулся с Джейсоном Барлоу из TG дважды за последние 10 минут в совершенно разных частях шоу. Он в восторге, что заметил PIX Moving Beastie — беспилотную версию Ariel Nomad для бедных, но у него лучшие диски на шоу. Инженер замечает, что я над ним смеюсь, и мне приходится изображать интерес к его автономному автобусу в качестве компенсации. Сиденье удивительно удобное. Только что прошел больше 7 000 шагов. Ноги начинают слегка ныть.

↳ 11:57 утра
Разговариваю с симпатичными парнями из Project 2|3, инжиниринговой компании, созданной для разработки линейки двух- и трехколесных мотоциклов. Они построили электрический скутер в стиле BMW C1, чтобы попытаться продать его производителям. Он выглядит хорошо, но я сомневаюсь, что топ-менеджер компании импульсивно купит проект байка под белой этикеткой по пути мимо.

-14

↳ 12:14 дня
Германия прогрессивна во многих отношениях, но в некоторых моментах она как дедушка из деревни стабильна — здесь до сих пор есть стендовые модели, а старые сигаретные автоматы стоят между залами.

↳ 12:49 дня
Погодите, может, Smart еще не #представил свой #концепт, потому что стенд подозрительно пуст. Возможно, он где-то еще — Renault сегодня представляет свой новый Clio, причем даже не здесь. Polestar тоже пропустил шоу, но представит свою новую модель 5 в городе позже, у Skoda где-то еще пройдет шикарное мероприятие, посвященное их новому концепту. Очевидно, они не хотели платить за дорогую площадь в «Мессе», но похоже, что здесь развивается своего рода мюнхенский фрик-фестиваль.

-15

Мне нравится этот новый стиль автошоу — безумный центр для прессы и бизнеса с приятным покрытием для потребителей. Журналисты и представители компаний сконцентрированы внутри выставочного центра, проводя важные встречи, но автопроизводители все еще могут тратить деньги на то, чтобы впечатлить потенциальных клиентов гламурными выставочными стендами в городе.

↳ 13:43
Я прошел свои 10 000 шагов, так что, даже если я больше ничего не получу, я на один день ближе к здоровому образу жизни.

«Орландо Блум проносится мимо, пока я выдавливаю горчицу на свой джемпер»
-16

↳ 14:05
Замечаю, как Пол Хоррелл из TG занимается реальной работой, пока я бегал по шоу (10 930 шагов). Он берет интервью у кого-то умного на стенде Rimac Technologies. Я понятия не имею, о чем они говорят.

Кофе прекрасный, и у меня приятная беседа с руководителем отдела коммуникаций Мартой Лонгин. Rimac Technologies (коммерческая часть компании) считает важным быть здесь, на шоу, и проведет множество встреч как с клиентами, так и с поставщиками. Завтра Rimac будет выставлен на коллекционной выставке в городе, но здесь все только для бизнеса. Я жду некоторое время, но Пол все еще разговаривает, так что я ухожу.

-17

↳ 14:39
Экскурсия по стенду BMW. Самое время, когда толпы разошлись. Полностью игнорирую концепты Mini JCW x Deus Ex Machina, от них веет тем, что на стенде не хватает повода для его посещения. Neue Klasse iX3 — не совсем тот уход от нынешнего стиля компании с эстетическими проблемами, на который я рассчитывал… хотя не могу придраться к запасу хода в 805 километров. Мой взгляд притягивает огромный дисплей мультимедиа, который, вероятно, будет установлен в рестайлинговом i7, чтобы переплюнуть Hyperscreen от Mercedes-Benz. Должно быть, он размером в тысячи дюймов, мне нравится. Но BMW не разрешает мне стоять рядом с ним.

-18

↳ 15:18
Очень поздний обед, но уже несколько недель я вспоминаю счастливые моменты с карривурстом на стенде Volkswagen на каком-то из шоу. Я сталкиваюсь с редактором TG Джеком Риксом, который прибегает к помощи главу PR VW в Великобритании Майка Офорда. Безопасность строгая, но с благословения главы коммуникаций Volkswagen меня провожают в шикарный ресторан, расположенный наверху стенда… никакого карривурста. Немного странно для этой компании. Еще одно доказательство неумолимого движения Volkswagen вверх по рынку.

-19

↳ 15:27
Беру братвурст с лотка в центральной зоне «Мессе», заставленной растениями. Если не могу заполучить одну местную икону, возьму другую. И все, что мне это стоит, — эквивалент ежемесячной ипотеки за двухспальную квартиру в Мидлендсе.

↳ 15:28
Орландо Блум проносится мимо, пока я выдавливаю горчицу на свой джемпер. Почему он здесь? Погуглю позже.

-20

↳ 16:24
Ой, опаздываю на представление Skoda Vision O в центре города. На выходе сталкиваюсь с Полом Хорреллом, он тоже направляется в город. Мне отчаянно хочется воспользоваться одним из электросамокатов, которые можно взять в аренду в Мюнхене, почувствовать ветер в волосах. Пол едет на метро, потому что думает, что так быстрее (оказалось, примерно на 40 минут, в основном потому что я дважды заблудился и в итоге прошел через пешеходную зону — 13 157 шагов).

-21

Теперь, когда я увидел будущее, оно не предлагает многого между «стандартная машина, только электрическая» и «персональный автономный вертолет». Но будущее автосалона? С таким балансом оно выглядит хорошо. Может, мне стоит беспокоиться о будущем журналистики, теперь, когда автопроизводители вырвались из стен выставочных залов…