Найти в Дзене
Navygaming Channel

Когда судьбу "Семи провинций" решают не две подводные лодки, а одна 50-кг бомба

Когда-то, давным-давно, возможно в начале 90-х годов ХХ века, в журнале "Океанъ" (именно так, с "твердым знаком") с удивлением прочитал о восставшем броненосце, и это был не всемирно известный "Князь Потемкин Таврический", это был голландский броненосец со странным, трудно переводимым названием "Де Зевен Провинсиен". И до сих пор помню, что в той истории меня удивило две "вещи", первое, что в тридцатые годы ХХ века где то в Индонезии все еще использовались броненосцы (тогда я был свято уверен, что все броненосцы "закончились" еще после Первой мировой). А второй, то что против этого броненосца использовали авиацию, которая быстро добилась своей цели. Даже как то обидно тогда было за этот представитель броненосного флота. И вот решил снова, спустя три десятка лет вновь вспомнить тот случай, но не для того, чтобы пересказать, а чтобы добавить пару "ньюансов". После Первой мировой войны военно-морской флот Нидерландов был не очень большим, к тому же он был разделен на два флота – флот метр
Когда-то, давным-давно, возможно в начале 90-х годов ХХ века, в журнале "Океанъ" (именно так, с "твердым знаком") с удивлением прочитал о восставшем броненосце, и это был не всемирно известный "Князь Потемкин Таврический", это был голландский броненосец со странным, трудно переводимым названием "Де Зевен Провинсиен". И до сих пор помню, что в той истории меня удивило две "вещи", первое, что в тридцатые годы ХХ века где то в Индонезии все еще использовались броненосцы (тогда я был свято уверен, что все броненосцы "закончились" еще после Первой мировой). А второй, то что против этого броненосца использовали авиацию, которая быстро добилась своей цели. Даже как то обидно тогда было за этот представитель броненосного флота. И вот решил снова, спустя три десятка лет вновь вспомнить тот случай, но не для того, чтобы пересказать, а чтобы добавить пару "ньюансов".

После Первой мировой войны военно-морской флот Нидерландов был не очень большим, к тому же он был разделен на два флота – флот метрополии, задачей которого была оборона побережья Северного моря и недопущения его блокады и высадки десанта, и колониальный флот (основной зоной действия которого была Ост-Индия, современная Индонезия). С учетом решаемых задач была выбрана определенная стратегия. В метрополии, на Северном море находятся 4 броненосца береговой обороны, учебный крейсер, 8 старых миноносцев, 9 подводных лодок, 1 минзаг, 1 канонерская лодка. В Ост-Индии - постоянно базировались 1 броненосец береговой обороны, 4 новых легких крейсера, 8 новых эсминцев, 20 подводных лодок, 2 канонерские лодки, 10 минных заградителей и 17 тральщиков. Имелась и группировка морской авиации. Этого хватало чтобы и решать задачи "мирного" времени, и считалось, что данные силы смогут противодействовать агрессии соседних государств, в первую очередь Японии, которая начала проявлять интерес к ресурсам данных территорий.

Броненосец береговой обороны "Де Зевен Провинсиен"
Броненосец береговой обороны "Де Зевен Провинсиен"
Для справки: ТТХ броненосца "Де Зевен Провинсиен": водоизмещение - 6530 т, размерения - 103,5х17,1х6,2 м; ГЭУ - 2ПМ, 8 ПК, мощность - 8000 л.с.; скорость хода -16 уз. запас топлива - 700 т угля; Броня: пояс 150-100 мм, башни 248 мм, палуба 50 мм, рубка 200 мм. Экипаж - 452 чел. Вооружение: 2-283 мм/42,5, 4-150 мм/40, 10-75 мм, 4-37 мм, 2 пул.

Начало Второй мировой войны и события весны 1942 года показали, что голландским силам не удалось устоять перед японскими ударами, но попытку дать отпор голландцы сделали. Действия надводных сил голландского флота хорошо известны, один бой в Яванском море чего стоит! Но в годы Второй Мировой войны в рядах военных моряков стран антигитлеровской коалиции активное участие принимали, в частности, голландские подводники, причем не только на тихоокеанском ТВД.

Схема внешнего вида броненосца "Де Зевен Провинсиен"
Схема внешнего вида броненосца "Де Зевен Провинсиен"

Для подводных сил Королевского Нидерландского ВМФ (Onderzeebootdienst van de Koninkiijke Marine) эта война стала первой, и в ней командиры «О-боотов» (сокращение от голландского «ондерзеебоот» - подводная лодка) записали на свой счёт немало потопленных, боевых кораблей и торговых судов противника. Казалось бы, причем здесь голландский броненосец? Дело в том, что реально история могла повернуться так, что своё боевое крещение голландские подводники могли получить ещё за 7 лет до вступления Королевства Нидерландов во Вторую Мировую войну в мае 1940 года.

Газета с сообщением о мятеже броненосца
Газета с сообщением о мятеже броненосца

...В ночь с 4 на 5 февраля 1933 года на борту голландского броненосца береговой обороны «Де Зевен Провинсиен» («Семь провинции» - одно из традиционных названии боевых кораблей голландского ВМФ начиная с XVII века), стоявшего в Олеле (северная оконечность острова Суматра, Нидерландская Ост-Индия, по другим данным - порт Котарадиа) произошёл бунт части экипажа. Мятежный броненосец двинулся вдоль юго-восточного побережья острова к Сунда-Страйт - Зондскому проливу. В советский период причиной мятежа назывались социальные причины на основе существовавшего неравества между голландскими и индонезийскими матросами и военнослужащими, входившими в состав королевской армии Нидерландской Индии и флота. Современные данные свидетельствуют о том, что причиной стало решение сократить зарплаты матросам колониального флота (голландцам - на 14%, матросам-индонезийцам - на 17%).

Захват броненосца произошел бескровно, восставшие дождались, когда командир корабля и часть офицеров сойдут на берег, после чего все оставшиеся на борту офицеры и унтер-офицеры были арестованы. Восставшие полностью контролировали броненосец, подняли якорь и вышли в море. Командиру корабля, после того как ему сообщили о случившемся только и оставалось как добрать до берега бухты и наблюдать выходящий из нее «Де Зевен Провинсен».

Выход броненосца в море
Выход броненосца в море

Надо отдать должное "невезучему" командиру, он быстро принял необходимое решение и вскоре вместе с своими офицерами (которые участвовали в банкете, устроенном администрации портового городка)
на вспомогательном судне «Альдебаран», стоящем в бухте, "бросился" в погоню. Понятно, что как то воздействовать на броненосец "Альдебаран" не мог, но мог следить за ним и наводить на мятежный корабль силы флота, которые вскоре были собраны. Между тем восставшие не особо прятались, а двинулись на юг вдоль побережья Суматры в сторону Сурабаи.

Как говорят, "радиостанция броненосца передавала требования требования восставших – не снижать зарплату матросам, а повысить её, уравнять зарплаты моряков индонезийцев и голландцев, и амнистировать задержанных на авиабазе Морокрембангане" (на этой базе за несколько дней до восстания также произошел бунт по тем же причинам). Как видим никаких "революций" и призывов к захвату власти, ))).
Легкий крейсер "Ява"
Легкий крейсер "Ява"

Командование флота в Сурабае была проинформировано об уходе броненосца. Командования Королевского Ост-Индийского ВМФ и Нидерландской Индийской эскадры, в состав которой входил броненосец, сразу же приняли решительные меры к перехвату взбунтовавшегося корабля. Основу отряда, который должен был найти и остановить мятежный корабль составили новый голландский легкий крейсер «Ява» и два новых эсминца «Эверстен»
и «Пит Хейн» (будущие герои боев с японцами). Кроме этого, выделялось
звено гидросамолетов «Дорнье» DJ «Wal», способных брать на борт
бомбы.

В число назначенных в эту операцию были включены и две подводные лодки - К VII и К XI. Любопытно, что в некоторых публикациях они ошибочно обозначаются как К-7 и К-11, что не совсем верно (точнее совсем неверно), так как все субмарины Нидерландской Индийской эскадры имели литерно-цифровые обозначения, состоящие из буквы "К" и порядкового номера лодки, обозначенного римской цифрой - в отличие от подводных лодок метрополии, имевших в своём названии букву "О" и арабскую цифру!

Для справки: ТТХ подводной лодки К VII: водоизмещение (надводное/подводное) - 507/649 т; размерения- 57,31х5,6х3,82 м; ЭУ - 2 Д/2ЭД, мощность - 1200/400 л.с.; скорость хода - 13,5/8 узлов; дальность плавания - 3500 (11)/25 (8), экипаж - 31. Вооружение - 1х1-75-мм, 1-12,7-мм пулемет, 6-450-мм ТА, 12 торпед.
Голландская подводная лодка K VII
Голландская подводная лодка K VII

Эти лодки вступили в строй в 1922 и в 1924 годах соответственно, имели по 31 члену экипажа и были неплохо вооружены: на «семёрке» было шесть 457-мм торпедных аппаратов (из них 4 - в прочном корпусе, по два в носу и в корме, еще два - спаренные поворотные, на палубе), одно 76,2-мм орудие и 12,7-мм пулемёт, а К XI имела четыре 457-мм аппарата (по два в носу и в корме) и ещё два 533-мм (оба - носовых) плюс 88-мм орудие и крупнокалиберный пулемёт.

Выступая на заседании Генеральных Штатов Королевства Нидерландов парламентарий Колейн, по словам автора советской монографии о описываемых событиях А.Б.Беленького, «…под аплодисменты правых депутатов потребовал торпедировать «Зевен Провинсиен» и пустить его ко дну». А что, вполне демократичное предложение!

Для справки: ТТХ подводной лодки К XI: водоизмещение (надводное/подводное) - 612/828 т; размерения- 66,7х6,15х3,78 м; ЭУ - 2 Д/2ЭД, мощность - 2400/654 л.с.; скорость хода - 17/8 узлов; запас топлива - 46,7 т соляра, дальность плавания - 3500 (8)/25 (8), экипаж - 31. Вооружение - 1х1-88-мм, 1-12,7-мм пулемет, 2-533-мм (носовые, 4 торпеды), 4-450-мм ТА (8 торпед).
Голландская подводная лодка K XIII, однотипная K XI
Голландская подводная лодка K XIII, однотипная K XI

Командование же Королевского Ост-Индийского ВМФ, исходя из необходимости «идти на риск полного уничтожения броненосца», запланировало нанести по нему в первую очередь бомбовый удар с воздуха, используя для этого так же выделенные для операции 4 гидросамолёта морской авиации (Marine Luchtvaartdienst (MLD) - три летающие лодки «Дорнье Do 15» (так называемые «Милитэр-Валь») и один поплавковый торпедоносец «Фоккер Т.IV W». Лишь «в случае, если атака с воздуха не дала бы ожидаемого результата, «Зевен Провинсиен» должны были торпедировать подводные лодки» (по данным А.Б.Беленького).

Летающая лодка "Дорнье"
Летающая лодка "Дорнье"

Однако, по данным зарубежных историков, назначенный командовать соединением кораблей и самолётов, направленных против мятежного броненосца, капитейн-тер-зее (капитан 1 ранга) ван Дюльм «не имел никакой концепции их [подводных лодок] использования».

Гидросамолет «Фоккер Т.IV W»
Гидросамолет «Фоккер Т.IV W»

Обе назначенные для операции субмарины были направлены из базы в Макассаре на Южном Целебесе (ныне - Уджунгпаданг, остров Сулавеси) в район Зондского пролива с задачей патрулировать выход из него в Яванское море. Хотя они и вышли в море в самом начале мятежа, но в решающий день 10 февраля ни одна из них еще не установила связи с флагманским кораблём ван Дюльма - лёгким крейсером «Ява» являвшимся так же флагманом и всей Нидерландской Индийской эскадры в целом (кстати, до крейсера эти функции выполнял как раз «Де Зевен Провинсиен»).

Предполагаемые курсы броненосца и подводных лодок
Предполагаемые курсы броненосца и подводных лодок

10 февраля 1933 года в районе Зондского пролива крейсер «Ява» и два эсминца встретились с броненосцем. Кстати, этому в немалой степени способствовало то, что все это время вспомогательное судно «Альдебаран» продолжал
следовать за броненосцем и своевременно докладывал о его местонахождении. Любопытно, что командир крейсера "Ява" не торопился вступать в артиллерийский бой с броненосцем, осознавая его достоинства, несмотря на то его отряд состоял из современных судов. Немецкие 283-мм/42,5 орудия главного калибра «Де Зевен Провинсен» вызывали "уважение", а броневой пояс толщиной до 150 мм заставлял задуматься о том, как крейсеру с 152-мм орудиями нанести поражение такому противнику.

-12

Видя нерешительность восставших, которые не отреагировали на призывы сдаться, и при этом не сделали даже попыток показать решительность своих действий (башни броненосца были развернуты "по-походному даже после встречи с "полицейской" эскадрой), ван Дюльм приказал гидросамолетам атаковать "Де Зевен Провинсиен".

Броненосец, который еще не стал канонерской лодкой
Броненосец, который еще не стал канонерской лодкой

Это оказалось не сложно, так как восставшие так и не решились обстреливать даже самолеты. Гидросамолеты имели только 50-килограммовые
авиабомбы, и потопить броненосец они, вряд ли могли. Но одна из
авиабомб разорвалась на ходовом мостике, была уничтожена часть мостика вместе с радиорубкой, погиб 21 матрос, многие были ранены, в том числе один из руководителей восстания. В один момент весь революционный комитет корабля был выведен из строя - это сразу все изменило. Матросы выпустили арестованных офицеров, которые подняли белый флаг. На мостике
броненосца полыхал пожар, восстание закончилось, а вскоре на борт уже поднялась абордажная партия с "Явы". Вот так судьбу мятежа решила всего одна 50-килограмовая авиабомба, удачно сброшенная на броненосец лётчиком одного из «Дорнье» ван Бюринком.

Крейсер "Ява"
Крейсер "Ява"

Через год ван Дюльм получил звание схаут-бей-нахта (шаутбенахт(?), контр-адмирала), не исключено, что в этом немалую роль сыграло умело руководство им операцией против мятежного броненосца. Что же касается голландских субмарин - то роль подводных лодок оказалось сведённой к нулю.

Любопытно, но настоящую же известность фамилия «ван Дюльм» получила в годы Второй Мировой войны, когда носивший её лейтенант-тер-зее-эерде-классе (капитан-лейтенант) - сын командира крейсера «Ява», командуя новейшей подводной лодкой О 21, менее чем за три месяца боевых действий на Средиземном море потопил 2 вражеских парохода и субмарину противника, а затем уже в Индийском океане прибавил к ним вражеский военный транспорт.

Голландская подводная лодка
Голландская подводная лодка

Дожили до начала войны и обе «несостоявшиеся героини» статьи: несмотря на свой «преклонный» возраст, они всё ещё оставались в строю к 8 декабря 1941 года, когда голландцы вступили в войну на Тихом океане. К XI не одержала в ней ни одном победы, однако смогла благополучно дожить почти до самого окончания боевых действий, 24 февраля 1945 года была исключена из списков Королевского Нидерландского ВМФ и в последствие пошла на слом. К VI повезло меньше: официально числясь в резерве, 18 февраля 1942 года она была потоплена с 13 членами своего экипажа прямым попаданием авиабомбы во время массированного налёта японской авиации на главную базу Нидерландской Индийской эскадры в Танджунг-Пераке (Сурабая, остров Ява).

Налет японской авиации на Сурабаю
Налет японской авиации на Сурабаю

Другой жертвой этого же налёта стала канонерская лодка «Сурабая» - так после мятежа стали классифицировать и именовать бывший броненосец береговой обороны «Де Зевен Провинсиен» - несостоявшуюся в феврале 1933 года цель для подводных лодок КVII и КXI.

Плавучая батарея (канонерская лодка) "Сурабая"
Плавучая батарея (канонерская лодка) "Сурабая"

Броненосец, получивший повреждения во время мятежа, был отремонтирован, а потом выведен в резерв. Однако через три года, в 1935 году, он был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, переведен на жидкое топливо и переименован в «Сурабаю» (видимо чтобы ничего не напоминало о прошлом).

Для справки: ТТХ плавучей батареи "Сурабая": водоизмещение - 5644/6510 т, размерения - 101,5х17,7х6,15 м; ГЭУ - 2ПМ, 3 ПК, мощность - 7500 л.с.; скорость хода -16 уз; Дальность плавания - 2100 (16) или 5100 (8) миль. Броня: пояс 150-100 мм, башни 248 мм, палуба 50 мм, рубка 200 мм. Экипаж - 448 чел. Вооружение: 2-283 мм/42,5, 2х1-150 мм/40, 2х1-75 мм/55, 2х1-40-мм, 3х2 -12,7-мм пулемета.

Вспомнили о нем уже с началом войны с Японией, и «Сурабая» стала плавучей батареей. 18 февраля 1942 года корабль получил серьезные повреждения при налете японской авиации и 3 марта был затоплен своей командой. Японцы его подняли и использовали как блокшив. И уже окончательно броненосец со странным названием был потоплен авиацией союзников в 1943 году. Так вот получилось, что именно авиация трижды сыграла ключевую роль в "нейтрализации" этого корабля. Судьба.

P.S.Если понравилось - кнопка для желающих поддержать автора - ниже, называется "Поддержать", )).