Когда-то, давным-давно, возможно в начале 90-х годов ХХ века, в журнале "Океанъ" (именно так, с "твердым знаком") с удивлением прочитал о восставшем броненосце, и это был не всемирно известный "Князь Потемкин Таврический", это был голландский броненосец со странным, трудно переводимым названием "Де Зевен Провинсиен". И до сих пор помню, что в той истории меня удивило две "вещи", первое, что в тридцатые годы ХХ века где то в Индонезии все еще использовались броненосцы (тогда я был свято уверен, что все броненосцы "закончились" еще после Первой мировой). А второй, то что против этого броненосца использовали авиацию, которая быстро добилась своей цели. Даже как то обидно тогда было за этот представитель броненосного флота. И вот решил снова, спустя три десятка лет вновь вспомнить тот случай, но не для того, чтобы пересказать, а чтобы добавить пару "ньюансов".
После Первой мировой войны военно-морской флот Нидерландов был не очень большим, к тому же он был разделен на два флота – флот метрополии, задачей которого была оборона побережья Северного моря и недопущения его блокады и высадки десанта, и колониальный флот (основной зоной действия которого была Ост-Индия, современная Индонезия). С учетом решаемых задач была выбрана определенная стратегия. В метрополии, на Северном море находятся 4 броненосца береговой обороны, учебный крейсер, 8 старых миноносцев, 9 подводных лодок, 1 минзаг, 1 канонерская лодка. В Ост-Индии - постоянно базировались 1 броненосец береговой обороны, 4 новых легких крейсера, 8 новых эсминцев, 20 подводных лодок, 2 канонерские лодки, 10 минных заградителей и 17 тральщиков. Имелась и группировка морской авиации. Этого хватало чтобы и решать задачи "мирного" времени, и считалось, что данные силы смогут противодействовать агрессии соседних государств, в первую очередь Японии, которая начала проявлять интерес к ресурсам данных территорий.
Для справки: ТТХ броненосца "Де Зевен Провинсиен": водоизмещение - 6530 т, размерения - 103,5х17,1х6,2 м; ГЭУ - 2ПМ, 8 ПК, мощность - 8000 л.с.; скорость хода -16 уз. запас топлива - 700 т угля; Броня: пояс 150-100 мм, башни 248 мм, палуба 50 мм, рубка 200 мм. Экипаж - 452 чел. Вооружение: 2-283 мм/42,5, 4-150 мм/40, 10-75 мм, 4-37 мм, 2 пул.
Начало Второй мировой войны и события весны 1942 года показали, что голландским силам не удалось устоять перед японскими ударами, но попытку дать отпор голландцы сделали. Действия надводных сил голландского флота хорошо известны, один бой в Яванском море чего стоит! Но в годы Второй Мировой войны в рядах военных моряков стран антигитлеровской коалиции активное участие принимали, в частности, голландские подводники, причем не только на тихоокеанском ТВД.
Для подводных сил Королевского Нидерландского ВМФ (Onderzeebootdienst van de Koninkiijke Marine) эта война стала первой, и в ней командиры «О-боотов» (сокращение от голландского «ондерзеебоот» - подводная лодка) записали на свой счёт немало потопленных, боевых кораблей и торговых судов противника. Казалось бы, причем здесь голландский броненосец? Дело в том, что реально история могла повернуться так, что своё боевое крещение голландские подводники могли получить ещё за 7 лет до вступления Королевства Нидерландов во Вторую Мировую войну в мае 1940 года.
...В ночь с 4 на 5 февраля 1933 года на борту голландского броненосца береговой обороны «Де Зевен Провинсиен» («Семь провинции» - одно из традиционных названии боевых кораблей голландского ВМФ начиная с XVII века), стоявшего в Олеле (северная оконечность острова Суматра, Нидерландская Ост-Индия, по другим данным - порт Котарадиа) произошёл бунт части экипажа. Мятежный броненосец двинулся вдоль юго-восточного побережья острова к Сунда-Страйт - Зондскому проливу. В советский период причиной мятежа назывались социальные причины на основе существовавшего неравества между голландскими и индонезийскими матросами и военнослужащими, входившими в состав королевской армии Нидерландской Индии и флота. Современные данные свидетельствуют о том, что причиной стало решение сократить зарплаты матросам колониального флота (голландцам - на 14%, матросам-индонезийцам - на 17%).
Захват броненосца произошел бескровно, восставшие дождались, когда командир корабля и часть офицеров сойдут на берег, после чего все оставшиеся на борту офицеры и унтер-офицеры были арестованы. Восставшие полностью контролировали броненосец, подняли якорь и вышли в море. Командиру корабля, после того как ему сообщили о случившемся только и оставалось как добрать до берега бухты и наблюдать выходящий из нее «Де Зевен Провинсен».
Надо отдать должное "невезучему" командиру, он быстро принял необходимое решение и вскоре вместе с своими офицерами (которые участвовали в банкете, устроенном администрации портового городка)
на вспомогательном судне «Альдебаран», стоящем в бухте, "бросился" в погоню. Понятно, что как то воздействовать на броненосец "Альдебаран" не мог, но мог следить за ним и наводить на мятежный корабль силы флота, которые вскоре были собраны. Между тем восставшие не особо прятались, а двинулись на юг вдоль побережья Суматры в сторону Сурабаи.
Как говорят, "радиостанция броненосца передавала требования требования восставших – не снижать зарплату матросам, а повысить её, уравнять зарплаты моряков индонезийцев и голландцев, и амнистировать задержанных на авиабазе Морокрембангане" (на этой базе за несколько дней до восстания также произошел бунт по тем же причинам). Как видим никаких "революций" и призывов к захвату власти, ))).
Командование флота в Сурабае была проинформировано об уходе броненосца. Командования Королевского Ост-Индийского ВМФ и Нидерландской Индийской эскадры, в состав которой входил броненосец, сразу же приняли решительные меры к перехвату взбунтовавшегося корабля. Основу отряда, который должен был найти и остановить мятежный корабль составили новый голландский легкий крейсер «Ява» и два новых эсминца «Эверстен»
и «Пит Хейн» (будущие герои боев с японцами). Кроме этого, выделялось
звено гидросамолетов «Дорнье» DJ «Wal», способных брать на борт
бомбы.
В число назначенных в эту операцию были включены и две подводные лодки - К VII и К XI. Любопытно, что в некоторых публикациях они ошибочно обозначаются как К-7 и К-11, что не совсем верно (точнее совсем неверно), так как все субмарины Нидерландской Индийской эскадры имели литерно-цифровые обозначения, состоящие из буквы "К" и порядкового номера лодки, обозначенного римской цифрой - в отличие от подводных лодок метрополии, имевших в своём названии букву "О" и арабскую цифру!
Для справки: ТТХ подводной лодки К VII: водоизмещение (надводное/подводное) - 507/649 т; размерения- 57,31х5,6х3,82 м; ЭУ - 2 Д/2ЭД, мощность - 1200/400 л.с.; скорость хода - 13,5/8 узлов; дальность плавания - 3500 (11)/25 (8), экипаж - 31. Вооружение - 1х1-75-мм, 1-12,7-мм пулемет, 6-450-мм ТА, 12 торпед.
Эти лодки вступили в строй в 1922 и в 1924 годах соответственно, имели по 31 члену экипажа и были неплохо вооружены: на «семёрке» было шесть 457-мм торпедных аппаратов (из них 4 - в прочном корпусе, по два в носу и в корме, еще два - спаренные поворотные, на палубе), одно 76,2-мм орудие и 12,7-мм пулемёт, а К XI имела четыре 457-мм аппарата (по два в носу и в корме) и ещё два 533-мм (оба - носовых) плюс 88-мм орудие и крупнокалиберный пулемёт.
Выступая на заседании Генеральных Штатов Королевства Нидерландов парламентарий Колейн, по словам автора советской монографии о описываемых событиях А.Б.Беленького, «…под аплодисменты правых депутатов потребовал торпедировать «Зевен Провинсиен» и пустить его ко дну». А что, вполне демократичное предложение!
Для справки: ТТХ подводной лодки К XI: водоизмещение (надводное/подводное) - 612/828 т; размерения- 66,7х6,15х3,78 м; ЭУ - 2 Д/2ЭД, мощность - 2400/654 л.с.; скорость хода - 17/8 узлов; запас топлива - 46,7 т соляра, дальность плавания - 3500 (8)/25 (8), экипаж - 31. Вооружение - 1х1-88-мм, 1-12,7-мм пулемет, 2-533-мм (носовые, 4 торпеды), 4-450-мм ТА (8 торпед).
Командование же Королевского Ост-Индийского ВМФ, исходя из необходимости «идти на риск полного уничтожения броненосца», запланировало нанести по нему в первую очередь бомбовый удар с воздуха, используя для этого так же выделенные для операции 4 гидросамолёта морской авиации (Marine Luchtvaartdienst (MLD) - три летающие лодки «Дорнье Do 15» (так называемые «Милитэр-Валь») и один поплавковый торпедоносец «Фоккер Т.IV W». Лишь «в случае, если атака с воздуха не дала бы ожидаемого результата, «Зевен Провинсиен» должны были торпедировать подводные лодки» (по данным А.Б.Беленького).
Однако, по данным зарубежных историков, назначенный командовать соединением кораблей и самолётов, направленных против мятежного броненосца, капитейн-тер-зее (капитан 1 ранга) ван Дюльм «не имел никакой концепции их [подводных лодок] использования».
Обе назначенные для операции субмарины были направлены из базы в Макассаре на Южном Целебесе (ныне - Уджунгпаданг, остров Сулавеси) в район Зондского пролива с задачей патрулировать выход из него в Яванское море. Хотя они и вышли в море в самом начале мятежа, но в решающий день 10 февраля ни одна из них еще не установила связи с флагманским кораблём ван Дюльма - лёгким крейсером «Ява» являвшимся так же флагманом и всей Нидерландской Индийской эскадры в целом (кстати, до крейсера эти функции выполнял как раз «Де Зевен Провинсиен»).
10 февраля 1933 года в районе Зондского пролива крейсер «Ява» и два эсминца встретились с броненосцем. Кстати, этому в немалой степени способствовало то, что все это время вспомогательное судно «Альдебаран» продолжал
следовать за броненосцем и своевременно докладывал о его местонахождении. Любопытно, что командир крейсера "Ява" не торопился вступать в артиллерийский бой с броненосцем, осознавая его достоинства, несмотря на то его отряд состоял из современных судов. Немецкие 283-мм/42,5 орудия главного калибра «Де Зевен Провинсен» вызывали "уважение", а броневой пояс толщиной до 150 мм заставлял задуматься о том, как крейсеру с 152-мм орудиями нанести поражение такому противнику.
Видя нерешительность восставших, которые не отреагировали на призывы сдаться, и при этом не сделали даже попыток показать решительность своих действий (башни броненосца были развернуты "по-походному даже после встречи с "полицейской" эскадрой), ван Дюльм приказал гидросамолетам атаковать "Де Зевен Провинсиен".
Это оказалось не сложно, так как восставшие так и не решились обстреливать даже самолеты. Гидросамолеты имели только 50-килограммовые
авиабомбы, и потопить броненосец они, вряд ли могли. Но одна из
авиабомб разорвалась на ходовом мостике, была уничтожена часть мостика вместе с радиорубкой, погиб 21 матрос, многие были ранены, в том числе один из руководителей восстания. В один момент весь революционный комитет корабля был выведен из строя - это сразу все изменило. Матросы выпустили арестованных офицеров, которые подняли белый флаг. На мостике
броненосца полыхал пожар, восстание закончилось, а вскоре на борт уже поднялась абордажная партия с "Явы". Вот так судьбу мятежа решила всего одна 50-килограмовая авиабомба, удачно сброшенная на броненосец лётчиком одного из «Дорнье» ван Бюринком.
Через год ван Дюльм получил звание схаут-бей-нахта (шаутбенахт(?), контр-адмирала), не исключено, что в этом немалую роль сыграло умело руководство им операцией против мятежного броненосца. Что же касается голландских субмарин - то роль подводных лодок оказалось сведённой к нулю.
Любопытно, но настоящую же известность фамилия «ван Дюльм» получила в годы Второй Мировой войны, когда носивший её лейтенант-тер-зее-эерде-классе (капитан-лейтенант) - сын командира крейсера «Ява», командуя новейшей подводной лодкой О 21, менее чем за три месяца боевых действий на Средиземном море потопил 2 вражеских парохода и субмарину противника, а затем уже в Индийском океане прибавил к ним вражеский военный транспорт.
Дожили до начала войны и обе «несостоявшиеся героини» статьи: несмотря на свой «преклонный» возраст, они всё ещё оставались в строю к 8 декабря 1941 года, когда голландцы вступили в войну на Тихом океане. К XI не одержала в ней ни одном победы, однако смогла благополучно дожить почти до самого окончания боевых действий, 24 февраля 1945 года была исключена из списков Королевского Нидерландского ВМФ и в последствие пошла на слом. К VI повезло меньше: официально числясь в резерве, 18 февраля 1942 года она была потоплена с 13 членами своего экипажа прямым попаданием авиабомбы во время массированного налёта японской авиации на главную базу Нидерландской Индийской эскадры в Танджунг-Пераке (Сурабая, остров Ява).
Другой жертвой этого же налёта стала канонерская лодка «Сурабая» - так после мятежа стали классифицировать и именовать бывший броненосец береговой обороны «Де Зевен Провинсиен» - несостоявшуюся в феврале 1933 года цель для подводных лодок КVII и КXI.
Броненосец, получивший повреждения во время мятежа, был отремонтирован, а потом выведен в резерв. Однако через три года, в 1935 году, он был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, переведен на жидкое топливо и переименован в «Сурабаю» (видимо чтобы ничего не напоминало о прошлом).
Для справки: ТТХ плавучей батареи "Сурабая": водоизмещение - 5644/6510 т, размерения - 101,5х17,7х6,15 м; ГЭУ - 2ПМ, 3 ПК, мощность - 7500 л.с.; скорость хода -16 уз; Дальность плавания - 2100 (16) или 5100 (8) миль. Броня: пояс 150-100 мм, башни 248 мм, палуба 50 мм, рубка 200 мм. Экипаж - 448 чел. Вооружение: 2-283 мм/42,5, 2х1-150 мм/40, 2х1-75 мм/55, 2х1-40-мм, 3х2 -12,7-мм пулемета.
Вспомнили о нем уже с началом войны с Японией, и «Сурабая» стала плавучей батареей. 18 февраля 1942 года корабль получил серьезные повреждения при налете японской авиации и 3 марта был затоплен своей командой. Японцы его подняли и использовали как блокшив. И уже окончательно броненосец со странным названием был потоплен авиацией союзников в 1943 году. Так вот получилось, что именно авиация трижды сыграла ключевую роль в "нейтрализации" этого корабля. Судьба.
P.S.Если понравилось - кнопка для желающих поддержать автора - ниже, называется "Поддержать", )).