Когда мне было лет 7-8, отец впервые отвел меня в Ичери Шехер. Хотя исторический центр Баку находился не так далеко от места нашего жительства (в кинотеатр Азербайджан я уже бегал с дворовыми), но ходить в Крепость без взрослых мне было категорически запрещено. Почему, я понял позже, когда несколько раз, уже подростком, получал от местной шпаны. Даже в юности были серьезные конфликты.
Крепостные недолюбливали чужаков, особенно городских из Центра, считали их выпендрежниками, франтами и маменькиными сынками. Причем действовали по одному принципу: сначала запускали молодняк младшего школьного возраста, который цеплялся к выбранной жертве, а потом подтягивались бездельники лет 16-18-ти. Главарь обычно был за двадцать лет.
Традиционно, с высоких материй защиты детей все скатывалось к меркантильному требованию денег. В случае отказа окружали и били. Не сильно, но оскорбительно, известными бакинскими ударами: гапаз, щилля, тяпик. Серьезная драка начиналась только тогда, когда сопротивление было серьезным.
Как-то, мне тогда было лет 15-16, мы пришли командой на разборки. Никого, естественно, не нашли. Зато через несколько минут пришел участковый и стал у нас выпытывать, для чего десяток кабанов пришло в его владения. Как мне кажется, там исторически все было между собой связано.
И это тоже бакинская специфика.
С одной стороны, плохо, с другой — никогда не доходило до серьезных травм.
Прогулка по местам бакинской молодости
Начну, пожалуй, как и в прошлой статье, с одного из популярных в Баку ракурсов — снимков с Девичьей башни в направлении Музея Ленина.
Вид с Девичьей башни на проспект
К сожалению, до 1964 года, когда Девичья башня стала музеем, подниматься на ее крышу было невозможно. В старинные времена смотрители поднимались по кольцевому спиральному выступу на внутренней части стены, который был шириной всего 50 сантиметров. Знакомые нам лестницы — это продукт XX века.
Пишу это к тому, что до середины 60-х годов Баку был лишен шикарного места для съемок городской панорамы. Правда, частично эту проблему восполнял Дом Гаджинского (1912), но он был недоступен простым горожанам.
Возможно, у кого-то, как первоначально и у меня, возникнет вопрос: а где же Дом Гаджинского, который должен закрывать обзор? Но все проясняется, если глянуть на карту.
Повезло, что старые строения конца XIX века подняли только на два этажа, может специально, чтобы оставить такой хороший вид на проспект.
На этой панораме еще нет "Нового Интуриста", хотя какие-то строительные краны уже стоят. Через четыре года все уже совсем по-другому: гостиница почти закончена.
Обратите внимание, и панорама города чуточку изменилась, появились высокие здания, даже на самом проспекте.
В 80-х уже все совсем иначе: автомобилей стало значительно больше, а две современные гостиницы и комплекс многоэтажек по Гаджибекова явно выделяются на городской панораме.
И наконец, современный вид:
Кстати, надстройку, на здании по бывшей Зевина, снесли.
Площадь перед стадионом Ленина
Удивительный снимок, сделанный на следующий год после пуска в эксплуатацию станции метро "Гянджлик".
Тишина и спокойствие. Только во время футбольных матчей —оживление. А уже лет через 10 здесь будет не протолкнуться.
В пятиэтажке, вроде, была поликлиника, а в перпендикулярно стоящем здании — спортивный (врачебно-физкультурный) диспансер. Приходилось в нем бывать по молодости.
А так это не мой район, я его хорошо узнал после школы, когда стал захаживать к друзьям из Физкультурного института.
Хагани
Сразу видно, что снимок любительский. Человек явно снимал не шикарное здание ахундовской библиотеки, а удивившую его скульптуру на здании бывшего Дворца культуры горнорабочих.
Потом в нем размещался Дворец пионеров, в начале времен независимости — турецкое консульство, а сейчас — Союз композиторов Азербайджана.
При этом сохранены скульптуры Степана Эрьзя, что создает некий диссонанс с назначением здания.
А вот скульптура на крыше, хорошо знакомая бакинцам, к сожалению, утеряна.
БНЗ им. XXII съезда КПСС
Очень редкий и качественный снимок. Я не нашел его аналогов в Сети, хотя помню по открыткам и книгам о Баку.
Тот, кто хоть раз проезжал по Рабочему проспекту, не мог не заметить этот завод. Он был, наверное, единственным в Черном городе, который, продолжая традицию старых бакинских нефтяных предприятий, оставался ухоженным.
Помню, даже в трудные годы второй половины 80-х, когда с продуктами были большие сложности, работники БНЗ могли покупать дефицитные продукты в своем магазине. И зарплаты там, вроде, не задерживали.
Памятник Мусабекову
Ни разу не видел этот памятник живьем, а теперь, похоже, и не увижу (его убрали в 2008 году).
Я как-то писал о загадочной истории этого памятника.
История с Мусабековым темная. Его расстреляли в 1937 году, обвинив в организации антисоветского заговора. Вместе с ним была расстреляна сестра, одна из самых известных азербайджанок-революционерок, Айна Султанова.
Их тела сожгли в крематории Донского монастыря , а не захоронили в безымянной могиле, как было принято.
В 1956-м реабилитировали. Причем выяснилось, что их оклеветал министр внутренних дел Азербайджанской ССР Агасалим Атакишиев, карьерный рост которого проходил в НКВД, а потом в КГБ.
В том же 1956 году Атакишиев был приговорен к 25 годам, но выпущен в 1969 году...
Самое интересное, что памятник сестре стоит, а брату убрали.
Главный корпус АзИНЕФТЕХИМа
Не знаю, какого года снимок, не нашел его аналогов, но помню, как разительно отличались два первых этажа здания, построенные в 1899 году, от двух более новых.
Может, кто помнит, когда достраивался АзИ? Потому что в Сети информацию об этом я не нашел, а судя по виду, это были не совсем далекие времена.
В начале XX века место с фотографии выше выглядело так:
Чайхана в Крепости
Эта чайхана была достаточно известной в советское время и всегда удивляла своим видом.
Лично я считал, что она специально была отделана под старину достаточно странным образом.
Однако на самом деле это то, что осталось от старинной мечети-медресе XV века. Видимо, в советское время не решались снести столь значимый памятник Баку средних веков, но и говорить открыто о его религиозном назначении не хотели.
Удивительно, но даже во времена независимости, помещение медресе использовалось под торговый объект, хотя и было взято под охрану государством.
Конечно, колоритно: продаются товары народных промыслов, но все-таки...
Помогите с определением места
В Баку было столько подобного рода мест, что я даже с районом определиться не могу.
Бакинский пляж
Апшеронский пляж непонятной локализации.
Какие-то горы на горизонте слишком странные, не похожие на те, что видны со стороны Шихова.
Хотя, возможно, просто снято на большем удалении, с захватом более высоких пиков. Помните этот снимок?
Ушел отдыхать, вернусь завтра.