Продолжение. Начало второго путешествия здесь.
ПУТЕШЕСТВИЯ В МЕСТА ОТДАЛЁННЫЕ ДУБЫНИ НИКИТИЧА ПАКЕТИКОВА, ТЕПЕРЬ УЖЕ ВТОРОЕ - В ШИНАНАЙДАОПИЮ
Глава VII
Встреча с Ермолаем Кузовковым. Автору приходится чесаться. Ловкая проверка со стороны советника.
На обозначенной встрече Ермолай Кузовков принялся вовсю демонстрировать свой революционно-консервативный нрав, а ещё периодически напоминал мне не забывать закусывать.
- Знаешь, Дубыня, за что я тебя уважаю? - спросил он. - В отличие от меня, который, как говорится, и нашим, и вашим, ты чётко никому! У нас поговорку на эту тему даже придумали: "ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса".
Дальше Ермолай рассказал, как в молодости собирал грибы. Ну, это не очень интересно. Это у него просто к слову пришлось, когда закуска замелькала перед глазами. А вот дальше снова зазвучали речи не о жизни, а о разных фикциях.
- Я ведь по молодости тоже разные философские книжки читал, - вещал двойной советник, - и тоже пришёл к выводу, что не всякая противоположность имеет отношение к диалектике. Это я так вспоминаю твой пример про орла и решку. Ещё меня нервировало, когда начинали говорить про диалектическое противостояние положительных и отрицательных сторон в каком-либо явлении, про хорошее и дурное, про добро и зло, а потом выяснялось, что противоположности должны для развития находиться в единстве и взаимосвязи, чтобы образовывали устойчивый баланс как полюса у магнита, а стало быть, чем больше делаешь в одну сторону, тем больше в конечном итоге получится и в противоположную. У нас поговорку на эту тему даже придумали: "не делай добра, не получишь зла". И наоборот, если не делать никому зла, то, в строгом соответствиии с законами диалектического развития, не будет и никакого добра! Или вот, к примеру, представь ещё такой изврат: если делать как можно больше глупостей, то в итоге выйдет очень много умностей. Или, чтоб хорошо жилось всем, а не только кому-нибудь одному, нужно делать так, чтоб хорошо жилось только кому-нибудь одному, а не всем. И так далее. Как ты на это смотришь?
- Плохо я на это смотрю.
- Вот и я тоже!
Тут мы снова закусили.
- Как ты думаешь, почему эта проблема? - спросил Ермолай, расслабленно закинув себе две ноги за две ноги..
- Предположу, что, во-первых, противоположности должны быть не просто противоположностями, а иметь, грубо говоря, векторный характер, поскольку они про развитие. Во-вторых, противоположности нельзя давать в отрыве от объекта или явления, которое они образуют в единении, поскольку этот объект или явление тоже про развитие.
- Не очень сейчас понял, что ты сказал, но да ладно. Авось, когда-нибудь потом дойдёт. У нас поговорку на эту тему даже придумали: "сидит, надувается, по три дня в лапти обувается". Да меня и другое, честно говоря, больше гложет. Когда перед твоим изгнанием выступал профессор Шариков, он же наш товарищ Мудрый лев, мне показалось, у тебя повертелось что-то ответное на уме, но ты не решился это озвучить. Может, хотя бы мне сообщишь?
- Не, там всё было, как и задумано. Только чуть-чуть мелькнула идея, что надо бы проверить: а вдруг лучше бы не ускорить, а замедлить процесс перехода от капитализма к капитализму? Я ведь себе выдумал, что российская Гигантская октябрьская социалистическая революция обрела трагический характер диалектической противоестественности, прежде всего, как раз из-за того, что там хотели результат слишком быстро. А потом догадался, что Мудрый лев несёт просто весёлую чепуху, поэтому я и успокоился.
- Молодец!
Тут мы опять закусили
- Знаешь, почему я работаю сразу на обе стороны? - доверительно произнёс Ермолай. - Потому что от перемены орла на решку и обратно монета не меняется. У нас поговорку на эту тему даже придумали: "стабильность - признак мастерства". В нашей стране была куча попыток самых разнообразных форм, типов, видов, режимов и характеров правления, но каждый раз потом выяснялось, что кардинально ничего не меняется, что лучше всего к властной кормушке пристраиваются, мягко говоря, не самые лучшие люди. У нас поговорку на эту тему даже придумали: "чему быть, того не миновать". Думаю, каким-то макаром сказывается то, что каждый народ заслуживает ту власть, которую заслуживает. У нас поговорку на эту тему даже придумали: "короля делает свита". И я слишком хорошо представляю, что представляет из себя эта свита, то есть народ в среднем. У нас поговорку на эту тему даже придумали: "где народ, там и правда". Вот ты что думаешь о среднем шинанайдаопском народе?
В этот раз двойственный советник задал такой вопрос, на который сам же постарался дождаться моего ответа.
- Средний народ меня не любит.
- Ну, это понятно! Потому что ты ни нашим, ни вашим. А хоть какое-то отрицательное качество у народа видишь?
Я принялся чесаться, морщить лоб, вздыхать...
- Ладно, не мучайся, вижу, что ещё не думал, - прервал мои старания Ермолай. - А я вот подобрал пару наблюдений. Во-первых, ты изучал что-нибудь на тему психологического лидерства? Допустим, в каких-нибудь велогонках лидер - это тот, кто вырвался вперёд остальных, причём самое шикарное, когда настолько вперёд, что отсталые уже даже спину лидера могут терять из виду. В психологии лидерство трактуется не просто по-другому, оно там вообще в каком-то смысле полностью противоположно! В психологии лидер тем шикарнее, чем больше вокруг себя сможет собрать людей, другими словами, чем меньше он отрывается от окружающих. Я бы, конечно, такого человека предпочёл называть не лидером, а середняком, центром, пупом общества. Собирает он вокруг себя спутников и сильно влияет на них не потому, что самый первый, а потому что психологически самый тяжёлый. Но кто я такой, чтоб оспаривать устоявшуюся теорию?! Другое дело - это применение теории на практике. Вот тут я вообще охреневаю. Кто бы ни попадал из шинанайдаопцев в тяжёлые лидеры, все желают, чтоб их воспринимали как лидеров почему-то именно в значении "первые". Государь наш вон себя позиционирует именно как первое лицо государства, а вовсе не как какое-то среднее или тяжёлое! У нас поговорку на эту тему даже придумали: "первый блин комом". Во-вторых, по долгу службы и зову дружбы я регулярно отсматриваю дискуссии на темы, содержащие неприкрытое желание поменять нашу власть. Естественно, в первую очередь в этих дискуссиях авторы отмечают нелады этой самой власти. С наглядными примерами, с доказательной статистикой, ссылками на солидные источники и храбрыми воззваниями перетряхнуть такую власть. Во вторую очередь участники дискуссий наконец-то припоминают, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает, и начинают охаивать окружающих, что те своей вялостью, молчаливостью и безучастностью допустили такую власть. Тоже с наглядными примерами, с доказательной статистикой, ссылками на солидные источники и эмоциональными призывами народу всколыхнуться. Но самое интересное - нет никакой очереди, когда авторы посвящали бы аналогичные выступления в свой адрес. Чтоб тоже с наглядными примерами, с доказательной статистикой, ссылками на солидные источники и жёсткими требованиями потрястись. Словно бы для того, чтоб увидеть и правильно оценить свой ум, нужно уметь взглянуть на него со стороны, а для этого нужно хотя бы немного с этого ума подальше сойти, но не удаётся. В лучшем случае что-то очень коротко буркнут, но таким тоном, чтобы не оставляло сомнений - отмеченные недостатки свойственны большинству или даже вообще всем. А то эти авторы ещё и могут навернуть что-нибудь саркастическое, чтоб выходило, что автор, может, и плох, но все остальные вокруг него - ещё хуже! И вот мне почему-то кажется, что лучше всего подобные авторы заслуживают такой власти, которая ловко обличает чужие глупости, но свои категорически «не замечает». У нас поговорку на эту тему даже придумали: "в огороде бузина, а в Киеве дядька". Если ты ещё сомневаешься, то закономерность, как положено, работает и в обратную сторону. Чем дольше правит правитель, тем точнее по нему можно вычислить ум среднего и потому самого массового подчинённого. Например, наш Государь уже второй раз переизбрался. И этот наш Государь поддерживает идею, что мир не может быть устроен однополярно с единым центром, откуда всё мировое сообщество управляется. Но это он поддерживает только применительно к внешней политике. Когда же дело касается внутренней политики, то этот наш Государь изо всех сил старается выстроить вертикаль власти лишь с одной вершиной, с одним Государем, с одной столицей.... Не правда ли, странно? Неужели, пока мы рассматриваем страну в качестве элемента системы, то мы должны иметь в виду одни законы функционирования системы, а когда рассматриваем страну в качестве системы элементов, то актуальны уже другие законы? У нас поговорку на эту тему даже придумали: 'вы не понимаете, это другое!'. Вот это и есть суть нашего шинанайдаопца: чёткое понимание, чем все окружающие отличаются от самого себя.
Мы опять закусили.
- Ну и что ты теперь на это скажешь? - поинтересовался Ермолай у кого-то. По косвенным признакам стало понятным, что у меня.
- Думаю, - взялся разглагольствовать я, - смена форм правлений у вас в Шинанайдаопии раз за разом возвращает всё назад из-за того, что не меняется что-то содержательное. Если хочется, чтоб смена власти не оказалась чисто декоративной, надо менять как раз то, что устанавливает эту власть. То есть менять не верхи, не низы, а средний уровень. А средний - это когда есть по отношению к нему и получше, и похуже. И эту середину надо соответствующе готовить. Был учёными когда-то осуществлён один занятный психолого-педагогический эксперимент. В эксперименте присутствовало четыре группы испытуемых, а сам эксперимент состоял из трёх этапов. На первом этапе первая группа решала очень лёгкие задачи и у неё, естественно, задачи были в итоге решены на сто процентов. Вторая решала задачи чрезвычайно сложные и, естественно, получила ноль решений. Третья группа решала задачи переменной сложности и получила решаемость на уровне около половины. Наконец, четвёртая группа ничего не решала. На втором этапе эксперимента всем четырём группам дали заведомо нерешаемые задачи, однако о нерешаемости не сказали ни слова. Все группы логично показали решаемость ноль процентов. Наконец, на третьем этапе эксперимента всем группам дали задачи умеренной тяжести. И лишь только третья группа успешно справилась с этими задачами. Остальные же испытуемые оказались морально деморализованы вторым этапом. Теперь представим дикую ситуацию. Например, есть первая группа СМИ, которая всячески превозносит правильные решения даже незначительного характера, допустим, у какого-нибудь Государя, и всячески избегает указывать на его ошибки даже фундаментального характера. У этих СМИ Государь на сто процентов хорош ('кто, если не он?'). Далее, предположим, есть вторая группа СМИ, которая всячески бухтит о неверных решениях даже незначительного характера, допустим, у того же Государя, и всячески избегает указывать на хоть что-либо государево хорошее. У этих СМИ Государь хорош на ноль процентов ('да хоть кто, лишь бы не он!'). И ещё, допустим, есть группа СМИ, которые вообще Государя никак не трогают, добавляя хорошего или плохого к его образу ровно ничего... Вопрос: а есть ли группа СМИ, которая формирует образ Государя хорошо лишь наполовину? Так сказать, такая группа, которая готовит население не быть морально раздавленным при столкновении с жестокой реальностью? Вот! Надо обязать СМИ каждое своё упоминание о Государе в воспитательных целях строить строго из двух равных частей: хвалительной и ругательной.
- Интересная мысль, - произнёс задумчиво Ермолай. - Надо будет как-нибудь её хорошенько охаять. Но это потом.
Мы опять закусили.
- Ох, я и нажрался! Уже вовсю шатает! - признался я.
- Отлично! - воскликнул мой собеседник. - Признаюсь, я нашу встречу организовал с разными целями. Одна из дополнительных целей появилась благодаря тому, что в наших властных кругах по неизвестной причине совсем недавно объявилась мода пенять друг другу на разные недостатки, выявленные с помощью придуманной на эту тему поговорки: "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Вот я и захотел узнать, что же у тебя действительно на уме. Смотрю, ты всё веселее и веселее! А ну-ка, проверю!
С этим словами Ермолай показал мне одинокий палец. Я радостно в ответ рассмеялся.
- Так я и думал! - прокомментировал Ермолай результаты проверки. - Хотя, на всякий случай, ещё спрошу. Почему ты сейчас смеялся?
- Просто так.
- Всё в точку! Поэтому перехожу к самой основной цели нашей встречи.
После этого Ермолай рассказал мне о диковинном пророчестве старца Козюлькина.
* * *
Продолжение здесь