Первая часть здесь,
Вторая часть здесь,
Третья часть здесь,
Четвертая часть здесь.
В прошлый раз мы говорили о «творческих свиданиях». Раз в неделю пойти куда-нибудь без никого или хотя бы выделить пару часов одиночества дома – задачка не из легких. Не сорваться «заодно» зайти по делам или начать намывать батарею, например. А то она ведь запылилась 😁
У меня был период, когда о том, чтобы целый день побыть одной дома, я могла только мечтать. А уж вырваться без никого не могла даже в ближайший лес. Для меня это тяжело. И сейчас я начинаю понимать, как мне не хватало этого времени.
Это я к чему? Да просто открыла наугад книжку Джулии Кэмерон «Путь художника», я так иногда делаю. Не гадание, но подсказка, что ли.
«Многие из нас обнаруживают, что попусту растратили свой творческий потенциал, безоглядно вкладывая его в чужие жизни, надежды, мечты и планы, оттеснившие и смешавшие собственные».
Знакомо? Мне – очень. Но я понимаю, что тогда по-другому я не могла. В материнстве я выложилась на полную, как спортсмен, который хочет взять золото на олимпиаде. Сейчас вспоминаю и не могу поверить: как меня на всё хватало? Еще ведь и попытки строить научную карьеру.
Но в жизни каждого героя-многостаночника должен возникнуть момент, когда его великие подвиги уже не нужны.
ВЫДЫХАЙ, БОБЁР
Это фраза из дурацкого анекдота, и она мне очень нравится.
Вот вам бобра, кстати:
На самом деле выдыхать еще рано, конечно. Надо зарабатывать деньги. Много денег! Но здоровье не дает развернуться, да еще и само требует денег. Замкнутый круг, да. Не знаю, что с этим делать. Но я уверена, что всё будет хорошо. А может быть, даже и отлично!
Но зато у меня в какой-то момент освободилось место в психике и оперативной памяти, да и времени стало больше.
Кэмерон пишет:
«Мы начинаем воскрешать погребённые мечты. А это непростое дело. Некоторые из них настолько хрупки и неуловимы, что, оставленные без ухода, они напоминают о непоправимости случившегося, вызывая мощную волну отрицательных эмоций. Как горько! Как жалко! Как больно! Именно на этом этапе делаем то, что Роберт Блай называл «рытьем в пепле». Скорбим о том, что потеряли себя. Встречаем извлеченное из завалов собственное «Я», как встречали бы любимого человека, который вернулся с фронта после долгих лет кровопролитной в0йны».
Это выражение «рытьё в пепле» мне почему-то напомнило стихотворение Тютчева. Помните?
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала из в руки и бросала.
Очень красивое и точное стихотворение! Вот продолжение:
«Чтобы творческое возрождение стало возможным, нам придется пережить эту скорбь… Слезы подготовят почву для будущих ростков <…>Это полезная боль. <…>
Убеждаете ли себя в том, что если бы только вы относились бережнее к собственным задаткам, то перестали бы:
>> Говорить себе, что уже слишком поздно за это браться.
>> Ждать, пока у вас появится достаточно денег, чтобы заняться тем, чем вам по-настоящему хотелось бы.
>> Убеждать себя, что в вас говорит исключительно самолюбие, когда вы желаете творчески насыщенной жизни.
>> Доказывать себе, что мечты ничего не значат, потому что это только мечты, а мыслить нужно здраво и практично.
>> Бояться, что родные и друзья подумают, будто вы сошли с ума.
>> Говорить себе, что творчество – это роскошь, а радоваться нужно и синице в руке.
Да-да, снова это «когда-нибудь», которое с 99 % вероятностью перелиняет в «НИКОГДА-НИБУДЬ». Но книжка Кэмерон может помочь. Не вы первый, не вы последний. У нее и правда получилась очень полезная методика. Единственное условие: не просто прочитать и забыть, а делать все упражнения, даже если некогда / не хочется / дискомфортно, и т. п. Ну, или хотя бы процентов 80 упражнений.
Задания к первой главе «Возвращаем себе безопасность» очень важны. В них предлагается «совершить небольшое путешествие во времени» и вспомнить трех «врагов» вашей творческой состоятельности, например, учительницу или соседку по парте, которая когда-то высмеяла вашу работу. А еще вспомнить и записать «жуткую историю» про это. Автор приводит и правда совершенно дикую историю, когда учитель сначала очень хвалил литературные пробы ее «курсиста», а потом начал к нему приставать. И тот уверился: значит, те похвалы были лицемерными, а на самом деле я пишу ужасно… Подсознание милосердно запрятало этот эпизод поглубже. И только когда творить «в стол» и с недоверием относиться вообще к каждой похвале ему надоело, то во время выполнения упражнения и всплыла в памяти та давняя история.
А что со всем этим делать? Кэмерон с долей юмора советует целый комплекс мер. Например, изобразить главного «врага» или ситуацию в виде какого-нибудь монстра и уничтожить или хотя бы перечеркнуть рисунок. Полезно нарисовать комикс, где монстра в конце разрывает на клочки, и повесить над столом.
А еще добавить юмора: написать и отправить себе по почте письмо, можно от лица того обиженного ребенка:
«Выдана справка по требованию. Довожу до вашего сведения, что Анна-Рита дурa и шмакодявка с поросячьими глазками, а я тоже умею грамотно писать».
О том, какую историю вспомнила героиня моего романа «Надо жить» Настя, когда делала это упражнение, я уже рассказывала здесь.
Ну и, конечно, надо вспомнить тех, кто вас поддерживал, хвалил и помогал вам. Это очень важно! И воодушевляющую историю, конечно! Чтобы положительный опыт активировался в памяти и мог в будущем вас поддерживать.
Еще в главе большое место посвящено так называемым «ограничивающим убеждениям» –да-да, вот этот уже навязший на зубах термин тогда, 30 лет назад, явно воспринимался иначе. И на самом деле он довольно четко отражает ситуацию: ведь у человека и правда есть эти самые убеждения, которые, возможно, были подсажены в детстве и давно не соответствуют современности. Ведь жизнь тоже меняется.
Плохие родители и прочите «ответственные лица»?
А вот если посмотреть с другой стороны? Вот, например, я. Я ведь тоже «ответственное лицо», и очень хочу, чтобы у моих детей было в будущем меньше разочарований.
Приведу пример. Но сначала отрывок из Кэмерон:
«Редкая семья, наслышавшись мифов о голодающих живописцах и поэтах, советует детям все-таки выбрать искусство и постараться сделать карьеру именно в этой сфере. Если речь вообще заходит о поддержке, детям посоветуют относиться к искусству, как к увлечению, пестрой мишуре по краям серьезной жизни.
Карьера в искусстве, по представлению многих семей, существует где-то за гранью социальной и материальной реальности: «Искусством и за свет не заплатишь». В результате если ребенка и поощряют в потенциальном выборе искусства как профессии, то просят делать это «практично».
<…> Такие истории случаются слишком часто. Начинающих художников уговаривают стать учителями рисования, скульпторов – преподавать лепку людям с физическими недостатками. Молодых писателей подталкивают в сторону адвокатуры – профессии, требующей владения словом, или медицины – потому что они сообразительны. И ребенок из врожденного рассказчика превращается в способного психотерапевта, который только и делает, что слушает чужие истории».
И что не так? Успех в художественной (в широком смысле) сфере без связей и денег на серьезную раскрутку – типичная ошибка выжившего. Да, вот такое у меня «ограничивающее убеждение»:
«Этим и за свет не заплатишь».
А мой младший сын хочет быть художником-аниматором. Что мне ему сказать? Сынок, тебе 15 лет. На момент твоего входа в карьеру 90 % всего будет делать ИИ. Останутся лишь несколько «модных» профессионалов, но их можно будет пересчитать по пальцам одной руки. Ну ладно, двух».
Вот так я оказалась с другой стороны этой невидимой «баррикады». Кто бы мог подумать, правда?
Ну что ж.
А статью пора заканчивать – и так уже большая получилась. Хотела вам рассказать еще про одно упражнение из этой главы, но в другой раз тогда уж.
Всем хорошего дня! 💓
Вот вам наших зимних оленей:
И еще: