Найти в Дзене
Лара Пра

Музыкальность речи на примере поэзии.

В статье про Речь были перечислены основные характеристики речи. В этой статье будет небольшая попытка понять, каким образом речь связана с музыкой. Смотреть статью "Какой должна быть речь?" https://dzen.ru/a/aP8THBgQKHYE9JOi Смотреть статью "Согласные и гласные, длительности" https://dzen.ru/a/aNzH6pJB7nterdij В школе на уроках литературы вводились понятия стихотворного сложения, связанного с чередованием ударных и безударных слогов. Ямб и хорей — двухсложные стихотворные размеры силлабо-тонического стихосложения. Они различаются позицией ударного слога в стопе: Таким образом вводилось понимание ритма. В русском языке нет жесткой фиксации на местоположении слова в предложении, это дает определенную свободу в акцентировании тех или иных смыслов. Сравните следующие строки: Я пожелал тебе любви. Тебе любви я пожелал. Любви я пожелал тебе. Мы видим три предложения с одинаковым набором слов, в прошедшем времени, с двусложным размером - ямб. Если более детально рассмотреть ритм, то мы увид

В статье про Речь были перечислены основные характеристики речи. В этой статье будет небольшая попытка понять, каким образом речь связана с музыкой.

Смотреть статью "Какой должна быть речь?" https://dzen.ru/a/aP8THBgQKHYE9JOi

Смотреть статью "Согласные и гласные, длительности" https://dzen.ru/a/aNzH6pJB7nterdij

В школе на уроках литературы вводились понятия стихотворного сложения, связанного с чередованием ударных и безударных слогов.

Ямб и хорей — двухсложные стихотворные размеры силлабо-тонического стихосложения. Они различаются позицией ударного слога в стопе:

  • Ямб — ударение падает на второй слог в стопе.
  • Хорей — ударение падает на первый слог в стопе.

Таким образом вводилось понимание ритма.

В русском языке нет жесткой фиксации на местоположении слова в предложении, это дает определенную свободу в акцентировании тех или иных смыслов. Сравните следующие строки:

Я пожелал тебе любви.

Тебе любви я пожелал.

Любви я пожелал тебе.

Мы видим три предложения с одинаковым набором слов, в прошедшем времени, с двусложным размером - ямб. Если более детально рассмотреть ритм, то мы увидим 4-х сегментную структуру. При одинаковом наборе слов и ритмической структуре все три фразы очень сильно отличаются. Достигается этот эффект именно разным местоположением слов в предложении. Так работает синтаксис.

В школе фундаментальные синтаксические конструкции разбираются очень поверхностно, уводя обучение в запоминание: это вот подлежащее, а вот это сказуемое, а это дополнительные члены предложения.

Что такое подлежащее? Это всегда СУБЪЕКТ.

Что такое сказуемое? Это всегда ДЕЙСТВИЕ субъекта.

Также в предложении есть место ОБЪЕКТА действия: субъект совершает действие над объектом. И уже после этой схемы можно понимать, что есть дополнительные уточнения.

В приведенных выше предложениях: субъект - я, действие - пожелал, объект - любви. Расширением смысла является еще один объект "тебе".

А теперь отойдем от слов к структуре. Еще три фразы в том же ритме и тем же слогом ямба:

Я поеду к тебе в Магадан.

К тебе в Магадан я поеду.

В Магадан я поеду к тебе.

Изменилось время глагола. И если сравнить первые предложения в прошедшем и будущем времени, то вы почувствуете, как сильно изменилась тональность. То же самое и с другими строками. Прошедшее время создает атмосферу грусти, ностальгии, воспоминаний. Время будущее - это всегда надежды на что-то новое, хорошее, лучшее. Становится понятным то, что прошлое время глагола формирует минорную тональность высказывания, тогда как будущее время формирует мажор. Это уже музыкальные термины.

Музыка как и речь имеет свойство Перетекаемости: само слово "речь" уже несет в себе смысл потока как реки, который мягко огибает препятствия и течет к цели.

Хорошая стихотворная речь всегда музыкальна. На нее ложится музыка. А это значит, что в стихах есть мажор/минор, ритм, перетекаемость от одного композиционного "блока" к другому - это непрерывность музыкального произведения, в котором ритмично вводится атмосфера: тоника-субдоминанта-доминанта-тоника. Четверостишие целиком может отображать эту схему. В стихах следующая строчка в четверостишии начинается на той же композиционной тональности, где закончилась предыдущая, нет никаких перескоков по тонам. Рифма добавляет ритмичности и формирует особенность композиционного построения, например рифмоваться могут первая и последняя строки четверостишия, также вторая и третья. А можно рифмовать строки через одну: первая и третья, вторая и четвертая. Бывают и более сложные композиционные формы. Например, у Пушкина можно найти даже мажор в форме минора:

В душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты.

Ю.М. Лотман писал: «ритмическое членение текста на изометричные сегменты создает целую иерархию сверхъязыковых эквивалентностей. Стих оказывается соотнесенным с другим стихом, строфа со строфой, глава с главой текста. Эта повторяемость ритмических членений создает ту презумпцию взаимной эквивалентности всех сегментов текста внутри данных уровней, которая составляет основу восприятия текста как поэтического»

Пример последовательного перетекания в стихотворении Пушкина:

Можно сказать, что мы видим последовательные аккорды.

В особенных (пророческих) стихах вы всегда найдете циклические повторения как бы на разных октавах, либо типично музыкальные приемы ввода нового акцента и законченную композиционную форму.

Классическое музыкальное образование доступно не всем. Но вот свою национальную народную музыкальную культуру знают все, через нее с детства ставили детям и слух, и ритм, и голос, и тональности. Вряд ли многие имеют любимое классическое произведение, в котором готовы описать все внутренние процессы трансформации. А спеть народную песню смогут, при этом с трансляцией простых и понятных образов через музыку и слова.

-2

Если к примеру послушать Баха в живом исполнении на органе, то вы пройдете серьезную трансформацию от начала до конца, перед вашим внутренним взором пролетит вся ваша не простая жизнь. Такова задача высших фундаментальных явлений, таких как музыка, поэзия, театр. Они проводят человека от одного состояния через сложные внутренние переживания к другому состоянию. И не важно, слушаете вы Баха, или читаете Есенина, или поете народную песню, эффект будет тот же. Речь прозаических произведений находится на самом нижнем уровне по воздействию, но при этом они также влияют, захватывая внимание сформированными визуальными образами, проводя человека уже через осознанную трансформацию. Да, музыка и поэзия - это трансформация неосознанная, бОльшая часть ваших изменений пройдут мимо вашего внимания, потому что звук без слов либо в форме поэтического музыкального стиха работает мимо сознания личности напрямую с тонкими телами человека.

Что мы знаем о букве-звуке? Максимум, это то, что из звуков можно складывать слова. И еще различаем по твердости/мягкости. Кто-то, кто изучал глубже, понимает, что на звук влияют рядом стоящие буквы. Например, есть даже неблагозвучные сочетания слов:

Я сам в лесу пройду тропой.

В этой фразе сначала слышим свистящее [с], а потом рычащее [р]. Чтобы это услышать, надо фразу именно озвучить, то есть произнести. В голове думая вы этого можете не услышать.

-3

Также есть разные длительности, о чем естественно знают те, кто читает мои статьи.

Смотреть статью БУКВА https://dzen.ru/a/aJIpN-oIKHVwl2rE

Смотреть статью ГРАМОТА https://dzen.ru/a/aJas_EVX3VXl1aUC

«Содержанием искусства как моделирующей системы выступает мир действительности, переведенный на язык нашего сознания, переведенного на язык данного вида искусства. Таким образом, разнонаправленные процессы создания и восприятия искусства могут быть рассмотрены как явления перекодировки с особыми на каждом этапе правилами семантической эквивалентности», – писал Ю.М. Лотман: "информация, заключенная в произведении искусства, неотделима от языка его моделирования и его структуры как знака-модели».

В поэзии и прозе помимо ритма, интонации, акцентов и повторов есть лейтмотив, центрально проходящий через все произведение. Поэму Пушкина "Евгений Онегин" называют словесной музыкой, она легко стала оперой: согласные и гласные звуки в их сочетаниях формируют музыкальную атмосферность через звук и образность.

Ритм, метр и слово как инструмент, по мнению А. Белого, образуют звуковую мелодию. «Инструментовка стиха – это фонетико-стилистический подбор в стихе слов, в которых чередование определенных звуков придает стиху или части его определенный звуковой тембр, а отсюда и яркую эмоциональную окраску. К инструментовке относятся все виды аллитераций, ассонансов, звуковых повторов, звукоподражаний, звукописи».

Также стихи Есенина необычайно лиричны и музыкальны. Он был крестьянского происхождения, поэтому создавал такие стихи, которые звучали как народные песни. Многие из его стихов впоследствии стали песнями.

-4

Подведем итоги.

БУКВА - это кристалл, несет в себе пакеты первичных звуков. Тонкие тела воспринимают в одной букве от 12 до 72 звуков.

СЛОВО - пакет из БУКВ, вибрация среды через перетекающее звучание.

РЕЧЬ - это кристаллическая ЛОГИКА выстраивания последовательности перетекания (через слова), учитывающая многоуровневость процессов.

РИТМ - "первичная речь", ритм перехода между этапами, повтор при распаковке: стихотворная ритмическая форма.

Музыка - это повторение ритмических последовательностей (ритмическая формула (ритмоформула) в музыке — устойчивый ритмический рисунок). Это звук, способный без слов провести ваше сознание через череду образов.

Стихи - это звук, способный своим музыкальным ритмическим построением и речевыми приемами провести ваше сознание через череду образов.

Проза - это звук, способный словами и образами при грамотном удержании внимания провести вас через череду образов. В прозе уже нет явной музыкальности, остается только принцип благозвучности, поэтому ей требуется постоянное удержание внимания сюжетом, характерами, психологическими приемами. Музыкальность проявляется в композиционном построении, особенно хорошо это видно в драматургии.

Например, музыкальности пьес Чехова посвящены некоторые исследования, где разбирается звук (песни, игра на музыкальных инструментах, музыкальное произведение как подтекст, звуки природы, деятельности человека и т.д.), паузы, цвет, пространство, время, протяженность, зримость.

Стихами говорят пророки.

Смотреть статью ПРОРОК https://dzen.ru/a/Z3IPK2kfiQ62Juv8

Перед прочтением статей рекомендовано ознакомиться с введением к статьям https://dzen.ru/b/YisGTSng6ThqXszV