Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

Как работает внимание у детей

Ребёнок может часами строить башню из кубиков, но не выдерживает пять минут за тетрадкой. Это не лень и не упрямство.
Так проявляются возрастные особенности внимания — одной из ключевых функций мозга, от которой зависят обучение, память, речь и даже эмоции. Внимание — это способность мозга отбирать важную информацию из тысяч стимулов, которые нас окружают каждую секунду. На уровне мозга за это отвечает целая сеть: Если связь между этими зонами нарушена, внимание «скачет» — человек не может удерживать мысль, не успевает за потоком задач. Внимание не возникает сразу — оно развивается поэтапно, вместе с созреванием мозга и речи. В наших соцсетях вы можете посмотреть специальный выпуск подкаста “Внимание — главный ресурс нашего времени” с Вячеславом Владимировичем Лебедевым (психофизиолог, основатель Центра детской нейропсихологии и БОС-терапии «Нейрофитнес», сотрудник факультета психологии МГУ).
В подкасте обсудили:
Как устроено внимание и можем ли мы им управлять?
Почему речь — это скр
Оглавление

Ребёнок может часами строить башню из кубиков, но не выдерживает пять минут за тетрадкой. Это не лень и не упрямство.
Так проявляются
возрастные особенности внимания — одной из ключевых функций мозга, от которой зависят обучение, память, речь и даже эмоции.

Что такое внимание и как оно устроено

Внимание — это способность мозга отбирать важную информацию из тысяч стимулов, которые нас окружают каждую секунду.

На уровне мозга за это отвечает целая сеть:

  • Таламус — «фейс-контроль» мозга, решает, что пропустить, а что отсеять;
  • Префронтальная кора — ставит цели и управляет фокусом;
  • Поясная извилина — следит, не сбились ли мы с задачи;
  • Теменная кора — удерживает фокус, как прожектор, на нужном объекте.

Если связь между этими зонами нарушена, внимание «скачет» — человек не может удерживать мысль, не успевает за потоком задач.

Как формируется внимание у ребёнка

Внимание не возникает сразу — оно развивается поэтапно, вместе с созреванием мозга и речи.

-2

В наших соцсетях вы можете посмотреть специальный выпуск подкаста “Внимание — главный ресурс нашего времени” с Вячеславом Владимировичем Лебедевым (психофизиолог, основатель Центра детской нейропсихологии и БОС-терапии «Нейрофитнес», сотрудник факультета психологии МГУ).

В подкасте обсудили:

Как устроено внимание и можем ли мы им управлять?
Почему речь — это скрытая суперсила для фокуса и концентрации?Многозадачность — миф или реальность?
Почему мы бросаем начатое, и как это изменить?
Как создать среду, которая помогает держать фокус детям и взрослым с СДВГ.

СЛУШАТЬ ПОДКАСТ

От пальца к речи: как ребёнок учится управлять вниманием

  1. Внешний контроль: взрослый показывает — «Смотри сюда».
  2. Подражание: ребёнок водит пальцем — его первый “курсор” внимания.
  3. Речь: «Сейчас я читаю», «Теперь убираю» — внимание становится осознанным.
  4. Планирование: ребёнок учится сам ставить цель и удерживать фокус.

Почему внимание “скачет”: это нормально?

Да, если:

  • ребёнок отвлёкся, но потом вернулся к делу;
  • делает паузы, но может продолжить;
  • устаёт, когда скучно или задание слишком сложное.

Это нормальное развитие фильтров внимания.
А вот если ребёнок не может удерживать фокус
даже в игре или разговоре, стоит обратить внимание — возможно, дело не в характере.

Внимание и СДВГ

Если рассеянность постоянна, мешает учёбе и отношениям, возможно, это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Ключевые признаки СДВГ (по DSM-5 и МКБ-11)

  • постоянные ошибки из-за невнимательности;
  • ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;
  • не доводит задания до конца;
  • теряет вещи, забывает инструкции;
  • часто перебивает, не может ждать;
  • кажется «на батарейках» — в движении даже за партой.

Важно: диагноз СДВГ ставится только по совокупности признаков, наблюдающихся не менее шести месяцев и в разных ситуациях — дома, в школе, на кружках.

Скачайте чек-лист критериев СДВГ от PROШКОЛА, чтобы понять, нужно ли обратиться к нейропсихологу.

СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТ

Как помочь ребёнку развивать внимание

1. Тренируйте внимание в игре

Игры «Найди отличие», пазлы, “Что изменилось?”, настольные и подвижные.

2. Используйте речь

Пусть ребёнок проговаривает свои действия:

«Сначала я убираю игрушки, потом читаю книгу.»

3. Визуализируйте задачи

Повесьте на видное место схему: «умылся — оделся — позавтракал».
Это помогает мозгу держать фокус на последовательности.

4. Убирайте “шум”

Меньше фоновых раздражителей: гаджетов, ярких предметов, телевизора во время уроков.

5. Делите задачи на шаги

По словам Лебедева, внимание похоже на марафон:

Как понять, норма это или нарушение?

Норма: ребёнок сосредоточен, когда ему интересно, способен “включиться” с помощью взрослого.
Нарушение: фокус не удерживается ни при каких условиях, даже в любимых играх.

Если сомневаетесь — проведите онлайн-скрининг или консультацию с детским нейропсихологом.

Главное, что стоит запомнить

  • Внимание — не врождённое умение, а навык, который развивается.
  • Оно “растёт” вместе с речью и саморегуляцией.
  • Невнимательность у детей чаще норма, чем диагноз.
  • Своевременная диагностика помогает отличить особенности от расстройства.