Хорошим человеком можно быть – и при этом не иметь никакого отношения к христианству. Эта мысль обычно задевает, потому что звучит как несправедливость. Но именно с нее и начинается честный разговор о том, почему Церковь никогда не оперирует понятием "хороший человек" как духовной мерой. В повседневной речи все просто: хороший – значит порядочный, добрый, отзывчивый, не причиняющий зла. Такой человек вызывает уважение, к нему тянутся, с ним спокойно жить рядом. Но богословие говорит о другом уровне реальности. В Евангелии Христос отвечает юноше, назвавшему Его благим: «Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:18). Это не отказ от доброты, а смещение фокуса: мера добра не в сравнении людей между собой, а в соотнесении человека с Богом. Там, где появляется это соотнесение, слово "хороший" перестает работать. Церковь всегда различала поведение и состояние сердца. Человек может вести себя нравственно, быть честным, помогать другим – и при этом оставаться внутренне замкнутым, самодостато