Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

Фенотипические подтипы аутизма: что показывает современная наука

Аутизм — это спектр, внутри которого сочетаются разные уровни социальных, поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностей. Именно поэтому два ребёнка с диагнозом РАС могут выглядеть совершенно по-разному и нуждаться в разной поддержке. В 2025 году исследователи Принстонского университета предложили фенотипическую модель аутизма, которая помогает лучше понять эту вариативность. На основе большого массива данных они выделили четыре фенотипических подтипа аутизма, связанных с разными клиническими проявлениями и биологическими механизмами . Важно: речь идёт не о новой диагностической классификации, а о научной модели, помогающей глубже понять гетерогенность РАС. Для анализа учёные использовали данные 5 392 детей с аутизмом из крупного исследовательского проекта. Родители заполняли подробные опросники, включающие около 239 показателей, которые отражали: Затем исследователи применили кластерный анализ, который позволил сгруппировать детей не по отдельным симптомам, а по целостным пр
Оглавление

Аутизм — это спектр, внутри которого сочетаются разные уровни социальных, поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностей. Именно поэтому два ребёнка с диагнозом РАС могут выглядеть совершенно по-разному и нуждаться в разной поддержке.

В 2025 году исследователи Принстонского университета предложили фенотипическую модель аутизма, которая помогает лучше понять эту вариативность. На основе большого массива данных они выделили четыре фенотипических подтипа аутизма, связанных с разными клиническими проявлениями и биологическими механизмами .

Важно: речь идёт не о новой диагностической классификации, а о научной модели, помогающей глубже понять гетерогенность РАС.

Как проводилось исследование

Для анализа учёные использовали данные 5 392 детей с аутизмом из крупного исследовательского проекта. Родители заполняли подробные опросники, включающие около 239 показателей, которые отражали:

  • социальную коммуникацию,
  • повторяющееся поведение,
  • внимание,
  • эмоциональные и поведенческие трудности,
  • уровень развития речи, моторики и когнитивных функций,
  • сопутствующие состояния.

Затем исследователи применили кластерный анализ, который позволил сгруппировать детей не по отдельным симптомам, а по целостным профилям проявлений.

4 фенотипических подтипа аутизма

1. Социально-поведенческий подтип (Social / Behavioral)

Для этого профиля характерны:

  • выраженные трудности социальной коммуникации;
  • повторяющееся поведение;
  • нарушения внимания;
  • повышенная тревожность;
  • отсутствие выраженных задержек развития.

Дети с этим подтипом могут иметь сохранный интеллект и речь, но сталкиваться с серьёзными трудностями в регуляции поведения и социальных ситуациях.

2. Смешанный аутизм с задержкой развития (Mixed ASD with Developmental Delay)

Особенности подтипа:

  • значительные задержки речи, моторного и когнитивного развития;
  • более низкий уровень тревожности и гиперактивности по сравнению с другими группами.

Этот профиль чаще диагностируется раньше и требует комплексной, длительной поддержки.

3. Умеренные трудности (Moderate Challenges)

Характерные признаки:

  • симптомы аутизма выражены мягче;
  • трудности всё же заметно превышают уровень нейротипичных сверстников;
  • возможны сложности в обучении, внимании и социальной адаптации.

Такие дети часто «выпадают» из поля зрения специалистов, несмотря на реальные трудности.

4. Широко затронутый подтип (Broadly Affected)

Наиболее тяжёлый профиль, для которого типичны:

  • множественные коморбидные состояния (интеллектуальные нарушения, тревожные и аффективные расстройства, СДВГ и др.);
  • высокий уровень потребности во вмешательствах — медикаментозных, терапевтических, коррекционных.

Почему эти подтипы важны

Исследование показало, что за каждым фенотипическим профилем стоят разные биологические механизмы — от особенностей эмбрионального развития до разных типов генетических вариаций. Это ещё раз подчёркивает: аутизм — не единое состояние, а спектр с разными траекториями развития и потребностями в помощи.

При этом описанные подтипы не включены в DSM-5 или МКБ-11 и пока используются только в научном контексте. Они не заменяют клиническую диагностику, но помогают специалистам и исследователям точнее говорить о разнообразии РАС.

Что это значит для родителей и специалистов

  • Невозможно подобрать «один универсальный подход» для всех детей с аутизмом.
  • Поддержка должна опираться не только на диагноз РАС, но и на индивидуальный профиль трудностей и сильных сторон.
  • Раннее понимание особенностей развития помогает выбрать более точные и щадящие стратегии помощи.

Если вы хотите глубже разобраться в теме РАС

Чтобы родителям и специалистам было проще ориентироваться в современных представлениях об аутизме, мы подготовили материалы, которые помогают выстроить системное понимание РАС:

🔹 Цикл лекций о РАС — о нейробиологических механизмах, развитии, поведении и поддержке детей с аутизмом.
🔹
Памятка по Денверской модели раннего вмешательства — кратко и структурно о том, как поддерживать развитие ребёнка в повседневных взаимодействиях.

Вы можете скачать памятку и получить доступ к лекциям по РАС, чтобы опираться на доказательные подходы и современные данные.

СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ

Выводы

Фенотипические подтипы аутизма показывают, насколько разнообразным может быть РАС — по проявлениям, биологическим механизмам и потребностям в помощи. Такие исследования не вводят новые диагнозы, но помогают двигаться в сторону более точного, индивидуализированного понимания аутизма.

Чем лучше мы учитываем эту вариативность, тем выше шанс подобрать поддержку, которая действительно будет работать — для конкретного ребёнка и конкретной семьи.