Словосочетание «расстройства аутистического спектра» в последнее время стало появляться в новостных заголовках все чаще. Родители настораживаются, специалисты спорят между собой, а статистика фиксирует устойчивый рост диагнозов. Чтобы разобраться, важно понимать: РАС – это не одно заболевание, а целый спектр особенностей развития, который проявляется у каждого человека по-разному.
Просто о РАС
РАС – это:
- трудности в социальном взаимодействии,
- нарушения коммуникации,
- ограничение интересов и повторяющееся поведение (стереотипии),
- трудности в адаптации,
- нарушения сенсорной интеграции.
В международной классификации болезней РАС описывают, как спектр ранних проявлений от легких до самых выраженных трудностей, требующих постоянной поддержки.
Ранние признаки РАС: краткий чек-лист
🧒 До 1 года
- ребенок не проявляет очевидные эмоции, например, от контакта с мамой.
- отсутствует визуальный контакт.
- нет реакции на собственное имя.
- нет лепета, замены разговорной речи жестами.
🧒 До 2 лет
- ребенок не использует язык жестов (например, не указывает на предметы).
- не понимает простых инструкций.
- проявляет эмоции невпопад.
- может наблюдаться регресс (потеря словесных навыков)
Причины развития РАС
Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении – что служит причиной развития расстройств аутистического спектра? Выделяют несколько основных факторов:
- Наследственность – наличие у одного или обоих родителей в анамнезе диагноза РАС.
- Мутации и хромосомные механизмы
- Перинатальные факторы (недоношенность, болезни матери, гипоксия)
- Возраст родителей
- Экология и другие внешние факторы
Почему диагноз РАС стал встречаться чаще?
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2021 г. аутизмом страдал примерно каждый 127-й человек. Различия в распространенности аутизма заметны по полу. По оценкам исследователей, аутизм в 3,4 раза чаще диагностируется у мальчиков.
В 2013 году Минздрав РФ подтвердил, что расстройства аутистического спектра встречаются у каждого сотого ребенка (примерно у 1% детского населения). По данным Росстата на 2024 год, было зафиксировано 76 096 детей с РАС и 5 059 взрослых с РАС.
На первый взгляд, цифры могут показаться невысокими. Но специалисты отмечают, что реальное число может быть в 5–10 раз выше, так как диагностика в регионах развита слабо. Однако в России число диагнозов растёт ежегодно, что связано с:
- улучшением распознавания и диагностики РАС.
- расширением критериев диагностики, что позволяет заметить более широкий спектр проявлений.
- ростом осведомлённости родителей и педагогов.
РАС и нарушения сенсорной интеграции
Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции. Это бессознательный процесс, который позволяет нам адаптироваться в окружающей среде. Головной мозг убирает ненужные сигналы и организует необходимую информацию. Нарушениями сенсорной интеграции страдает каждый шестой ребенок с РАС. Это проявляется в непереносимости шума и яркого света, отвращении к запахам, стереотипиям и неспособностью ощутить свое тело в пространстве.
Причины возникновения нарушений до сих пор не определены точно. Ученые выделяют эти основные факторы:
- генетическая предрасположенность;
- перинатальный фактор (кесарево сечение, гипоксия и др.)
- протекание беременности (заболевания матери, курение и употребление алкоголя).
Когда сенсорная интеграция ребёнка нарушена, возникают трудности восприятия. Мозг не успевает обработать информацию и правильно на неё среагировать. Это приводит к переизбытку или, наоборот, дефициту чувственной информации. Узнать о теме сенсорной интеграции можно подробнее в нашей статье.
К кому обращаться для диагностики РАС?
Первым обратить внимание на странное поведение может педиатр, который направит ребенка на дальнейшую диагностику к детскому психиатру.
Для врача достаточно провести сеанс наблюдения, а также собрать анамнез, чтобы поставить диагноз, но для дальнейшей коррекции важна работа команды, в идеале: психолога, сенсорного терапевта, невролога и логопеда-дефектолога.
Благодаря вкладу каждого специалиста возможно:
- исключить соматические заболевания,
- продолжить развитие когнитивной сферы ребенка,
- исключить раздражители и помочь адаптироваться сенсорно,
- скорректировать нарушения речи,
- научить выстраивать коммуникацию,
- провести работу с родителями.
Работа с ребенком с РАС в России требует большого опыта, а также участия нескольких специалистов для постановки точного диагноза.
Приглашаем вас принять участие в дискуссионном клубе «Работа с РАС в России: новости и пробелы». Вы получите уникальную возможность услышать мнение специалистов об этой проблеме, а также узнать подробнее об их работе.
Спикеры: Цветков Андрей Владимирович, Николаева Ольга Михайловна, Кибрик Анна Андреевна, Володяева Елизавета Игоревна.
А также, вы можете прослушать лекции:
Вебинар «Виды аутизма. Разбор кейса».
Спикеры: Наталья Яковлевна и Михаил Михайлович Семаго.
Вебинар «Ошибки реабилитации детей с РАС и их последствия».
Спикер: Ирина Владиславовна Леонова
Вебинар «Здоровье детей с РАС. Взгляд педиатра»
Спикер: Сиволобов Александр Евгеньевич.
Вебинар: «Метод ABA в работе с детьми с РАС»
Спикер: Юлия Михайловна Эрц.
Вебинар: «Контакт с ребёнком с РАС: сложные случаи. Видео и лайфхаки».
Спикер: Ирина Владиславовна Леонова.
Забрать все лекции можно за 590 рублей по ссылке.
ПОЛУЧИТЬ ЛЕКЦИИ
Что такое ESDM?
Если вы работаете с РАС, то наверняка слышали о Денверской модели раннего вмешательства (Early Start DenverмModel, ESDM).
Главными целями Денверской модели являются развитие коммуникации, речи, социальных и когнитивных навыков ребенка, помощь в адаптации и снижение дефицитов в развитии. ESDM помогает выстроить эффективную работу и достичь результата.
Команда PROШКОЛА разработала памятку для специалистов по работе с ESDM. Переходите по ссылке, чтобы забрать памятку
………………………………………………
Частые вопросы родителей
Как вовремя заметить особенности в развитии ребёнка?
Могут ли дети с РАС учиться в обычных школах и детских садах?
Как помочь ребёнку, не навредив? Какие методы действительно работают, а в какие не стоит верить?
«Каждый метод в свое время и своем месте» – слова Семаго Михаила Михайловича и Семаго Натальи Яковлевны, ведущих спикеров PROШКОЛА, кандидатов психологических наук, клинических психологов, авторов методических пособий и более 150 научных трудов!
Ответы на все эти вопросы уже есть в нашем подкасте «Мама сказала, что я особенный». Смотрите выпуск с четой Семаго
Выводы
Понимание РАС начинается с простого – принятия того, что каждый ребёнок развивается по-своему. В этом нет ничего «неправильного». Детям с РАС может понадобиться больше внимания и поддержки, но в ответ их семья получит новое, более глубокое понимание мира и особенный взгляд на вещи.
РАС – это не приговор и не ограничение. Это другой путь развития, которые станет гораздо светлее рядом с понимающими взрослыми. Главное – идти рядом и не бояться задавать вопросы тем, кто умеет слышать и понимать.