Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

Что такое РАС, и почему об этом стали говорить чаще?

Словосочетание «расстройства аутистического спектра» в последнее время стало появляться в новостных заголовках все чаще. Родители настораживаются, специалисты спорят между собой, а статистика фиксирует устойчивый рост диагнозов. Чтобы разобраться, важно понимать: РАС – это не одно заболевание, а целый спектр особенностей развития, который проявляется у каждого человека по-разному. РАС – это: - трудности в социальном взаимодействии, - нарушения коммуникации, - ограничение интересов и повторяющееся поведение (стереотипии), - трудности в адаптации, - нарушения сенсорной интеграции. В международной классификации болезней РАС описывают, как спектр ранних проявлений от легких до самых выраженных трудностей, требующих постоянной поддержки. 🧒 До 1 года - ребенок не проявляет очевидные эмоции, например, от контакта с мамой. - отсутствует визуальный контакт. - нет реакции на собственное имя. - нет лепета, замены разговорной речи жестами. 🧒 До 2 лет - ребенок не использует язык жестов (например
Оглавление

Словосочетание «расстройства аутистического спектра» в последнее время стало появляться в новостных заголовках все чаще. Родители настораживаются, специалисты спорят между собой, а статистика фиксирует устойчивый рост диагнозов. Чтобы разобраться, важно понимать: РАС – это не одно заболевание, а целый спектр особенностей развития, который проявляется у каждого человека по-разному.

Просто о РАС

РАС – это:

- трудности в социальном взаимодействии,

- нарушения коммуникации,

- ограничение интересов и повторяющееся поведение (стереотипии),

- трудности в адаптации,

- нарушения сенсорной интеграции.

В международной классификации болезней РАС описывают, как спектр ранних проявлений от легких до самых выраженных трудностей, требующих постоянной поддержки.

Ранние признаки РАС: краткий чек-лист

🧒 До 1 года

- ребенок не проявляет очевидные эмоции, например, от контакта с мамой.

- отсутствует визуальный контакт.

- нет реакции на собственное имя.

- нет лепета, замены разговорной речи жестами.

🧒 До 2 лет

- ребенок не использует язык жестов (например, не указывает на предметы).

- не понимает простых инструкций.

- проявляет эмоции невпопад.

- может наблюдаться регресс (потеря словесных навыков)

Причины развития РАС

Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении – что служит причиной развития расстройств аутистического спектра? Выделяют несколько основных факторов:

  1. Наследственность – наличие у одного или обоих родителей в анамнезе диагноза РАС.
  2. Мутации и хромосомные механизмы
  3. Перинатальные факторы (недоношенность, болезни матери, гипоксия)
  4. Возраст родителей
  5. Экология и другие внешние факторы

Почему диагноз РАС стал встречаться чаще?

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2021 г. аутизмом страдал примерно каждый 127-й человек. Различия в распространенности аутизма заметны по полу. По оценкам исследователей, аутизм в 3,4 раза чаще диагностируется у мальчиков.

В 2013 году Минздрав РФ подтвердил, что расстройства аутистического спектра встречаются у каждого сотого ребенка (примерно у 1% детского населения). По данным Росстата на 2024 год, было зафиксировано 76 096 детей с РАС и 5 059 взрослых с РАС.

На первый взгляд, цифры могут показаться невысокими. Но специалисты отмечают, что реальное число может быть в 5–10 раз выше, так как диагностика в регионах развита слабо. Однако в России число диагнозов растёт ежегодно, что связано с:

  • улучшением распознавания и диагностики РАС.
  • расширением критериев диагностики, что позволяет заметить более широкий спектр проявлений.
  • ростом осведомлённости родителей и педагогов.

РАС и нарушения сенсорной интеграции

Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции. Это бессознательный процесс, который позволяет нам адаптироваться в окружающей среде. Головной мозг убирает ненужные сигналы и организует необходимую информацию. Нарушениями сенсорной интеграции страдает каждый шестой ребенок с РАС. Это проявляется в непереносимости шума и яркого света, отвращении к запахам, стереотипиям и неспособностью ощутить свое тело в пространстве.

Причины возникновения нарушений до сих пор не определены точно. Ученые выделяют эти основные факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • перинатальный фактор (кесарево сечение, гипоксия и др.)
  • протекание беременности (заболевания матери, курение и употребление алкоголя).

Когда сенсорная интеграция ребёнка нарушена, возникают трудности восприятия. Мозг не успевает обработать информацию и правильно на неё среагировать. Это приводит к переизбытку или, наоборот, дефициту чувственной информации. Узнать о теме сенсорной интеграции можно подробнее в нашей статье.

К кому обращаться для диагностики РАС?

Первым обратить внимание на странное поведение может педиатр, который направит ребенка на дальнейшую диагностику к детскому психиатру.

Для врача достаточно провести сеанс наблюдения, а также собрать анамнез, чтобы поставить диагноз, но для дальнейшей коррекции важна работа команды, в идеале: психолога, сенсорного терапевта, невролога и логопеда-дефектолога.

Благодаря вкладу каждого специалиста возможно:

  • исключить соматические заболевания,
  • продолжить развитие когнитивной сферы ребенка,
  • исключить раздражители и помочь адаптироваться сенсорно,
  • скорректировать нарушения речи,
  • научить выстраивать коммуникацию,
  • провести работу с родителями.

Работа с ребенком с РАС в России требует большого опыта, а также участия нескольких специалистов для постановки точного диагноза.

Приглашаем вас принять участие в дискуссионном клубе «Работа с РАС в России: новости и пробелы». Вы получите уникальную возможность услышать мнение специалистов об этой проблеме, а также узнать подробнее об их работе.

Спикеры: Цветков Андрей Владимирович, Николаева Ольга Михайловна, Кибрик Анна Андреевна, Володяева Елизавета Игоревна.

А также, вы можете прослушать лекции:

Вебинар «Виды аутизма. Разбор кейса».
Спикеры: Наталья Яковлевна и Михаил Михайлович Семаго.

Вебинар «Ошибки реабилитации детей с РАС и их последствия».
Спикер: Ирина Владиславовна Леонова

Вебинар «Здоровье детей с РАС. Взгляд педиатра»
Спикер: Сиволобов Александр Евгеньевич.

Вебинар: «Метод ABA в работе с детьми с РАС»
Спикер: Юлия Михайловна Эрц.

Вебинар: «Контакт с ребёнком с РАС: сложные случаи. Видео и лайфхаки».
Спикер: Ирина Владиславовна Леонова.

Забрать все лекции можно за 590 рублей по ссылке.

ПОЛУЧИТЬ ЛЕКЦИИ

Что такое ESDM?

Если вы работаете с РАС, то наверняка слышали о Денверской модели раннего вмешательства (Early Start DenverмModel, ESDM).

Главными целями Денверской модели являются развитие коммуникации, речи, социальных и когнитивных навыков ребенка, помощь в адаптации и снижение дефицитов в развитии. ESDM помогает выстроить эффективную работу и достичь результата.

Команда PROШКОЛА разработала памятку для специалистов по работе с ESDM. Переходите по ссылке, чтобы забрать памятку

ЗАБРАТЬ ПАМЯТКУ

………………………………………………

Частые вопросы родителей

Как вовремя заметить особенности в развитии ребёнка?

Могут ли дети с РАС учиться в обычных школах и детских садах?

Как помочь ребёнку, не навредив? Какие методы действительно работают, а в какие не стоит верить?

«Каждый метод в свое время и своем месте» – слова Семаго Михаила Михайловича и Семаго Натальи Яковлевны, ведущих спикеров PROШКОЛА, кандидатов психологических наук, клинических психологов, авторов методических пособий и более 150 научных трудов!

Ответы на все эти вопросы уже есть в нашем подкасте «Мама сказала, что я особенный». Смотрите выпуск с четой Семаго

Выводы

Понимание РАС начинается с простого – принятия того, что каждый ребёнок развивается по-своему. В этом нет ничего «неправильного». Детям с РАС может понадобиться больше внимания и поддержки, но в ответ их семья получит новое, более глубокое понимание мира и особенный взгляд на вещи.

РАС – это не приговор и не ограничение. Это другой путь развития, которые станет гораздо светлее рядом с понимающими взрослыми. Главное – идти рядом и не бояться задавать вопросы тем, кто умеет слышать и понимать.